Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войныВладивосток в годы Великой Отечественной войны

Накануне начала Великой Отечественной войны Владивосток являлся наиболее сильной военной базой СССР в бассейне Тихого океана. Основу его оборонительных укреплений составляли некоторые восстановленные и реконструированные объекты Владивостокской крепости, упраздненной в 1923 г. но соглашению с Японией. С 1931 но 1934 гг. на островах Русский, Попова и Аскольда, а также на мысе Гамова велось строительство семи новых батарей крупного и среднего калибра. Среди них особое место занимает Ворошиловская батарея с 6 350 мм орудиями линкора «Полтава», принятая на вооружение в 1934 году. Морскую безопасность российских рубежей вплоть до самых отдалённых уголков Дальнего Востока обеспечивал базирующийся во Владивостоке Тихоокеанский флот (с 1935 г.) в 1941 г. включавший в себя 2 лидера, 12 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 46 катеров-тральщиков, 92 сторожевых катера, 91 подводную лодку, порядка 150 торпедных катеров.

Субмарины 2-й бригады подводных лодок, дислоцированной в бухте малый Улисс в черте Владивостока обрели опыт сложнейших походов. Так, уникальным примером военного мастерства Владивостокских моряков является переход подлодки «Щ-112» под командованием М.С. Клевенского, установившего рекорд автономности в 102 суток.

Воздушным щитом Владивостока служили 500 боевых самолётов. Лётчики были воспитаны на славных примерах Владивостокских пилотов Бабенко и Демченко, ещё в 1933 г. совершавших перелёты в отдалённые регионы.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. явилось переломной вехой истории нашей страны. Во Владивостоке известие о начале войны вызвало небывалый доселе подъем патриотизма. Это была необычная реакция населения, почти 10 лет жившего в каждодневном ожидании вооруженного конфликта с Японией, войска которой в полной боевой готовности находились всего в 125 км от города.

Для жителей Владивостока реальным врагом были японские империалисты. По советским данным, в период с 1936 по 1938 г. на дальневосточной границе был доподлинно установлен 231 пограничный инцидент с участием японской военщины. В 1941 г. советские граждане справедливо полагали, что японцы наверняка воспользуются удобным случаем взять реванш за позор тяжелых поражений у озера Хасан и на Халхин-Голе. Поэтому, начало боевых действий на западной границе СССР породило у многих владивостокцев ощущение неизбежности войны на два фронта.

Повсеместно наблюдалась массовая фатальная готовность сражаться до конца с немцами и японцами, постепенно начавшая утихать только в конце 1943 г.

Впрочем, того же мнения придерживался и Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, рекомендовавший командующему Дальневосточным фронтом генералу армии И.Р. Апанасснко в случае начала войны с Японией, уповать только на бастионы и орудия Владивостокской крепости, а также на партизанские базы в дебрях Уссурийской тайги[1].

На фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 - не вернулись домой[2]. Приморцы защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом.

Особая страница военной поры - героизм моряков торгового и транспортного флота. Плавание как во внутренних водах, так и заграничные рейсы, были сопряжены со смертельной опасностью. Вражеские подводные лодки подстерегали наши суда, пиратски нападая на них, топили далеко от родных берегов, а случалось и у нашего побережья. Порой гибель приходила с воздуха, когда корабли пикировали вражеские самолеты. В этих условиях нашим морякам нужно было доставлять грузы, вести караваны, помогать фронту[3].

В годы Великой Отечественной войны Владивосток оказался единственным советским портом, находившимся вне зоны боевых действий, через него шёл большой поток грузов для нужд обороны. Моряки Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг Родины по океанским путям, помогая громить врага своим самоотверженным трудом. Великая Отечественная война стала для Дальневосточного морского пароходства, как и для всего советского народа, тяжелым испытанием.

«Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным» - такие слова высечены на памятнике морякам торгового флота во Владивостоке. Так оно и было - в Тихом океане, Арктике и Атлантике суда ДВМП, доставляли важнейшие грузы для фронта, подвергались атакам самолетов и подводных лодок.

Не все вернулись в родные порты, но никто не спустил флага перед врагом. Уже осенью 1941 года припортовые улицы Владивостока стали заполняться иностранными грузами. Почти половина всех поступавших из США по ленд-лизу грузов прошла через дальневосточные порты: Владивосток принял 8 млн. тонн грузов - в четыре раза больше, чем Мурманск. При этом советские суда ходили без конвоя, в одиночку, постоянно подвергаясь задержаниям и атакам со стороны японцев. Формально соблюдая нейтралитет, те объявили фактическую войну торговым судам, потопив шесть из них. Еще тринадцать судов погибли при невыясненных обстоятельствах.

С началом войны практически весь флот ДВМП был привлечен к военным перевозкам. Как правило, суда были плохо вооружены, но им все равно удавалось давать отпор врагу. Пароход «Уэлен», следуя из Новой Зеландии, подвергся атаке подводной лодки. Враги не боялись торгового судна и всплыли рядом с ним, чтобы расстрелять в упор. Однако все вышло наоборот, «Уэлен» сумел серьезно повредить подлодку.

Первым судном Дальневосточного морского пароходства, вступившим в схватку с немецкими захватчиками, стал пароход «Декабрист», брошенный на произвол судьбы английскими военными кораблями при переходе из Исландии в Мурманск. 8 декабря 1941 г. команда корабля героически вступила в противоборство с вражеской авиацией и, выйдя из этого поединка победительницей, 20 декабря 1941 г. привела судно в Мурманск[4]. Не меньшее мужество проявили в те трагические годы, команды других пароходов из Владивостока - «Старый большевик», «Киев», «Белоруссия» др.

Экипаж парохода «Киев», следуя в составе северного конвоя, пулеметным огнем отогнал самолеты от английского корвета «Вlаск Рlу», а вскоре именно команда корвета спасала экипаж потопленного «Киева».

Команда парохода «Перекоп» во время бомбежки подожгла в бочках промасленные тряпки для имитации прямых попаданий. Увидев густой черный дым, японский бомбардировщик улетел. Когда обман раскрылся, на уничтожение парохода было направлено уже 17 самолетов. Но и они долгое время впустую расходовали боезапас - настолько умело капитан маневрировал судном. Несколько дней охотились враги и за танкером «Майкоп» сбрасывая на него бомбы, торпеды, поливая огнем из крупнокалиберных пулеметов[5].

