Классный час Кем быть

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузина Г.В., классный руководитель МБОУ СОШ № 14 г. Брянск

Тематический классный час в 11 классе «Кем быть?»

Цель:

-формировать информационную основу выбора профессии;

-оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;

-помочь избежать ошибок в выборе профессии;

-познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;

-объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;

-формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию

Подготовительная работа: разработка сценария, подготовка презентаций, оформление выставки «В поисках будущей профессии», сообщения учащихся. Проведение комплексного тестирования на профессиональное соответствие.

Ход классного часа

Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем с вами классный час по профориентации, которым мне помогли подготовить ваши одноклассники и школьный психолог (ФИО). И начать я хочу со сценки.

(Слайд 1)

1.Актуализация темы. (Рекламная доска, на которой развешаны объявления о предоставлении и поисках работы)

Выходят юноша и девушка

Ваня: Привет, Настя! Что объявления читаешь? Работу ищешь?

Настя: Да вот читаю объявления и думаю, какую профессию выбрать. Какие специалисты более востребованы на рынке труда, а проучишься 5 лет и будешь без работы сидеть.

Ваня: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?

Настя: Я? Ну…. Может быть, милиционером, а может, бухгалтером. Нет лучше дизайнером!

Ваня: А почему ты решила выбрать такие профессии?

Настя: Престижно, модно. Приходишь куда - нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Жукова».

Ваня (передразнивает): Известный дизайнер Жукова.

А что знаешь об этой профессии?

Настя: Вот поступлю, тогда узнаю.

Ваня: а я так не хочу. Я хочу стать инженером. Но не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится чертить и конструировать. И я уже сегодня много что умею. Я прочитал много книг. Я хочу быть профессионалом в этой области

Настя: Ты серьезно?

Ваня: Вполне! И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.

Настя: Ты думаешь, у меня получится?

Ваня: Если чего - то очень сильно хочешь - непременно получится

Настя: А давайте поговорим о профессиях, ведь мы скоро заканчиваем школу.

(Слайд 2) 1.Вступительное слово учителя.

Настя, именно об этом мы сегодня и погорим. Ведь на этот вопрос через несколько месяцев вы должны будете найти ответ. А этот выбор в ранней юности - один из важнейших. Поэтому тема нашего классного часа «Кем быть?»

Как показало тестирование большинство из вас уже готовы к выбору профессии, но ни один из вас не продемонстрировал высокую степень этой готовности. Значит, наш классный час будет очень актуальным и полезным!

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, что уже сейчас необходимо...( Продолжите фразу). (Ответы детей)

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно не ошибаться.

Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.

3.Целеполагание. В ходе сегодняшней беседы вы должны будете (слайд 3 )

-выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии;

-научиться планировать свою будущую карьеру.

-научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.

4. Беседа. Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймет что ему нужно. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

А возможен и другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого выбирать профессию. Именно такой путь и станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.

- Ребята а как вы думаете какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (Ответы учащихся) Социологи выделяют (Слайд 4 ) следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата.

А кто из вас знает формулу правильного выбора профессии, которая выражается тремя словами: (Ответы учащихся)

(Слайд 5 )

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления. А как вы думаете какая разница между МОГУ и ХОЧУ (Ответы учащихся)

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

5. Работа над составляющими правильно выбора профессии.

Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.

(слайд 6 ) Итак, первая составляющая «Надо» - потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

Ребят а какие профессии наиболее востребованы в наше время(Ответы учащихся)

Ответ на этот вопрос я попросила подготовить (ФИО)

(слайд 7 ) Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:

профессии, связанные со сферой управления

профессии, связанные с внедрением компьютерной техники

строительные профессии

консультирование

профессии в сфере образования

профессии, связанные с сервисом семьи

профессии в области здравоохранения

профессии в области информации и связи

профессии, связанные с банковским делом

профессии в сфере производства

профессии, связанные с туристическим сервисом.

А какие профессии будут востребованы через 6-7 лет и почему??? (Ответы учащихся)

Послушаем сообщение (ФИО)

(слайд 8 ) А через 6-7 лет очень востребованными будут

  1. Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)

  2. Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)

  3. Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»

  4. Профессии, связанные с сервисом

  5. Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)

  6. Медицинские специальности (медсестра, врач)

  7. Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер

Надеюсь сообщение станет полезным для вас при выборе профессии. Так как в именно в то врем вы закончите свое обучение.

(Слайд 9 ) А мы вернемся ко второй составляющей «Хочу» (желания, интересы, склонности). Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Кто-­то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.

Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - про­граммировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно вы­бирать ее в сфере ваших интересов.

Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

О ваших желаниях, интересах, склонностях о каждом из вас сейчас попытается выяснить Лариса Аркадьевна, которая проведет с вами одну из методик «Психогеометрию».

(Слайд 10 ) Тест «Психогеометрия»

-У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (Ответы учащихся) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.

Недавно школьный психолог пыталась определить ваши интересы и склонности в выборе профессий, используя методику Л. Йоваши. Надеюсь что данные результаты помогут вам в вашем выборе


(слайд 11-12 ) Результаты тестирования.

На протяжении многих веков предпринимались также попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим знаком Зодиака.

Профессиональный прогноз (Слайд 13-14 )


Какая же профессия подойдет именно вами и будет соответствовать вашим интересам, характеру? Ответ на этот вопрос, поможет методика, разработанная Е.А.Климовым. Используя ее, школьный психолог определила ваш профессиональных тип и может ознакомить вас с результатами


(слайд 15 ) Результаты тестирования по методике, разработанной Е.А.Климовым

Думаю, что результаты диагностических исследований заставили вас и многом задуматься, а дальнейшем мне хотелось бы, чтобы вы учитывали их при выборе профессии.

(слайд 16 ) Вернемся к последней, третьей составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

Итак, выбор профессии - одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор. Правильно сделанный выбор - это путь к успеху.

Значит чтобы работа доставляла вам удовольствие необходимо (слайд 17 )

Рассказ о выдающихся людях.

- А люди, которые в свое время правильно сделали профессиональный выбор, состоялись не только в профессии, но и в жизни. Они сумели самореализоваться и много сделали для страны, для спорта, культуры, общества. Мне хотелось продолжить наш разговор рассказами, которые подготовили ребята о таких людях, чтобы вы поняли, что успех в жизни во многом зависит от успеха в профессиональной деятельности.


(ФИО) расскажет о С. Федорове, (слайд 18 )

(ФИО) о И. Родниной, (слайд 19 )

(ФИО) о В. Путине, (слайд 20 )


-Я знаю, что многие из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры.

(слайд 21 )10. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

- Ну а «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - так сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (Ответы учащихся) Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства…

Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи

(цель - выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; научиться планировать свою будущую карьеру, научиться адекватно оценивать свои способности и возможности)

-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?

- Поднимите руки у кого совпали результаты методик и ваш выбор? (У совпавших - название профессии, у несовпавших - итог методики и свой выбор)

Хорошо, я надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы вы уходя из класса вы поняли, что (слайд 22 )

  1. судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;

  2. самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

  3. что истинное сокровище для людей - найти себя в труде.

  4. что счастливая, преуспевающая личность сегодня - это… профессионал.

А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте, прочитав стихотворение

«Тропинка» Саматовой Л.С

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном - самым смешным -
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны -
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе -
Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.


Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас.

Материалы и сообщения по профориентации вы можете найти в школьной библиотеке в книгах, предоставленных на этой выставке, в интернете, я с удовольствием помогу вам.

На этом наш классный час закончен. (Слайд 23) Спасибо за работу. И успехов в выборе профессии.




© 2010-2022