Круглый стол с учащимися 11-х классов на тему: «Молодёжь в современной России»

Мероприятие, посвященное самым широко известным субкультурам молодёжных течений. Организована дискуссия по поводу отношения учащихся к различным течениям в современной культуре.Описание мероприятия. Предварительная работа состояла в том, что одиннадцатиклассникам были даны задания, подготовить доклады о самых широкоизвестных субкультурах и молодёжных течениях. Ребята успешно справились с этим заданием, и получился интересный и содержательный разговор-дискуссия. Также была подготовлена презентац...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Лицей № 44 г. Липецка







Круглый стол

с учащимися 11-х классов на тему:

«Молодёжь в современной России»


Скорикова Людмила Алексеевна






Цель мероприятия: рассказать о различных субкультурах, организовать дискуссию по поводу отношения учащихся к различным течениям в современной культуре.















Описание мероприятия.

Предварительная работа состояла в том, что одиннадцатиклассникам были даны задания, подготовить доклады о самых широкоизвестных субкультурах и молодёжных течениях. Ребята успешно справились с этим заданием, и получился интересный и содержательный разговор-дискуссия. Также была подготовлена презентация.

Многие высказали своё мнение и отношение к услышанному, некоторые узнали для себя что-то новое - равнодушных не осталось.


Ход классного часа.

Учитель: СЛАЙД. Люди, которым сегодня 14-20 лет, через очень короткое время будут составлять основу нашего общества. Какая она, современна молодежь России? Что ценит? Каковы ее устремления? Есть ли у нее признаки поколения, то есть некая объединяющая доминанта взглядов и ценностей?

СЛАЙД. В современном мире будущее зависит от молодого поколения. Многие уверены, что показателем культуры и достояния страны не являются люди, живущие в этой стране. Но, как известно, истинный показатель цивилизации - облик человека, воспитанного страной.

СЛАЙД. Нынешняя современная молодежь какая-то высохшая, гнилая, тормозящая… Они тянутся пальцами к сухому, они обсуждают пустое, у них глаза - две черные пуговки…

СЛАЙД. Наша молодежь знает отличие сотового телефона Моtorola от LG, она все тебе расскажет про их функции, свойства, даже вес точный знают, но мало кто знает дату начала Великой Отечественной войны.

СЛАЙД. Молодежь будет деградировать, ведь проблема «розовой кофточки» журналистки обсуждалась на центральном канале Российской Федерации более месяца!

СЛАЙД. Всё больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

СЛАЙД. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. СЛАЙД. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур.


Ученик 1: СЛАЙД. Субкультура - это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

СЛАЙД. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. СЛАЙД. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. СЛАЙД. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

СЛАЙД.Музыкальные субкультуры очень чувствительны к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.

Ученик 2: СЛАЙД. Панк, па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х - начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем.

  • Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят заправленные в тяжёлые ботинки джинсы или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки), некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).

  • Куртка-косуха - была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.

СЛАЙД. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм), принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY) и принцип «прямого действия» (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм[7], вегетарианство, и борьбу за права животных. Некоторые индивидуумы, имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов[9], неонацизма, либо аполитичны.

Ученик 3: СЛАЙД. Скинхеды представляют собой родственную субкультуру панков.

Скинхеды - новая молодежная фашистская субкультура в России. В глазах обывателя это самая зловещая группировка. На западе больше всего скинов в среде футбольных фанатов. Обычно ничем не отличаются от всем привычной шпаны, разве что вычитали где-то несколько фраз о превосходстве белой расы. Все без исключения любят пить пиво и рассказывать, как когда-то избили негра или рэппера. Они даже не обязательно поклонники Гитлера - есть и «красные скины», которым ближе коммунистические идеалы.

Но есть среди скинхедов и действительно опасные группировки - организации военного типа. Они распространяют свою прессу, ведут свои страницы в Интернете (с ужасающими грамматическими ошибками). Это не просто поклонники курток и лысин, а самые настоящие неонацисты, которые периодически обмениваются опытом с зарубежными коллегами. В России появились в начале 90-х годов.

Ученик 4: СЛАЙД. Готы. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса.

Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность.

СЛАЙД. В отличие от панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике.

Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.

Учитель: СЛАЙД. В противоположность вышеперечисленным ультрареакционным субкультурам есть и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны, моральные ценности и так далее. Одной из таких субкультур являются Яппи.

Ученик 5: СЛАЙД. Я́ппи (англ. Yuppie, Young Urban Professional) - молодёжная субкультура, представители которой ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» - успешность.

История

Понятие «яппи» возникло в США в начале 1980-х.

Журнал Newsweek назвал 1984 год годом яппи.

Яппи зародились в рейгановские времена как антитеза предшествующим им хиппи.

Атрибуты

СЛАЙД. Уважающий себя яппи носит строгий костюм - шерстяной и очень дорогой, потому что его одежда - это его витрина.

Настоящий яппи, кроме того, придерживается консервативных цветов - это касается и рубашек.