Далеко не все суда ДВМП вернулись в порт приписки, 25 из них остались в морской пучине. Многие приморцы погибли, другие умерли от ран, голода и холода, покинув суда на шлюпках. Морякам приходилось выживать на необитаемых островах, томиться в японском плену. Но честь своего края, своей Родины моряки-приморцы не предали.

Тысячи моряков Дальневосточного пароходства по первому зову Родины ушли на защиту Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда. Оставшиеся на судах работали не покладая рук. По всем океанам мира суда Дальневосточного пароходства с честью пронесли флаг нашей великой Родины, трудом помогали громить врага. Пятьдесят миллионов миль, миллионы тонн грузов для Красной Армии - вот их вклад в дело победы!

В борьбе с врагом моряки торгового флота - владивостокцы не раз показывали подлинный героизм и несгибаемое мужество. Экипаж парохода «Ванцетти» огнем артиллерии пустил ко дну вражескую подводную лодку. Экипаж парохода «Комилес» сбил два вражеских бомбардировщика. Экипаж танкера «Таганрог» 18 августа 1945 года, находясь в Амурском заливе в районе Первой Речки, сбил японский самолет.

Владивостокцы никогда не забудут суда и моряков, которые погибли в неравной борьбе. Среди них предательски торпедированные пароходы «Перекоп», «Ангарстрой», «Кола», затонувший от бомб и снарядов танкер «Майкоп», расстрелянные врагом суда «Ашхабад», «Колхозник», «Киев», потопленные вражескими подводными лодками пароходы «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Обь». Большинство членов экипажей этих судов героически погибли в борьбе с врагом.

Большую помощь моряки торгового флота оказали нашим войскам в дни войны с империалистической Японией.

За особые заслуги экипажей в выполнении заданий правительства в период Великой Отечественной войны теплоход «Старый большевик» награжден орденом Ленина, а на судах «Ванцетти», «Караганда», «Комилес», «Невастрой», «Ногин», «Сахалин», «Сучан», «Старый большевик», «Урицкий», «Уэлен», танкере «Азербайджан» установлены мемориальные доски.

За героизм, проявленный в борьбе с врагом, несколько сот моряков Дальневосточного пароходства награждены орденами и медалями Советского Союза, а Б. Аказенку, Н. Петровскому, Н. Афанасьеву, С. Лашинскому присвоено звание Героя Советского Союза.

На Дальнем Востоке грузы по ленд-лизу перевозили только советские суда. Из 16 млн тонн импортных грузов, доставленных в нашу страну, на Дальний Восток приходится более половины - 8,7 млн. тонн[6].

Выполняя задание по перевозке импортных грузов, суда Дальневосточного пароходства в 1942-1943 гг. в составе союзных конвоев и самостоятельно совершали кругосветные и полукругосветные плавания через Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны, побывав в Исландии, Великобритании, США, странах Латинской Америки, а также сквозные плавания по Северному морскому пути. Около 10 судов ДВМП посетили Индию, Иран, Австралию, Новую Зеландию. Дальневосточные суда в течение всей войны совершали тяжелые плавания через северную часть Тихого океана в США и Канаду.

Последним судном, погибшим в период войны, был пароход «Трансбалт», потопленный 13 июня 1945 г. в Японском море.

В доставках грузов по ленд-лизу приняли участие тысячи владивостокских моряков. Среди героев этих легендарных рейсов была и жительница Владивостока, выпускница Владивостокского морского техникума Анна Щетинина (1908-1999), единственная в мире женщина - капитан дальнего плавания. Впервые она обрела мировую известность еще в 1935 г.. проведя вверенный ей пароход «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток. Войну с Германией А.И. Щетинина встретила на Балтике, где приняла участие в знаменитом Таллинском переходе - выводе советских судов из осажденного врагом Таллина. За свою самоотверженную работу, в том числе и при проводке северных конвоев, она была удостоена ряда высоких правительственных наград и звания Героя Социалистического Труда. 20 октября 2006 г. имя А.И. Щетининой было присвоено мысу побережья Амурского залива в Японском море.

С 1941 по 1945 гг. Дальневосточным морским пароходством было перевезено более 12 млн. т. грузов, в том числе 7,95 млн. т. импортных, Приморской железной дорогой - 46.3 млн. Владивостокский узел мофузил 7850 тыс. т. импорта. Своевременная доставка оборудования и материалов способствовала слаженному функционированию военной экономики СССР.

Морякам - участникам плавания в конвоях, в том числе и юнгам вручались специальные знаки. Конвой - это гражданские суда, перевозившие под охраной военных кораблей грузы, для фронта из портов США во Владивосток, откуда они отправлялись по транссибирской магистрали на запад, в действующую армию. Среди награжденных этими знаками профессора ДВПИ - Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Ю.Н. Нисковский, писатель Л.Н. Князев и многие другие.

Суда Дальневосточного пароходства доставляли грузы по ленд-лизу, как правило, поодиночке[7].

На помощь фронту из порта Владивосток отправлялись боевые суда и подводные лодки. В 1942 г. Северным морским путем на базу Северного флота Полярное совершили переход лидер «Баку», а также эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Сюда же, через Тихий и Атлантический океаны, перешли подводные лодки «Л-15» (капитан-лейтенант В.И. Комаров), «С-51» (командир капитан 3 ранга И.Ф. Кучеренко), «С-54» (командир капитан 3 ранга Д.К. Братишко), «С-55» (командир капитан 3 ранга Л.М. Сушкин) и «С-56» (командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин)[8]. Это был первый в истории российского подводного плавания небывалый по своей протяженности подводный переход, продолжительностью 17 тысяч миль. За боевые заслуги перед Родиной, подводная лодка «С-56» была удостоена гвардейского звания и награждена орденом Боевого Красного Знамени. Подводная лодка «С-51» стала Краснознаменной. Командирам подводных лодок - Г.И. Щедрину (1912-1995) и И.Ф. Кучеренко (1908 - 1959) присвоено звание Героя Советского Союза.

[1] Пегов Н.М. Далёкое-близкое. М.: Политиздат, 1982. С. 143.

[2] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток - город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 181.

[3] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток - город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 191.

[4] Руднев Г.А. Курсы, проложенные под огнём. Владивосток : Дальневосточное книжное издательство, 1983. С. 11-13.

[5] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток - город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 192.

[6] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток - город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 195.

[7] Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. «Владивосток - город воинской славы» , Владивосток : Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. С. 196.

