Час общения «Искусство жить в семье»

"Описание материала: Час общения «Искусство жить в семье» Всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. Вам не нравиться, когда взрослые на вас кричат, когда вас наказывают. Хочется поскорее вырасти и уйти из-под опеки взрослых, а когда тебе 16 лет…Всё начинается с любви :создается семья, в ней рождаются и растут дети,благо когда между взрослыми и детьми устанавливаются доверительные отношения,а если назревает конфликт ? Цель: найти пути решения конфликтных ситуаций,создать атмо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Искусство жить в семье»

(час общения)

Семья - вот истинная ценность,

Опора, сила и полёт.

Семья расцветит повседневность,

И боль отпустит т уйдёт.

Цель: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Учитель: Не случайно эти стихотворные строки взяты в качестве эпиграфа. Разговор мы сегодня поведём об искусстве жить в семье. Чтобы настроиться на рабочее состояние, упорядочить свои мысли, выполним упражнение «Импульс». Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать «импульс» будем сжатием руки друг друга. «Импульс» отправлять буду я. Итак, начинаем. Я передаю «импульс» тепла (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс счастья.

Теперь ,не уходя из круга ,давайте продолжим предложение:

Семья-это… (каждый ребенок называет по одному слову, которое ассоциируется у него со словом семья)

Каждый человек живёт в семье: и вы, и я, но семьи у нас с вами разные: большие и маленькие, полные и неполные, с бабушками и дедушками, с братьями и сёстрами. И отношения между членами в каждой семье тоже разные. Накануне нашего часа общения мы провели соцопрос среди старшеклассников нашей гимназии. Были заданы следующие вопросы:

1. Я хотел(а), чтобы моя будущая семья была похожа на семью моих родителей.

2. Я хотел(а), чтобы мой муж (моя жена) был(а) похож(а) на моего (мою) папу (маму).

3. Я вообще не хочу иметь семью.

В результате опроса получены следующие данные:

1.Да-38%,нет-62%,

2.Да-43%,нет-57%,

3.Нет-100%.

О семье сказано много разных слов. Я предлагаю вам вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его.

(для участников подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова )

  • "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" Л.Толстой;

  • "Взаимная любовь скрепляется детьми" Менандр;

  • "Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы" Н.Карамзин;

  • "Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость" Ж.Руссо;

  • "Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им" В.Ключевский;

  • "Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени" Я.Райнис;

  • "Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери" В.Сухомлинский.

Всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. Вам не нравиться, когда взрослые на вас кричат, когда вас наказывают. Хочется поскорее вырасти и уйти из-под опеки взрослых, а когда тебе 16 лет… О том, когда тебе 16 лет поёт Менжинская Надежда (звучит песня).

Учитель: Всё начинается с любви :создается семья, в ней рождаются и растут дети, и вдруг из очаровательной малышки выросла почти взрослая девушка. И мать с дочерью перестают друг друга понимать. Представьте ,что вы разговариваете с мамой и она вам рассказывает:

Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: причёска, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у неё - как после бомбёжки. Везде всё разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с коготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, её «территория детства». Про учёбу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обречённо) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Учитель: А теперь послушаем дочь.

Дочь: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Помой посуду!»

А главное постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу называют неблагодарной. А я всё равно буду всё делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

Учитель: Два совершенно различных мнения, даже не верится, что они живут в одной семье. Ребята, как вы считаете:

- хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

- можно ли назвать их семью счастливой?

- что отравляет отношение? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

- из-за чего столько эмоций и обид?

Учитель: Как уладить ситуацию в этой семье? (ответы детей)

(Ребята работают в группах. Каждая группа высказывает своё мнение)

Накануне нашего часа общения каждой группе было предложено задание разыграть проблемную ситуацию. Давайте посмотрим ,что у них получилось и обсудим.

Ситуация 1: Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

Ситуация 2:Дочь задерживается, на звонки матери отвечает, но долго не идет домой.

Ситуация 3:

Дочь требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ей, что сделать это сейчас нет возможности.

Учёные утверждают, что 2/3 подростков конфликтуют в семье, только 1/3 умеет ладить с близкими.

По статистике в нашем классе:

- конфликтуют-42%,

- умеют ладить58%.

Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удаётся некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы.

Я предлагаю вам закончить предложения.

1. Умение владеть собой - это:

- контролировать своё поведение;

- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;

- держать себя в руках;

- не позволять себе грубости, хамства;

- не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенными, корректными.

2. Что бы научиться владеть собой, нужно…

- работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;

- читать книги по психологии;

- не терять своего достоинства;

- научиться уважать других людей;

- научиться видеть свои недостатки;

- быть строгими к себе и снисходительным к другим.

3. Чтобы найти компромисс, нужно…

- найти такое решение, которое устроит всех;

- войти в положение другого человека;

- видеть правоту другого человека;

- отказаться от своего эгоизма;

- не считать себя выше других;

- уважать чужое мнение.

Многие проблемы в семье возникают из-за распределения обязанностей.

(Работа в группах.)

Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи.

(Словосочетания на полосках бумаги заранее заготовленные)

- мыть посуду;

- мыть полы;

- мыть обувь;

- вытирать пыль;

- стирать;

- готовить завтрак;

- готовить обед;

- готовить ужин;

- готовить в выходные дни;

- ухаживать за домашними животными;

- пылесосить в доме;

- поливать комнатные растения;

- заниматься с младшими детьми;

- выносить мусор;

- ходить в магазин;

- прибить что-нибудь;

- чинить одежду.

(Каждой группе предлагается семья из разного числа человек)

I Папа

Мама

Старший ребёнок

Младший ребёнок

II Папа

Мама

Ребёнок

III Папа

Мама

Ребёнок

Бабушка

Дедушка

(Обсуждение домашних обязанностей. Выступают представители от каждой группы)

Учитель: Мы с вами обсудили, как в семье избежать конфликтов, как распределить домашние обязанности, чтобы каждому члену семьи нашлась работа. И в заключении мне бы хотелось, чтобы мы снова встали в круг и обратились с пожеланиями к себе и всем присутствующим.

(Каждому участнику занятий по цепочке (в определённой последовательности)предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий руководитель, подводя определённый итог.)

Я желаю всем вам, чтобы вы относились к другим так, как хотелось, чтобы относились к вам

Для всех вас звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»

© 2010-2022