Технология деятельностного метода обучения

Основу федерального образовательного стандарта составляет системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.  Процесс учения – это процесс деятельности ученика и учителя, направленный на становление его сознания и  личности в целом. Основным механизмом...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - Лицей

города Маркса Саратовской области



Технология деятельностного метода обучения



Спиридонова Т. В.,

учитель начальных классов

МОУ - Лицей г. Маркс


2014 г

Основу федерального образовательного стандарта составляет системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Обучение, реализующее принцип деятельности в обучении и образовании, называют деятельностным, поэтому реализовать технологию деятельностного метода можно только через обучение и развитие младших школьников. Процесс учения - это процесс деятельности ученика и учителя, направленный на становление его сознания и личности в целом.

Основным механизмом реализации технологии деятельностного метода обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Обучать деятельности - это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Использование технологии деятельностного метода обучения

На этапе постановки учебной проблемы.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

Математика

Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел с переходом через разряд»


Деятельность учителя

Деятельность учеников

- На доске записаны два примера на вычитание:

_ 87 _ 52

32_ 26_

-Выполните решение данных примеров.

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же не получилось выполнить это задание?

-Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока?

( Побуждение к формулированию проблемы)

-Как бы вы предложили решить эту проблему?

-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.


-Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

-Нет, не смогли.

- Потому что нельзя из 2 вычесть 6.

(Осознание затруднения).

-Невозможно использовать алгоритм решения, который мы уже знаем.

(Побуждение к осознанию противоречия).

-Письменные приёмы вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

(Учебная проблема как тема урока)

-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.

Русский язык

Тема: « Образование сложных слов».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- В словах, которые записаны на доске, выделите корень.

- Все согласны?

- Сколько мнений в классе?

(Побуждение к осознанию противоречия).

- Какой же вопрос возникает?

- Как решить эту проблему?

Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол.

- Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и

- кол -.

-Два разных мнения (осознание противоречия).

- Кто прав? Сколько корней в слове «ледокол»?

(Учебная проблема как вопрос)

- Дети предлагают исследовать лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.

Окружающий мир

Тема: «Птицы - лесные жители»

Этапы урока

Основное содержание деятельности

  1. Самоопроделение к деятельности (орга-низационный мо-мент)

Цель: включение уча-щихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов - сто ответов.

Отвечай по одному.

И научишься всему!


  • Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?


  1. Актуализация зна-ний.

Цель: повторение изученного материала, не-обходимого для «от

крытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной де-тельности.

  • Какие царства живой природы вы знаете?

  • Какое царство пропущено?

Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»


  • Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)

  • А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?

Мы попадаем в сообщество «Лес»

В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... (птицы)


  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.


А всё ли вы знаете о птицах?

  • Зачем птицам клюв?

  • Для чего птицам перья?

  • Зачем птицам летать?

  • Почему птицы поют?

  • Каково значение птиц в жизни природы и человека?

  • Почему вы не можете сразу ответить на все эти вопросы?

  • Чего мы ещё не знаем?

  • Какова тема нашего урока?

  • Что мы должны знать к концу урока?

  • Кто или что нам поможет получить эти знания?


  1. «Открытие нового знания» (построе-ние проекта выхода из затруднения».

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группах.

  • Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).

- Читают текст, выделяют опорные слова;

-каждая группа отвечает на свой вопрос.


На этапе рефлексии деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Беседа по вопросам. Что на уроке у вас хорошо получалось? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Над чем надо поработать?


5.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Какую задачу ставили?

  • Удалось ли решить поставленную задачу?

  • Каким способом?

  • Где можно применить новые знания?

  • Оцените работу своей группы. Что получилось? Над чем необходимо поработать? Кто в группе работал успешно?

Чтение текста,

Обсуждение и выполнение задания по тексту

Работа с карточками-ответами

Технология деятельностного метода обучения

Технология деятельностного метода обучения

Технология деятельностного метода обучения

Технология деятельностного метода обучения

Работали дружно со всеми заданиями справились.

Технология деятельностного метода обучения

Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.

Технология деятельностного метода обучения

Работа в группе не получилась, но надо стараться.


Технология деятельностного метода обучения

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за…

Над чем надо поработать?

С каким настроением заканчиваем урок?

(нарисуйте лицо человечка: грустное или весёлое



Таким образом, главное в реализации технологии деятельностного метода обучения состоит в том, чтобы ученик умел сам узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.

Нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!»












© 2010-2022