[8] Вайнер Б. Северный флот в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1965. С. 204-205.

Владивосток

Город воинской славы

Владивосто́к - город и порт на Дальнем Востоке России,административный центр Приморского края, конечный пунктТранссибирской магистрали. Расположен на побережье Японского моря на полуострове Муравьёва-Амурского.

Велика Россия, велики и подвиги людей, созидающих ее, в том числе и подвиги владивостокцев. С момента своего основания Владивосток является форпостом на Дальнем Востоке и городом-крепостью на Тихом океане и соответствует своему названию - владение Востоком.

В русско-японскую войну (1904-1905) японцам не удалось завладеть им. хотя они и ставили перед собой такую задачу.

В годы Первой мировой войны и последующие годы Владивосток - оплот, главная военная база России на Дальнем Востоке и ему принадлежит немаловажная роль в изгнании японцев и американцев из Приморья.

После разрушительной гражданской войны вплоть до 30-х годов в Приморье на границе шла борьба с организованным бандитизмом. Руководителями направляемых из Маньчжурии банд в большинстве были наши российские офицеры - эмигранты, как идейные враги большевизма, так и волею судьбы подневольные исполнители, но к таким приставлялись надзирающие за ними лица. По собственной воле или по обстоятельствам, но суть одна - убивать активистов, учителей, грабить колхозы, уничтожать их руководителей и им сочувствующих. Разве это офицерская честь?

Их дополняли банды китайских хунхузов, которые главной задачей считали грабёж, но сопротивлявшихся зверски уничтожали. В этой борьбе пали тысячи достойных людей, и Владивосток должен помнить их и ими гордиться. Все действия банд и осевшей во Владивостоке агентуры, засылкой террористов, а тогда предпринимались попытки взрыва Владивостокского порта, железной дороги и других важных объектов, руководили спецорганы Японии по заданию милитаристской верхушки и воинствующего генералитета этой страны. Генштаб Японии в 1928 году начал разрабатывать план нападения на СССР (кодовое название -"Оцу") и захвата Владивостока с территориями до Байкала. В 1929 году был спровоцирован конфликт на КВЖД. Во Владивостоке, Уссурийске и Гродеково были организованы пункты приёма и отправки в центральную Россию беженцев из Маньчжурии. В подавлении конфликта участвовали и наши земляки: пограничники и воинские части Владивостокского гарнизона. Во время конфликта два белокитайских батальона напали на пограничную заставу "Полтавка", сейчас она носит имя легендарного следопыта Карацупы. В течение ночи до подхода подкрепления 18 пограничников героически отражали нападение. Жена начальника пограничной заставы Татьяна Казак была вторым номером у пулемёта, а пулемётчиком был её муж Иван Казак, под огнём противника подносила боеприпасы и перевязывала раненых. Она первая среди женщин СССР удостоена награждения орденом "Красной Звезды".

В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, война приблизилась к границам Приморья и Владивостоку. Началось прощупывание границы. Тридцатые годы до самого начала Хасанского конфликта прошли в постоянных боях на границе, и не где-нибудь в Маньчжурии, а на нашей территории, на участках наших пограничных застав под Владивостоком.

1 мая 1935 года взвод японцев вступил в бой на участке пограничной заставы "Весёлый ключ" Пограничного (тогда Гродековского) района Приморья. В бою героически погиб Александр Краев, и эта известная застава получила его имя. Бой проходил рядом с нынешним городком пограничной заставы им. Краева, это более 14 километров в нашу сторону от линии границы.

11 октября 1935 года в бою с японцами на участке пограничные заставы "Волынка" этого же района погиб Валентин Котельников. Пограничной заставе присвоено его имя.

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

30 января 1936 года на участке пограничной заставы "Сиянхэ" Гродековского пограничного отряда произошел тяжелый бой в пади Мещерякова, на нашу территорию вторгся батальон японцев, и в неравном бою наши пограничники понесли потери. Японцы потеряли убитыми 78 человек, с нашей стороны погибли пограничники Даниил Блекотов, Иван Кузнецов, Алексей Грачев, Прокопий Скибицкий. Большинство пограничников получили в том бою неоднократные ранения. О бое было известно правительству Японии, известно и правительствам других стран. Японцы в своих газетах писали: "Агеев (начальник заставы) не знает тактики и законов ведения боя. Он осмеливается одним взводом атаковать две роты императорской армии. Подобные военные действия рискованны". Но Агеев, что называется, задал трепку зарвавшимся самураям, показал, кто лучше знает "тактику и законы ведения боя". 26 марта 1936 года геройски погиб Федор Крайнов, его имя получила пограничная застава в Хасанском районе. Вражеский отряд до 100 человек вступил в бой с пограничным нарядом на нашей территории. Кроме Крайнова тогда погибли пограничники и бойцы группы поддержки Красной Армии: Кульков, Газимьянов, Кадин, лейтенант Краскин (поселок Ново-Киевское переименован в пос. Краскино).

Провокация японцев вошла в историю как Хуньчунский бой. После боя делегация владивостокцев прибыла на погранзаставу, шефствующей организацией погранзаставы был "Дальзавод" из Владивостока. В 1936 году японцы пытались захватить в Хасанском районе высоты Малая Чёртова и Перевальная, а через год погранзаставу "Пакшекори", где произошел крупный бой на высоте 460,1. И так было по всей границе.

8 ноября 1937 года обстрелян пограничный наряд во главе с помощником начальника штаба Иманского пограничного отряда лейтенантом Павловичем (в годы ВОВ он командир пограничного полка, ему присвоено посмертно звание Героя Советского Союза). Японские самолёты регулярно залетали с целью разведки на нашу территорию, японская артиллерия через реку Уссури обстреливала пограничные заставы, в том числе мост через реку Иман и посёлок Графское.

По советским данным, в период с 1936 по 1938 год на дальневосточной границе зафиксирован 231 пограничный инцидент с японцами. Из них 35 - крупные боевые столкновения. Японские источники дают еще более внушительные цифры - 506 инцидентов за три года (1935 - 1937).

