Выступление по теме Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2 города Чехова Московской области

Эссе на тему:

«__Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры_________________________»

Выполнила:

Учитель истории и обществознания МБОУ гимназии №2 г. Чехова__

Андреева Татьяна Владимировна




2015г



Профессия учителя предполагает не только наличие определённого уровня знаний, умений, навыков. Сам лик учителя играет немаловажную роль. Его профессиональная культура находит своё отражение в имидже. Сегодня образ преподавателя складывается из нескольких пунктов, положений, критериев. Имидж есть искусственный образ,формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж включает в себя: 1) репутацию - закрепившиеся определённое мнение о человеке или группе людей 2) дресс-код - форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятиях, организаций, заведений 3) коммуникабельность - способность к общению, к установке связей, контактов; способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Что такое хороший учитель?

Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

Среди черт характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям... пятиклассников были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.

Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный - это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.


В свою очередь ученики моделируют своё мнение об учителях не только в процессе урочной системы. Немалый эффект на формирование их мнения оказывают СМИ, в частности фильмы и книги на данную тематику.

На примере двух кинофильмов: ««Уроки французского», где абсолютно «серая мышка» учитель французского языка пытаясь приобщить сложного подростка к урокам французского ученика, позволяет нарушить своему ученику субординацию -игра в карты- ради достижения педагогической цели - усвоение французского языка.; или «Безумные преподы», где учителя, сознательно вели себя асоциально, бросали мелки в учеников, учитель химии проводил опасные опыты для детей, историк неверно информировал детей, философ и вовсе спал; тем самым, они пытались привлечь внимание к учебному процессу, причём цель была достигнута, ученики успешно сдали экзамены.» можно отметить, что все составляющие имиджа важны.

В XXI веке имидж педагога - это наглядное проявление его профессиональной культуры. Работая 20 лет в школе, большую часть со старшеклассниками, могу заявить, что подавляющая часть учеников обращает внимание на внешний вид учителя -это опрятный, аккуратный вид, это со вкусом подобранный гардероб, это умело наложенный макияж; умение донести информацию - правильная, красивая речь; это желание заинтересовать, вовлечь ученика в процесс исторических событий, это чувство юмора, это тонкое понимание возрастных особенностей, сочувствие ученикам по поводу их «сложного бытия в школе и непонимания их со стороны учителей и родителей».

Знание истории и социальных дисциплин - это один аспект, но если мы говорим о воспитании выпускника, нужного обществу, умеющего работать и зарабатывать для себя и страны, применяющего теоретические знания на практике, думаю образ учителя играет заметную роль. После мамы, воспитателя, учитель следующее звено в жизни подростка.

Стратегия технологии успешного имиджа учителя
1. Найдите свой смысл жизни, поставьте планку потребностей
2. Проведите инвентаризацию своих способностей и возможностей, Сделайте анализ того, что имеете и что можете сами изменить к лучшему
3. Развивайте чувство собственного достоинства , избавьтесь от заниженной или завышенной самооценки. Возможно, нужно избавиться от невротического поведения. Оно препятствует созданию успешного имиджа.
4. Ваши правила: самовоспитание,самоорганизация, самоконтроль, самообразование, то есть, постоянный интерес к профессиональному росту, к науке, к психологии .
5. Найдите свои методы мотивации к успеху , отмечайте и гордитесь вашим каждым шагом вперед
6. Развивайте позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех
7. Работайте над своим духовным содержанием, только соблюдая духовные законы , вы найдете путь к успеху.
Способность и желание учителя «расти»-это о дно из главных качеств учителя. Каким бы высоким ни был профессиональный уровень подготовки учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества.

Издавна традицией на Руси было , что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чего мнение было авторитетным, а сам он - эталоном поведения.

Поэтому так важен сегодня профессиональный имидж учителя.

А в завершении своего тревожного письма, хочу обратиться ко всем педагогам РФ: любите детей - они будут счастливы без вас, а вот вы без них, вряд ли!!!



© 2010-2022