Методическая разработка Воспитание толерантности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Воспитание толерантности»

Цель: освещение проблемы данной темы, создание условий в гимназии-интернате вовлечение родителей в воспитательный процесс.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучающихся принадлежит, безусловно, педагогам. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности обучающегося в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем обучающимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Глобальное образование призвано воспитывать у обучающихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и обучающегося, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В педагогической практике нашей гимназии-интернате накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у обучающихся, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).В связи с этим, педагог на воспитательных часах уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Все педагоги осознают, что положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения обучающегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Научно доказано, что изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Наша гимназия может этим гордиться, потому, что на ровне с русским языком у нас ведется преподавание английского языка, крымско-татарского, украинского языка. Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Для этого у нас был создан этнографический музей. Родители были включены в работу и, как нам не гордиться своими экспонатами: баннер о еврейском народе,минорой, детскими проектами, книгами; всем тем, что создавалось по крупицам и с любовью. Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, именно так и должно осуществляться: «родители + дети + педагог». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка гимназии и семьи, объединивших свои усилия в воспитательном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение. Личность самого воспитателя играет огромную роль в формировании чувства толерантности и терпимости, поэтому мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
У педагогов, как ни у кого другого, есть шанс воспитать подрастающее поколение толерантным и терпимым, повлиять на их мировоззрение. Достучаться до детских сердец сложно, но это необходимо, так как, воспитывая подрастающее поколение, мы воспитываем нацию. Ни для кого не секрет, что будущее народа за подрастающим поколением. Дорогие педагоги и родители, давайте не будем равнодушны к проблеме всего человечества. Ведь в дальнейшем мы будем жить в стране, построенной на мировоззрениях наших детей. Пусть символический «кубик толерантности» со следующими гранями: «Предложи. Прими. Выслушай. Прости. Пойми. Улыбнись»- станет девизом жизни всего человечества.



© 2010-2022