В 1938 году развернулись бои на границе под Владивостоком в Хасанском и Гродековском районах, которые вошли в историю как Хасанские события. В боях на озере Хасан владивостокцы проявили мужество и героизм: пограничники, части Красной Армии, Тихоокеанский флот дали достойный отпор агрессору, город Владивосток оказывал поддержку частям РККА в боевых действиях и тыловое обеспечение. Во Владивосток эвакуировались раненые в этих боях. Памятник умерших от ран в Хасанских боях установлен во Владивостоке на полуострове Эгершельд. Среди награждённых за эти бои значительное число женщин. Одна из них - уроженка Владивостока Екатерина Алексеева, жена помощника начальника штаба пограничного отряда, в боевых порядках под огнём противника оказывала помощь раненым и была награждена орденом "Красной Звезды". Это о ней написали песню композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский, которая стала известна во всём мире. Эта песня называется "Катюша", и была она особо популярна на фронтах Великой Отечественной войны. Урок японским милитаристам на Хасане, который дали героические участники тех боёв, имел огромное стратегическое значение, в результате наша страна после нападения фашистской Германии не получила второго фронта на востоке.

Красная Армия в этом конфликте получила боевой опыт, который был использован в сражениях с немецкими фашистами. Неоценимую роль в Победу внесли владивостокцы и в годы Великой Отечественной войны.

Самым суровым испытанием стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, а здесь на востоке в готовности нападения была её союзница Япония. И не случайно, вдумайтесь!, еще до фашистского нападения был организован Дальневосточный фронт, именно фронт. Япония располагала мощным флотом. В 1941 году она имела: 10 авианосцев, 10 линкоров, 38 крейсеров, 112 эсминцев, 65 подводных лодок. 575 самолетов авианосной авиации. Наш Тихоокеанский флот по всем показателям уступал. Ставка Верховного главнокомандования учитывала это и не исключала неудачный исход морских сражений, поэтому в Директиве Военному совету ТОФ №ОД-82 от 14 июля 1941 года предписывалось: "…оставленные для защиты два полка в случае неудач на сухопутном фронте должны защищать Владивосток, сражаясь до последнего человека". (Русский архив: Великая Отечественная война. Приказы и директивы народного комиссариата ВМФ в годы ВОВ. Москва, 1996, т. 21(10), стр. 40.)

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ находились 14 таких подводных лодок, а во время войны было сдано флоту еще 16. Эти лодки принимали участие в боевых действиях. Шесть из них были награждены орденами Красного Знамени, двум было присвоено звание гвардейских, а командиры подводных лодок - Б. А. Алексеев, Г. И. Щедрин, И. Ф. Кучеренко и С. П. Лисин - были удостоены званий Героя Советского Союза. Подводная лодка С-13 знаменита еще тем, что она под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила 30 января 1945 г. лайнер «Вильгельм Густлоф», на котором погибло более 4000 солдат и офицеров противника, в том числе и более 1000 специалистов-подводников.

Главная база ТОФ - Владивосток совершенствовала укрепление береговой обороны на 300 км вдоль залива Петра Великого и располагала 47-ю береговыми стационарными, подвижными и железнодорожными батареями калибра 75-365 мм, состояла из 180 орудий. ("Крепость Владивосток", стр. 239). На оборонительных рубежах Владивостока работало 14,5 тысяч приморцев.

По докладу начальника тыла ТОФ того времени по состоянию на 2 декабря 1941 года из Приморского края эвакуировано 10142 человека, жен военнослужащих 4506 человек, 5636 детей. Из Владивостока планировалось вывезти 100 учреждений, 2654 семьи в составе 6317 человек. На случай военных неудач создавались в обстановке повышенной секретности партизанские отряды. Было подготовлено более 15 тысяч партизан. УНКВД по Приморской области проводило подготовку разведчиков, подрывников, парашютистов. В городе Владивостоке на Седанке была создана секретная школа парашютисток-радисток, такую школу закончила известная партизанка Зоя Космодемьянская. В этой школе учились девушки в возрасте 16-19 лет. Всего было подготовлено около 150 человек. Позднее они были направлены на действующий фронт, а в августе 1945 года участвовали в боях за освобождение Китая. И сейчас во Владивостоке проживают несколько женщин, окончивших эту школу.

Создавались истребительные батальоны. Во Владивостоке 8 истребительных батальонов по 1 тысяче человек. В 1943 году они были сведены в отдельный полк и отправлены на фронт.

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

Подготовку вела и Владивостокская школа снайперов. Наши снайперы имели боевой счет по сотне и более уничтоженных фашистов. Все преподавательские кадры спецшкол были местные, владивостокские и , учитывая их опыт, откомандировывались за пределы Приморья. С 20 января 1942 года возле села Воронеж, Хабаровского края начала действовать "Школа партизан". Туда из Владивостока для обучения был откомандирован Демьян Бойко-Павлов, известный партизан Гражданской войны в Приморье. В этой школе прошли обучение около 700 человек.

Несмотря на сложное положение Владивостока, учитывая еще более сложную обстановку на западном фронте, а к осени особенно под Москвой, из Владивостока и Приморья с первых дней войны убывали эшелон за эшелоном с воинскими частями.

В период с 22 июня по 5 декабря 1941 года на западный театр военных действий из состава Дальневосточного и Забайкальского фронтов были переброшены 12 стрелковых, 5 танковых и одна моторизированная дивизия. Почти половина из них из Владивостока и Приморья - из под Владивостока. Эти силы и средства Ставка ВГК сосредоточила на самом угрожающем западном стратегическом направлении.

Командир Владивостокской 78-стрелковой дивизии, будущий генерал армии А.П. Белобородов, вспоминал: "Железнодорожники открыли нам зеленую улицу… В результате все 36 эшелонов дивизии пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов. Последний эшелон вышел из Владивостока 17 октября, а 28 октября наши части уже выгружались в Подмосковье…"Существует общее мнение, что Москву спасли сибиряки. Это взято из мемуаров маршала Рокоссовского. Сибиряки конечно тоже участвовали в боях под столицей, но при конкретном рассмотрении, какие дивизии, бригады и полки бились под Москвой, оказалось, что большинство их с Дальнего Востока, в том числе из Приморья и Владивостока. Маршал, очевидно, имел в виду, что все эшелоны шли через Сибирь.

