Материал для проведения родительского собрания «Младший школьный возраст и его особенности»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Вот почему учителя в нашей школе стараются создавать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей:

• разработана система диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в школе;

• определяем и используем при организации образовательного процесса методы и приёмы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

• организовываем мероприятия, стимулирующие любознательность ребёнка и обеспечивающие возможности развития его индивидуальности (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы эрудитов, дополнительное образование);

•пытаемся формировать навыки познавательно - исследовательской работы учащихся;

• совместно с родителями поддерживаем талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, лекторий для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники);

• внедряем в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио».

Уже много лет методическое объединение учителей МАОУ «СОШ №7» в своей работе отдаёт приоритет развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей. Перед нашими педагогами стоят следующие задачи:

развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

овладение элементами исследовательской деятельности;

формирование основ теоретического мышления;

Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в школе.

Перед учителями стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие Выявление одарённых детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Таким образом, были определены дети по следующим видам одарённости:

Интеллектуальная;

Творческая;

Лидерская;

Спортивная.

Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся мы используем творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Ведётся постоянная индивидуальная работа с учащимися и родителями.

Добиваемся того, чтобы ребёнок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребёнка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребёнка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

Учителя уделяют внимание особенностям развития детей в познавательной сфере. Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

Ориентируясь на развитие личности каждого ученика, его интеллектуальных и творческих способностей, наши педагоги ведут часы развития познавательных способностей (внеурочная деятельность. На занятиях развивается логическое мышление, пространственное воображение, память, речь, расширяется кругозор учащихся; дети учатся мыслить нестандартно. Такие уроки развивают познавательную активность учеников, являются хорошей подготовкой к участию ребят в интеллектуальных марафонах и олимпиадах.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская и проектная деятельность. Мы пришли к выводу, что очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

1. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
2. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
3. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
4. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проектный;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Эта работа уже стала традиционной и будет продолжена и в новом учебном году.

В нашей школе используются следующие формы работы с одарёнными учащимися:

• Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока;

• Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, систематическая подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

• Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

• Посещение предметных и творческих кружков по способностям;

• Исследовательская и проектная деятельность учащихся;

• Использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

• Создание детских портфолио.

Стараемся год от года наращивать материально- техническую базу кабинетов начальной школы. Качественно изменились уроки с установкой в кабинетах компьютерной техники. Уроки стали эмоционально окрашенные, так как используются презентации по предметам, музыкальное сопровождение, разнообразнейшие физкультминутки. На уроках и в группах продлённого дня появилась возможность использовать тренажёры для отработки навыков, закрепления трудных для усвоения тем, подготовки учащихся к олимпиадам.

Сознание ребёнка находится в стадии становления, и именно поэтому мы следим за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий позволяет вывести работу с одарёнными детьми на качественно иной уровень.

На практике мы убедились, что очень важны:

• изучение контингента учащихся класса, с целью выявления типов одарённых детей, анализ информации об одарённых детях и условиях их обучения и развития ( индивидуальный план);

• систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-индивидуальные творческие задания.

Необходим мониторинг личных достижений учащихся;

• стимулирование мотивации развития способностей;

• увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

• анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми на заседаниях МО;

В работе с одаренными детьми одной из самых важных можно считать проблему реализации творческого начала личности. В целях развития творческих способностей одаренных детей создана система внеклассной работы:

• профильные кружки,

• школа искусств,

• секции дополнительного образования,

• детско-юношеская спортивная школа.

Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Процитирую замечательные слова Жан Жака Руссо: - «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Дальнейшая работа будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности в начальной школе, что приведёт к совершенствованию работы с одарёнными детьми, повышению методического мастерства педагогов, развитию системы дополнительного образования.

Педагог-психолог МАОУ «СОШ № 7» Харитонова О.В.

© 2010-2022