Яппи обладает мобильным телефоном последней модели, самым крутым лэптопом и прочими новинками IT-индустрии.

Несомненным атрибутом яппи является быстрый и, конечно же, дорогой автомобиль.

СЛАЙД. Живёт яппи в дорогой квартире (например, пентхаус), обставленной эксклюзивной мебелью; обычно один, без семьи.

Мировоззрение

СЛАЙД. Часто внешними проявлениями мировоззрения «яппи» выступают цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям (неудачникам англ. loser), аполитичность. Самая любимая тема яппи - нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и вообще проблемы - в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным. Яппи любят свою работу и делают ее с удовольствием.

В сообществах «яппи» табуировано проявление зависти и ненависти, считаемое уделом «лузеров». Также табуирована открытая агрессия. Сообщества выглядят дружелюбными и вежливыми. Практически все возможное недружелюбие в этих сообществах сводится к намекам - иногда грубым - на нищету и "лузерство" собеседника, особенно на основании наличия у него недостаточно дорогих или современных личных аксессуаров.

Для «яппи» не свойственно хвастаться перенесенными ударами судьбы как достижениями. Удары судьбы и неприятности принято скрывать. Типичный «яппи» быстро эмоционально забывает удары судьбы, помня их только на уровне разума и холодной логики. Длительная эмоциональная фиксация на таких ситуациях - не их черта.

СЛАЙД. У «яппи» практически отсутствует понятие «заслужил». При этом у них не вызывает никакого отторжения фраза «кто первый встал - того и тапки», понимаемая зачастую как естественный закон бытия.

«Яппи» как правило не имеет близких друзей. Так, например, практически никогда у «яппи» - в отличие от «гопоты» - нет друзей, которые бы за него заступились в грубом - в т.ч. физическом - агрессивном конфликте. Практически никогда «яппи» не бывает сильно погружен в неформальное сообщество - мотоциклистов, любителей музыкальных стилей, ролевых игр и исторической реконструкции, неорганизованного туризма и походов и др. Таковые «неформалы» зачастую презираемы «яппи» за «лузерство» и «страдание ерундой по жизни».

Двое «яппи» могут составить очень прочную семейную пару ввиду схожих ценностей у обоих. Тем не менее для женщин-«яппи» характерна так называемая «серийная моногамия» - последовательность нескольких недолго продлившихся фактических браков.

СЛАЙД. Цель.

Одна из основных целей яппи - к 30-35-и годам сформировать достаточную сумму накоплений и прекратить активное участие в предпринимательской деятельности. Данная цель в значительной степени идеальная, поскольку один из её стимулов - профессиональная состоятельность, зачастую, не позволяет прекратить профессиональную деятельность.

В России

СЛАЙД. В настоящее время в России понятие «Яппи» переродилось в «Молодые и успешные»: это люди, которые в 22-25 лет хотят достигнуть определеных высот в карьере, ездить на дорогих автомобилях, ходить в пафосные клубы и общаться с самыми красивыми девушками/юношами. «Молодые и успешные» идут к своей цели разными способами, используя свой личностный потенциал, внешность и связи. Более всего презирают «гопников». Они близки к «мажорам», но пытаются добиться всего своими силами. Они могут быть отпрысками предпринимателей средней руки, юристов, корпоративных и банковских работников. Они выпускники известных экономических ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга, работники консалтинговых и аудиторских фирм, инвестиционных банков, самые известые из которых: компании "Большой четверки" (Big4) (аудит), "Большой тройки" (Big3) (консалтинг), "акулы" с Уолл-стрит (инвест. банки).

Увлечения: фитнес, уход за внешностью, повышение квалификации, личностный рост, чтение модной литературы, просмотр мэйнстрим-фильмов и т. д.

Стиль одежды: дорогая и скромная одежда известных марок.

Вопросы для дискуссии:

  1. Чем, по Вашему мнению, больше всего отличается нынешняя молодежь от поколения их родителей, когда они были молодыми?

  2. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ, КАКИЕ ЦЕЛИ ОНА СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ?

  3. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧЕМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РУКОВОДСТВУЮТСЯ НЫНЕШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?

  4. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КЕМ ЧАЩЕ ВСЕГО ХОТЯТ СТАТЬ СЕГОДНЯШНИЕ ЮНОШИ/ДЕВУШКИ?

  5. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН СЧИТАЕТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ?

  6. А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЧИТАЕТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ?

  7. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?


  1. Подведение итогов.

Учитель: Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Итак, сегодня мы подняли тему различных субкультур, к которым современная молодёжь проявляет большое внимание. Несомненно, все они интересны для рассмотрения, изучения, но это совсем не значит, что каждый молодой человек должен выбрать для себя одну из субкультур и следовать её моральным устоям, принципам. Молодым людям стоит стремиться к сохранению индивидуальности и умению разумно оценивать всё происходящее вокруг него, к приобретению собственных идеалов, ценностей в жизни.

Литература:

1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007

2. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.

3. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006

4. Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008.

5. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб., 2002.

6. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 2000.

7. subcult.ru/

8. easyschool.ru


© 2010-2022