Под Москвой в первые месяцы обороны учувствовали наши 78, 98, 32 стрелковые дивизии, 112 танковая, а также 71 и 64 бригады морской пехоты ТОФ. В корпусе Рокоссовского 211 и 212 воздушно- десантные бригады. Командир 59 дивизии из Владивостока генерал А.А. Глазунов, вскоре после прибытия командовал под Москвой воздушно-десантным корпусом. На Бородинском поле героически сражались 32 Хасанская дивизия полковника Полосухина, прибывшая из села Раздольное из под Владивостока. Прямо с эшелонов вступили в бой 71 и 64 бригады морской пехоты ТОФ. Им не успели заменить форму или выдать маскировочные халаты. На белом снегу выделялись черные бушлаты. Именно тогда под Москвой, а не под Севастополем или Одессой, наша владивостокская морская пехота получила у немцев название "черная смерть". Большинство моряков полегло под Москвой, в деревнях Званово, Полуталово и еще во многих подмосковных деревнях стоят обелиски погибшим морякам-тихоокеанцам из Владивостока.У деревни Званово они совершили такой же подвиг, как и знаменитые панфиловцы, только некому было тогда о них написать. Эти факты стали известны недавно. Также как о действиях отдельного лыжного диверсионно-разведывательного отряда моряков-тихоокенцев, погибших в Орловской области. Материалы о них я собираю сейчас.

После получения информации от Рихарда Зорге, а связь с ним держала радиостанция во Владивостоке, и других разведчиков, о том, что Япония не будет вступать в войну с СССР (помните урок Хасана и Халхин-гола), а позднее к такому решению японцы пришли окончательно после поражения фашистских войск под Сталинградом, все новые и новые дивизии уходили из Приморья на фронт. Владивостокцы были на всех фронтах. Например, 3 стрелковая и 1 танковая дивизия в составе 4 и 7 армий Северного направления, 96 сталинская отдельная дивизия из пограничников и моряков-тихоокеанцев прославилась под Сталинградом, 102 дивизия НКВД из пограничников Приморья и Хабаровска прославилась на Курской дуге, а затем в наступательных операциях до Берлина. Командиры Хасанского и Уссурийского полков В.И. Матронин и Д.И. Кузнецов стали Героями Советского Союза (оба посмертно). Можно привести еще много примеров. Вклад владивостокцев в боях ВОВ велик. 45 тысяч приморцев не вернулись с войны. Девизом воинов-дальневосточников, защищавших Сталинград, стали слова прославленного снайпера, воспитанника ТОФ, владивостокца с острова Русский, Героя Советского Союза Василия Зайцева: "За Волгой земли для нас нет!". Осенью 1942 года вся страна узнала о подвиге 33 воинов 87 стрелковой дивизии во главе с нашим земляком политруком Леонидом Ковалевым, которые сдерживали натиск 70 вражеских танков. Бойцы подбили и сожгли 27 танков, уничтожили 150 гитлеровцев. Все вышли из боя живыми. Первыми, кто водрузил Красное Знамя на границе СССР, были бойцы батальона под командованием также нашего земляка Г.Н. Губина. Пограничник П.П. Кагикин обеспечил водружение над Рейхстагом Знамени Победы.

Первым комендантом поверженного Берлина стал генерал-полковник, в прошлом курсовой офицер Владивостокской пехотной школы Герой Советского Союза Н.Э. Берзарин. Легендарная подводная лодка ТОФ "С-56″ потопила в Заполярье 10 и повредила 4 судна противника с живой силой и военными грузами. Германское командование 18 раз объявляло, что лодки больше не существует. (Г.А. Ткачева, Оборонно-экономический потенциал Дальнего Востока СССР в 1941-1945 г.г.) Подводная лодка "С-56″ установлена в качестве памятника на корабельной набережной Владивостока. Подводные лодки соединения М.И. Гаджиева, только за 1,5 года войны уничтожили 27 вражеских транспортов. Подвиги моряки-тихоокеанцы совершили на всех флотах СССР.

Особо следует сказать об обеспечении поставок по ленд-лизу. 70% их прошло через Дальний Восток, в основном порт Владивосток. Это были героические рейсы моряков торгового флота Владивостока. Неоднократно они вступали в неравные схватки с военными кораблями и авиацией противника. Вышли победителями в бою с тремя подводными лодками. 16 мая 1942 года у берегов Австралии немецкой подводной лодкой был атакован пароход Дальневосточного пароходства из Владивостока "Уэлен", где капитаном был Н.Н. Малахов. Подлодка предприняла несколько торпедных атак, но была потоплена огнем с парохода, в том числе и из единственного орудия. После этого во всех портах, куда заходило это судно, английские военные моряки вставали при появлении Малахова. Наши Владивостокские суда участвовали в северных конвоях из Англии, в том числе в печально известном конвое PQ-17.

Всего за период доставки грузов по ленд-лизу вражескими судами, подводными лодками и авиацией противника потоплено 35 гражданских судов "Дальневосточного пароходства" и 12 судов других морских организаций Владивостока. Это были героические рейсы и за мужество и героизм в 1941-1945 годах, образцовое выполнение заданий правительства 2661 работник пароходства награжден орденами и медалями.

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

Вторая мировая война закончилась не где-то на Западе, а у нас на Тихом Океане. И снова чудеса стойкости, мужества и героизма проявляли владивостокцы: пограничники, моряки и воины Красной Армии. Ночью в августе 1945 года, здесь под Владивостоком, пограничники уничтожили жандармские посты и доты на границе, обеспечив наступление Красной Армии. Многие операции вошли в мировую историю военного искусства. Бои под Муданьцзяном, Харбином, подавление и взятие укрепреленных районов. Моряки Тихоокеанского флота проводили десантные операции в Корее, на Сахалине и Курилах. С ходу были взяты считавшиеся неприступными японские укрепления. И опять наши воины проявляли мужество и героизм. Моряками и пограничниками 5 раз повторен подвиг Александра Матросова - своими телами они закрывали амбразуры. Самолет летчика Янко при бомбежке корейского порта Расин, был подбит, и отважный летчик авиации ТОФ, повторил подвиг Гастелло, направив горящий самолет на вражеские позиции. Кстати, граница с Кореей и Китаем от Владивостока на треть ближе, чем от Орла и Курска проходила Курская дуга.

Из Владивостока ушло на фронт более 70 тысяч человек. Здесь формировались стрелковые бригады, которые участвовали в основных сражениях этой страшной войны. Владивостокцы стояли насмерть в трудные осенние дни 1941 года у стен Москвы, воевали под Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Белоруссию и Украину, многие дошли до Берлина. Государство оценило подвиги владивостокцев, наградив самыми высокими наградами. Семеро получили звания героев Советского Союза.

