ДИСКУССИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИСКУССИЯ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Куренная Светлана Ивановна, учитель начальных классов

Все первоклассники очень похожи друг на друга. Спросите, чем? Желанием учиться. Вспомните, с какими горящими глазами они приходят в сентябре в школу, как боятся пропустить хоть один учебный день, с каким обожанием смотрят на свою первую учительницу.

Только от нас, педагогов, зависит удастся ли сохранить познавательный интерес учащихся на всю школьную жизнь, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца или взрастим еще одного равнодушного исполнителя.

Деятельность - основа и решающее условие развития личности. Только то знание станет для ребенка его собственностью, которое открыто им в активном поиске. Ведь больше всего информации - до 90% - запоминается после участия в реальном процессе и только около 20% - при пассивном слушании.

Развитие социальной компетентности у младших школьников невозможно без использования такой активной формы обучения, как дискуссия, без взаимодействия со сверстниками, решения проблемных вопросов и задач.

Одно из проявлений активной жизненной позиции любого человека - умение аргументировать, доказывать, обосновывать свою точку зрения.

Обсуждать спорный вопрос можно по-разному: настаивать на своем с помощью крика, оскорбительных слов, даже силы. А можно выслушать все мнения, высказать свое и привести примеры, факты, доказательства в его защиту. Это и есть умение вести конструктивный диалог, участвовать в рассматриваемой дискуссии.

Настоящая дискуссия - это своеобразный интеллектуальный поединок, который может длиться не один час. Поэтому трудно представить в полном объеме дискуссию детей младшего школьного возраста. Но готовить ребят к ведению диалога, обучать видеть разность мнений по обсуждаемому вопросу, создавать условия для осознания необходимости соблюдения правил культурного общения необходимо уже в начальной школе. Именно у младших школьников нужно вырабатывать умение слушать и слышать собеседника, грамотно задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, а также, что немаловажно, не обижаться на критику и замечания.

Для этого необходимо как можно раньше дать детям возможность участвовать в общих обсуждениях, соблюдая нормы и правила такого взаимодействия. Правила должны исходить от самих детей, а поэтому вырабатываются они постепенно, по мере возникновения необходимости в их соблюдении.

Существует множество приемов организации учебной дискуссии. Самый универсальный из них - постановка открытых вопросов, которые предполагают не просто воспроизведение полученных знаний, а могут породить спор, вызвать живое обсуждение. Такие вопросы допускают многовариантность ответа, на них нельзя ответить «да» или «нет».

Чтобы простой вопрос стал открытым, его нужно лишь немного переформулировать. Например, вместо вопроса «Как проверить безударную гласную в корне?» спросить «Что будет если не проверять безударные гласные?» Вместо «Расскажите переместительный закон умножения» - «Зачем нужен переместительный закон умножения?» Вместо «Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?» - «Что бы произошло, если бы из рассказа исчезли все точки?» и т.д.

Для младшего школьного возраста характерна не критичность к словам, особенно, если они высказаны взрослым человеком, учителем. Ребята не умеют обнаруживать логического противоречия разговора, согласовывать разные взгляды на вещи. Если их этому не учить, не организовывать столкновения разных точек зрения, способность понимать друг друга будет формироваться очень долго и неполноценно. В связи с этим интересен еще один прием организации дискуссии - поддержка или высказывание самим учителем ошибочного мнения. Формально аргументируя ошибочную позицию, педагог заставляет ребят задуматься над примерами, способами доказательства его неправоты. Например, проверяя безударную гласную в слове «пятно», высказывается точка зрения, что это слово можно писать несколькими способами, и все они верны, так как есть проверочные слова: питно - пить, петно - петь, пятно - пятна.

Организовать дискуссию можно также с помощью приемов создания проблемных ситуаций, которые ведут к открытию нового знания или нового способа действия.

Столкновение разных мнений.

Учащимся предлагается выполнить задание на правило. Которое они еще не изучали. Возникший в результате выполнения задания разброс мнений вызывает у детей реакцию удивления, желания узнать причину появления разных точек зрения. Например, перед изучением темы «Мягкий знак после шипящих в именах существительных» ребятам предлагается записать под диктовку несколько слов на данное правило. Возникшие несколько вариантов написаний (все слова с мягким знаком; все слова без мягкого знака; в каких-то словах мягкий знак есть, а каких-то - нет) выносятся для наглядности на доску. Возникают естественные для подобной ситуации вопросы: «Почему появилось несколько вариантов написания одних и тех же слов?», «Чего же мы еще не знаем?»

Дети не всегда замечают, что собеседник высказывает мысль, отличную от его собственной, слышат только себя. Предложенный прием позволит преодолеть данный стереотип.

Предъявление противоречивых фактов.

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Например, прочитывая вслух слова весть, вестник, известие, известный, учащиеся замечают, что в одних словах т произносится, а в других нет.

Следующие примеры помогут детям понять, что не все задания выполнимы, научат не бояться задавать вопросы на уточнение, быть готовыми к тому, что задание может быть проблемным или просто нерешаемым.

Задания с избыточными или неполными данными.

Детям предлагаются для выполнения задания, в которых слишком много данных, что затрудняет решение, или не хватает исходных данных. Например:

а) Разделите слова на две группы однокоренных слов: город, городские, гора, горный, горевать, пригород, пригорок, городок, горчица, пригоршня.

б) Решите задачу: «Для школьной столовой купили 8 столов и 16 стульев. Сколько стоила вся покупка, если цена одного стола на 20000 рублей больше цены одного стула?»

Задания на ошибку.

Ребятам предлагается задание, которое они не смогут выполнить правильно с имеющимся у них запасом знаний. Например, дети уже научились определить спряжение глагола. И тут появляются слова брить. смотреть. Используя изученное правило, учащиеся допускают ошибку в определении спряжения данных глаголов.

Невыполнимые для детей задания.

Учитель предлагает классу невыполнимое на данный период для детей задание. Например, перед введением понятия «умножение» дети решают задачу: «Для изготовления одной табуретки понадобилось 12 гвоздей. Сколько гвоздей израсходуют для изготовления 560 табуреток?». Ребятам известен ход решения задачи, но возникает неразрешимое затруднение в записи и вычислении.

Внимание учителя к появлению спорных ситуаций, стимулирование детей к столкновению мнений, позитивное отношение к критичности, несогласию с общим пониманием вопроса позволит изменить характер взаимоотношений между детьми, уменьшит дисциплинарные трудности, вызовет неподдельный интерес к учению, снизит тревожность, поможет реально осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, развить коммуникативные умения и навыки взаимодействия младших школьников.




© 2010-2022