Стаья на тему Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

Работая в сельской средней школе, особое внимание на учебных занятиях и во внеурочной деятельности мы уделяем духовно-нравственному воспитанию школьников. Исходя из собственного опыта работы в школе, можно с уверенностью сказать, что духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено простра...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бориспольская начальная общеобразовательная школа»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе.











Автор: директор школы

Сакова Валентина Ивановна













2014 г.

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.

Человек, ты можешь духовно расти,

только помогая другому быть человеком.

Работая в сельской средней школе, особое внимание на учебных занятиях и во внеурочной деятельности мы уделяем духовно-нравственному воспитанию школьников. Исходя из собственного опыта работы в школе, можно с уверенностью сказать, что духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Хочется рассказать о том, какое место занимает в нашей школе организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

На сегодняшний день в нашей начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.

Для реализации внеурочной работы по вышеперечисленным направлениям необходимо стремиться к достижению основной цели духовно-нравственного воспитания- это воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Работая в данном направлении, мы выделили для себя ряд задач: формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения; воспитывать нравственные качества(патриотизм, гражданственность, уважение к правам, свободами обязанностям человека); способствовать усвоению нравственных норм; вырабатывать основные этические понятия, оценочные моральные принципы.

Важная роль в выборе направления и планируемых внеурочных занятий отводится учителю. Педагогу необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, делая это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. Внеурочная деятельность по данным направлениям проводится учителями начальных классов, учителями-предметниками. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, во второй половине дня. Место проведения занятий - классные комнаты 1,2 классов, спортивный, актовый залы. Возраст детей-7-10 лет.

Спортивно-оздоровительная деятельность представлена в школе факультативом «Я пешеход и пассажир» и спортивными секциями, ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Как и любое занятие, часы здоровья требуют творческого подхода, поэтому учителя стараются использовать разные виды деятельности: беседы, включающие вопросы гигиены, питания, закаливания и техники безопасности; деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, экскурсии.

Такие занятия помогают педагогу и родителям повысить физическую активность детей, а выполнение музыкальных игровых заданий увеличивает эффективность обучения школьников двигательным действиям на фоне оптимальной двигательной активности и повышения двигательного опыта. Актуальность данной программы состоит в биологически необходимом объеме движений для младших школьников, смене умственного процесса на физическую деятельность, снижения утомляемости учащихся и активизации малоподвижных детей.

Учителя предлагают учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети активно участвуют. Предлагая мероприятие, классные руководители учитывают мнения детей в выборе задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Классные руководители стараются заинтересовать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Педагоги видят и по достоинству оценивают участие каждого ребенка во внеурочном занятии. К участию во внеурочных мероприятиях с детьми учителя привлекают родителей. Так, совместно с детьми, родители участвуют в трудовых и экологических акциях, высадке растений, создании цветочных клумб.

Художественно-эстетическая деятельность реализуется на кружках: «Этика: азбука добра». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

На кружке учитель использует разные формы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, использование ИКТ, выполнение практических заданий, уроков-игр, урок-практикум. Формой оценки работ является совместное обсуждение и решение жизненных ситуаций. Дети учатся на занятиях применять средства художественной выразительности, вносить в работу элементы фантазии и разнообразия.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, политические предпочтения, религиозные взгляды и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением мам, пап, бабушек и дедушек, у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас. Потом может быть поздно. И сделать это должны мы, взрослые -учителя и родители. Ведь мы своим детям желаем только добра!

В следующем учебном году, учитывая запросы детей и родителей, духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности может быть представлено новыми кружками и направлениями.



© 2010-2022