Владивосток был кузницей кадров для фронта. Только с пехотной школы, находившейся на Партизанском проспекте, 37, готовившей командиров для Красной Армии и разведчиков, вышло семь героев Советского Союза. Среди них два генерала армии и пять командиров полков. Среди них был был Зинченко Федор Матвеевич, подчиненные которого старшины Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом.

Большая роль в годы войны принадлежит Владивостоку в поставках грузов по ленд-лизу. Через Владивосток из США для нужд фронта было поставлено военной техники, оборудования, боеприпасов, гуманитарной помощи общим объемом 9 млн. тонн. Во Владивостоке разрабатывались стратегические наступательные операции по разгрому японцев на Дальнем Востоке. Фронт и тыл были одним целым в деле Победы. Жители города, среди которых в основном были старики, женщины и дети, показывали образцы трудового героизма, днем и ночью выпуская продукцию для фронта.

В ходе этой войны Владивосток был прифронтовым городом, также, как и приграничные районы Приморья под Владивостоком. Из Владивостока шло тыловое обеспечение 1 и 2 Дальневосточных фронтов. Здесь же, во Владивостоке, находилась Ставка маршала Василевского. 51 воспитанник ТОФ за эту войну получил звание Героя Советского Союза. О множестве подвигов владивостокцев на этой войне написаны книги, имеются экспозиции во владивостокских музеях. В этот период была попытка налёта японской авиации на город Владивосток, но в город смог пробиться лишь один летчик-камикадзе, который при налете на Владивостокскую нефтебазу был сбит.

После окончания ВОВ до настоящего времени Владивосток продолжает оставаться форпостом на Тихом Океане. И не случайно в получившем в последние годы огласку план США по нанесению ядерных уларов по 50 городам СССР, разработанному еще в 50-х годах, Владивосток значится среди первых целей. Таково за всю историю его приграничное положение.

После окончания войны Владивосток как крупнейшая военно-морская база, был сдерживающим фактором при разжигании войны на Корейском полуострове. А когда американцы развязали войну против вьетнамского народа, моряки Дальневосточного морского параходства, рискуя своей жизнью, доставляли во Вьетнам гуманитарную помощь. Погибшие при этом моряки похоронены на Морском кладбище.

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

Тихоокеанский флот - оперативно-стратегическое объединение ВМФ в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован в январе 1935 года путём переименования морских сил Дальнего востока.

Состав флота

К началу ВОВ Тихоокеанский флот имел в своём составе:

  • 2 бригады надводных кораблей

  • 4 бригады подводных лодок

  • бригаду торпедных катеров

  • несколько отдельных дивизионов кораблей и катеров

  • 9 авиаполков

  • 11 авиаэскадрилий.

Береговая артиллерия имела несколько стационарных и железнодорожных батарей калибра до 356 мм.

К августу 1945 года боевой состав флота насчитывал:

  • 2 крейсера ("Каганович", "Калинин" однотипные "Кирову")

  • 1 лидер ("Тбилиси" проект 38)

  • 12 эсминцев и миноносцев (лидер эскадренных миноносцев "Баку" с эсминцами "Разумный", "Разъяренный" по Севморпутив 15.07-20.10 1942 г. перешли на Северный флот в составе ЭОН -18)

  • 78 подводных лодок

  • 29 сторожевых кораблей (в основном ленд-лизовскиефрегаты "PF")

  • 10 минных заградителей

  • 52 тральщика (отечественной постройки и 24-ленд-лизовские типов "АМ"и"YMS")

  • 49 катеров-охотников за подводными лодками

  • 204 торпедных катера (часть Г-5, "Хиггис", "Воспер")

  • 1618 самолётов

  • 43 десантных корабля (ленд-лиз)

В основном корабли ленд-лиза шли из США (база Колд-Бей, были оборудованы классы для советских моряков, всего подготовлено 12.400 советских моряков).

Боевые действия

В годы войны Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности. Часть кораблей и личного состава была передана действующим флотам и флотилиям. Свыше 147 тысяч моряков-тихоокеанцев в составе морских стрелковых бригад участвовали вМосковской, Сталинградской битвах, в Битве за Кавказ, в обороне Заполярья, Севастополя и Ленинграда. В ходе Маньчжурской операции 1945 года авиация Тихоокеанского флота наносила удары по военно-морским базам, аэродромам и другим военным объектам противника в Северной Корее. Тихоокеанский флот осуществлял постановку минных заграждений на подступах к Владивостоку иПетропавловску-Камчатскому, бухтам Владимира и Ольги, вТатарском проливе, нарушал морские перевозки противника, содействовал войскам Дальневосточного фронта, наступавшим вдоль восточного побережья Северной Кореи.

12-20 августа 1945 года флот осуществил высадку серии десантов, захвативших порты на северо-восточном побережье Кореи:десант в порт Юки (Унги), десант в порт Расин (Наджин), десант в порт Одецин и операции по захвату военно-морских баз Сэйсин (Чхонджин) (Сэйсинская операция) и Гэндзан (Вонсан). С 11 августа по 1 сентября силы флота участвовали в Южно-Сахалинской операции 1945 года и Курильской десантной операции 1945 года. Авиация Тихоокеанского флота высадила воздушные десанты вПорт-Артуре (Люйшунь) и Дальнем (Далянь).

Выполняя задачи по защите морских сообщений и по переброске войск, корабли и авиация флота обеспечили проводку 28 конвоев (все без потерь).

Потери флота в войне

За период участия в советско-японской войне флот потерял на всех театрах военных действий (без учета потерь Амурской флотилии) погибшими и умершими от ран 903 человека (195 офицеров, 201 старшин, 507 матросов), пропавшими без вести 95 человек (23 офицера, 12 старшин, 60 матросов), ранеными и травмированными 286 человек (16 офицеров, 58 старшин, 212 матросов), заболевшими 14 человек (1 старшина и 13 матросов).

Потери в кораблях составили: 1 подводная лодка Л-19(предположительно погибла на морских минах в проливе Лаперуза), 1торпедный катер, 1 катер-тральщик, 2 пограничных катера, 5десантных судов. Получили повреждения от артиллерии и авиации противника 1 эсминец, 1 сторожевой корабль, 2 катера «большой охотник», 1 катер «малый охотник», 4 торпедных катера, 1 сторожевой катер, 1 госпитальное судно, 11 десантных судов, получили повреждения на минах 4 тральщика, 4 транспорта, 1 танкер. От зенитного огня противника и в неблагоприятных погодных условиях в боевых вылетах погибли 35 самолётов ВВС флота.

