Педагогические чтения на тему Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Эдиганская ООШ»

Чемальского района, РА








Педагогические чтения

по теме:

«Духовно-нравственное воспитание

подрастающего поколения»









Выполнила: Коромякина Любовь Павловна









2012 г.

Наши дети-это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной

А.С. Макаренко


А ещё мне хочется вспомнить строки из стихотворения В. Маяковского:

Крошка сын к отцу пришёл.

И спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо?

Не секрет, что сегодня у молодёжи недостаточно сформированы идеалы добра, милосердия, патриотизма. Средства массовой информации преподносят ей примеры жестокости, насилия, власти денег. Не просто в таких условиях учителю воспитать в детях патриотизм, сформировать нравственно-устойчивую личность, выработать стойкую гражданскую позицию. Тем не менее, возрождение и развитие патриотизма как важной социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества - важная задача для каждого из нас. По долгу своей профессии мы призваны «сеять разумное, доброе, вечное». Но, выражаясь образно, патриотизм нельзя, как горох, «посеять» весной, а осенью уже «собрать» богатый урожай. Разрушать всегда легче и быстрее, чем восстанавливать или создавать заново. Очень хочется верить в то, что мы еще не опоздали!

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Да, конечно, проблема формирования духовно-нравственных качеств личности всегда была и остается одной из главных задач воспитания. Однако не только школа, но и семья, прежде всего, должна закладывать основы этого воспитания. Вне всякого сомнения, и общество, и государство не должны оставаться в стороне. Любой гражданин, а особенно ребенок, должен чувствовать заботу, поддержку и социальную защищенность со стороны государства, тогда будут созданы условия для формирования четкой гражданской позиции и устойчивых нравственных идеалов.

Говоря о процессе «духовно-нравственного воспитания», мы имеем в виду процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Я не просто так затронула эту очень важную тему, она для меня очень близка, так как я воспитываю еще своих троих детей. Между тем тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семенного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Нередко отец или мать считают, что достаточно быть искренним по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами по работе можно лицемерить. ...Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза - другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один - внутренний, скрытый ("так надо поступать"), другой - внешний, показной ("так можно поступить, если это выгодно"). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему.

Я согласна, что мы, учителя, не должны терять надежды, что семена добра, справедливости, духовности, нравственности все-таки когда-нибудь прорастут. На классных часах, во время различных бесед я с детьми очень часто затрагиваю проблему добра и зла. И мы находим, казалось бы, общие решения ее, видим правильные выводы. Но парадокс заключается в том, что выйдя за порог школы, наши ученики видят совершенно другое: жестокость, злобу, зависть, хамство…

И самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Кто виноват в этом? Что делать? Вечные вопросы!

Необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Надеемся, что в наших детях мы сможем сформировать нравственные качества, которые будут способствовать гуманистическому отношению к жизни и дальнейшей их социализации.

Для достижения поставленной цели в школе создана система работы по формированию и совершенствованию духовно-нравственного здоровья школьников.

Основными формами работы являются:

  1. Реализация программы «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».

  2. Организация творческих объединений «Мой край», под руководством учителя истории С.А. Майманаковой и русский фольклор «Троица», под руководством учителя математики Л.П. Коромякиной.

  3. Проведение «Недели добра», дня «Улыбки».

  4. Проведение классных часов таких как: «Азбука нравственности», «Твори добро», «День героев Отечества», «Привычки и здоровье» и т.д.

  5. Беседы на тему «Духовно-нравственное воспитание».


© 2010-2022