Нанесённый урон

Силами флота был нанесен значительный урон противнику, данные о котором существенно отличаются друг от друга. Так, по опубликованным в советской печати и исторической литературе данным, потоплены 2 эсминца, до 40 боевых кораблей, 28 транспортов, 3 танкера, 12 барж и шхун. По исследованиям К. Б. Стрельбицкого, было потоплено 2 эскортных корабля, 2 патрульных корабля, 1 сторожевой корабль, 1 канонерская лодка, 3 тральщика, 3 различных катера, 26 транспортов, 14 небольших десантных судов, 102 небольших рыболовных и гражданских кораблей. В море и в занятых портах захвачено ещё свыше 100 судов (катера, десантные баржи, гражданские и рыболовные суда). Сбито и уничтожено на аэродромах 9 японских самолётов. Артиллерией флота уничтожено несколько десятков береговых и полевых орудий, 1 бронепоезд, военные объекты, сотни солдат и офицеров противника.

Награды

За боевые заслуги 19 кораблям, частям и соединениям Тихоокеанского флота присвоены ззаиия гвардейских (среди них 2-й к 3-й дивизионы торпедных катеров, сторожевые корабли «Метель» и «СКР-2», минный заградитель «Охотск», тральщики «Т-278» и «Т-281», 4-й минно-трпедный авиаполк, 26-й и 37-й штурмовые авиаполки, 13-я бригада морской пехоты), 13-ти - почётные наименования, 16-ть награждены орденами (среди них 1-я бригада торпедных катеров, эскадренный миионосец «Войков», сторожевой корабль «Киров», большие охотники за подводными лодками «БО-303» и «БО-305», 10-я авиадивизия пикирующих бомбардировщиков, 12-я штурмовая авиадивизия); свыше 30 тысяч его воинов награждены орденами и медалями, сорока трем из них присвоено звание Героя Советского Союза, а В. Н. Леонов удостоен второй медали «Золотая Звезда» (впервые звание Героя Советского Союза присвоено ему в ноябре 1944 года на Северном флоте).

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, стойкость и мужество, проявленные личным составом при защите Отечества и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года Тихоокеанский флот награжденорденом Красного Знамени.

Командный состав

  • Командующий - вице-адмирал, с мая 1943 года адмиралИ. С. Юмашев (июнь 1941 г. - до конца советско-японской войны)

  • Член Военного совета - корпусной комиссар, с декабря 1942 года генерал-майор, с мая 1944 года генерал-лейтенант береговой службы С.Е. Захаров (июнь 1941 г. - до конца советско-японской войны).

  • Начальники штаба:

    • контр-адмирал В.Л. Богденко (август 1941 г. - февраль 1943 г.)

    • капитан 2 ранга Н.И. Цирульников (февраль - июль 1943 г.)

    • контр-адмирал, с сентября 1944 года вице-адмирал В.А. Алафузов (июль 1943 г. - июнь 1944 г.)

    • контр-адмирал, с сентября 1944 года вице-адмирал А.С. Фролов (июнь 1944 г. - до конца советско-японской войны)

Забытая эпопея

В годы Великой Отечественной войны через Владивосток и Петропавловск-Камчатский в СССР поступило почти в 3 раза больше импортных грузов, чем через Мурманск и Архангельск

События, происходившие в северной части Тихого океана в годы Второй мировой войны, остаются в значительной мере неизвестными до сих пор. При этом некоторые американские исследования содержат цифры из отчетов президентов США конгрессу о военной помощи, которые показывают, что через Тихий океан в порты советского Дальнего Востока и на трассы Севморпути была перевезена почти половина всех грузов, отправленных в СССР его союзниками по антигитлеровской коалиции. Перевозки осуществлялись в условиях военных действий, которые начались с нападения 7 декабря 1941 г. японцев на Перл-Харбор, военно-морскую базу США на Гавайских островах и продолжались до капитуляции Японии.

ТОЛЬКО ПОД СОВЕТСКИМ ФЛАГОМ

Перевозки на Тихом океане производили "исключительно советские пароходы", как сказано в отчете Наркомата внешней торговли. Ходили они не в составе конвоев - только в одиночку, хотя многие историки и официальные лица пишут об обратном. Как и в Атлантике, на судах было установлено вооружение, в состав экипажа входила военная команда, немало торговых моряков имело военные специальности.

Практически все суда советского транспортного флота, которые не погибли и не были мобилизованы в ВМФ, в начале 1943 г. собрались в Дальневосточном государственном морском пароходстве (ДВГМП). С 1942 г. стали поступать по ленд-лизу американские транспорты, сначала старые, отремонтированные по спецпрограмме, с января 1943 г. - и новые сварные: сухогрузы типа "либерти" и танкеры. В июне 1941 г. флот ДВГМП насчитывал 85 судов. В 1941-1945 гг. в состав Дальневосточного пароходства вошли 39 судов, принятых от других пароходств. В разных американских портах было принято: в 1942 г. - 27, в 1943 г. - 46, в 1944 г. - 20 и в 1945 г. - 35 судов. Всего поступило 167 транспортов, из них по ленд-лизу - 128, они были в большинстве крупнотоннажными.

В перевозках через Тихий океан участвовали также 4 крупнотоннажных быстроходных судна Дальстроя НКВД.

Программа ленд-лиза включала ремонт советских судов на заводах США и Канады. Плавбазы и транспортные суда Рыбпрома тоже ходили туда для починки корпусов и двигателей и возвращались всегда загруженными. В межсезонье примерно три десятка рыбацких транспортных судов совершали рейсы в Америку только за грузами. Постоянно работали на линии Америка - Владивосток два рефрижератора Востокрыбхолодфлота и танкер Акционерного Камчатского Общества.

Цифры отчетов президентов США конгрессу позволили подсчитать, что на судах под флагом СССР через Тихий океан было отправлено в 124 раза больше грузов, чем на советских транспортах через Атлантику.

ЧЕРЕЗ ВЕЛИКИЙ ОКЕАН

Все большие и малые порты западного побережья США и Канады и многие порты восточного побережья Америки через Панамский канал отправляли грузы ленд-лиза в советские дальневосточные порты, главным из которых был Владивосток, где начиналась Дальневосточная железнодорожная магистраль.

Суда шли вдоль побережья Северной Америки, у острова Уналашка выходили в Берингово море. Небольшая их часть в период летней навигации направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны для ледовой проводки по Севморпути. Через Берингов пролив они следовали Северным Ледовитым океаном до устьев больших сибирских рек.

Большинство судов огибало Командорские острова и направлялось к югу вдоль берега Камчатки. В Петропавловск заходили для полной выгрузки в зимнее время, когда льды в Охотском море и проливе Лаперуза закрывали проход к Владивостоку. В незамерзающий Сангарский пролив советские суда не допускала Япония, хотя и не находившаяся в состоянии войны с СССР до августа 1945 г., но являвшаяся союзницей фашистской Германии. Путь же вокруг Японских островов через Корейский (Цусимский) пролив был долгим и опасным.

Летом с судов, которым нельзя было идти через контролируемый японцами пролив Лаперуза, часть грузов военного и стратегического характера выгружали в Петропавловске, чтобы они могли, уменьшив осадку, пройти мелководьями Амурского лимана и Татарского пролива к Владивостоку. Заходили транспорты и в Авачинскую губу для заправки топливом, пополнения запасов воды и нередко, особенно в первые военные месяцы, из-за заторов в порту Владивостока.

Подходы к Петропавловску, как и к другим дальневосточным портам, защищали минные поля. Через проходы в них проводили суда лоцманы с военно-лоцманского пункта, который находился в бухте Ахомтен (ее позже переименовали в Русскую). Там же находился пост офицера конвоя. От него капитаны получали инструкции на дальнейший путь. Обогнув мыс Лопатка, суда двигались к северу вдоль западного берега Камчатки. Те, которые направлялись в Магадан или в Татарский пролив, но в Петропавловске не отгрузились, шли в порт Нагаево. Остальные меняли курс в указанной точке северной части Охотского моря и с грузами военными и стратегическими следовали в Амурский лиман и Татарский пролив, а имеющие на борту только генеральные грузы - в пролив Лаперуза. Отсюда, а также из Татарского и Корейского проливов транспорты шли в бухту Валентин, откуда военные лоцманы проводили их караванами по 3-4 судна (если небольшие - до 5) через проходы в минных полях во Владивосток.

По обобщенным данным РГАЭ и других источников, порт Владивостока за годы войны перевалил более 10 млн. т грузов, из которых 7,9 млн. были импортом, обработал 32 000 транспортных судов, загрузил и отправил на запад почти 400 000 вагонов и платформ.

Порт Мурманска за это же время переработал чуть больше 2 млн. т импорта, а Архангельская группа портов (Архангельск, Бакарица, Экономия, Молотовск, ныне Северодвинск), исходя из американских данных, - примерно 1,7 млн. т.

На основе документов госархива Камчатской области о работе порта Петропавловска-Камчатского в военные годы сделан расчет, давший цифру, превышающую 2 млн. т. Следовательно, Петропавловск, имевший к лету 1941 г. единственный деревянный без механизации причал рыбного порта, перевалил импорта больше, чем Мурманск или Архангельск. Чтобы такая работа стала возможной, за год с небольшим здесь построили современный морской торговый порт с шестью капитальными механизированными причалами (сейчас их 12).

НА ТРАССЕ ВСЕ СПОКОЙНО?

Нельзя согласиться с теми историками, которые называют тихоокеанские маршруты стабильными, хотя бы потому, что за 1941-1944 гг. корабли береговой охраны и ВМС Японии 178 раз задерживали советские суда на сроки от нескольких часов до нескольких месяцев. Неподалеку от маршрутов советских судов разыгрывались крупные морские сражения, патрулировали подводные лодки враждующих стран.

По данным справочника "Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (М., 1989), в бассейне Тихого океана и прилегающих морей погибли 23 советских судна. Девять из них были выброшены штормами на скалы, раздавлены льдами, подорвались на своих минах и т.п., а 14 - уничтожили японцы и... американцы.

Сухогрузы "Кречет", "Свирьстрой", "Сергей Лазо" и "Симферополь" стояли на ремонте в Гонконге, когда порт в декабре 1941 г. захватили японцы, и были расстреляны японской артиллерией. Сухогруз "Перекоп" в Южно-Китайском море и танкер "Майкоп" у берегов Филиппин также в декабре 41-го погибли под ударами японской авиации. Сухогруз "Микоян" торпедировала 3 октября 1942 г. в Бенгальском заливе японская подлодка "I-162".

У берегов Японии, как выяснилось много лет спустя после окончания войны, 6 советских транспортных судов и одно рыбацкое отправили на дно американские субмарины, которые действовали под лозунгом "Топи их всех!", тем более в отсутствие видимости, ночью и в туман.

"Ангарстрой" был уничтожен 1 мая 1942 г. в Восточно-Китайском море американской подлодкой SS-210 "Гренадир". "Колу" и "Ильмень" 16 и 17 февраля 1943 г. потопила в Тихом океане ПЛ SS-276 "Софиш". Сейнер # 20 9 июля 1943 г. погиб в Японском море от торпед SS-178 "Пермит". "Белоруссию" 3 марта 1944 г. отправила на дно Охотского моря субмарина SS-381 "Сэнд Ланс". Там же в Oxoтском море в результате атаки подлодки ВМС США SS-281 "Санфиш" 6 июля 1944 г. затонула "Обь". 13 июня 1945 г. в Японском море "Трансбалт" встретила и потопила американская ПЛ SS-411 "Спейдфиш".

242 человека погибли, по данным справочника ММФ, в годы войны на судах, затонувших в Тихоокеанском регионе, 145 из них - по вине американцев.

Кроме того, в результате переписки с иностранными исследователями удалось установить, что стоящий сейчас во Владивостоке в бухте Золотой Рог транспорт типа "либерти" "Одесса" был торпедирован 4 октября 1943 г. в 00.22 судового времени на подходе к бухте Ахомтен с высокой степенью вероятности американской субмариной "S-44", которая сама вскоре погибла у острова Парамушир.

Приведенные выше цифры и факты свидетельствуют об огромном вкладе гражданских моряков-тихоокеанцев в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом. Их труд был тяжел и порой смертельно опасен, но, к сожалению, до сих пор по достоинству не оценен.

С момента основания Владивостока город всегда был в эпицентре событий региона и играл важнейшую роль в решении возникающих проблем. Все эти факты послужили поводом добиваться присвоения Владивостоку почетного звания "Город воинской славы".

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

Презентация Владивосток в годы Второй мировой войны

© 2010-2022