Статья на тему Об одной методике определения уровня мотивации учебной деятельности

Публикация в материалах IV международной научно-практической конференции «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки», часть II, Владикавказ, 2013.Проблема мотивации учебной деятельности является одной из важнейших в педагогике. Еще острее стоит вопрос об оценке учебной мотивации.В данной работе описывается разработанная нами методика, которая позволяет определить уровень мотивации учебной деятельности.About one method determening the level of the motivation of the educational process... One of the most important thing in pedagogy is the problem of motivation of educational process. But there is another important problem - how to value the educational motivation? The method which we have developed is described in this work. It helps to determine the level of motivation of educational process.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК: 37.015.31

Об одной методике определения уровня мотивации учебной деятельности

Шаваева Ф.И.

Колледж информационных технологий и экономики, Россия, Кабардино-Балкарская республика, г.Нальчик

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова» , Россия, Кабардино-Балкарская республика, г.Нальчик

E-mail: [email protected]

Проблема мотивации учебной деятельности является одной из важнейших в педагогике. Еще острее стоит вопрос об оценке учебной мотивации. В данной работе описывается разработанная нами методика, которая позволяет определить уровень мотивации учебной деятельности.

Shavaeva F.I.

About one method determening the level of the motivation of the educational process.

One of the most important thing in pedagogy is the problem of motivation of educational process. But there is another important problem - how to value the educational motivation? The method which we have developed is described in this work. It helps to determine the level of motivation of educational process.

Проблема мотивации учебной деятельности является одной из основных в педагогике. Уровень мотивации - важнейший из показателей успешности учебной деятельности.

Для оценки уровня мотивации учебной деятельности нами разработана специальная методика, суть которой описывается в данной работе.

Испытуемым на контрольном мероприятии предлагаются три типа разных по сложности заданий:

1 вариант - с максимально возможным баллом, который может получить студент за полностью правильно выполненную работу является - « 3 »;

2 вариант - с максимально возможным баллом - « 4 »;

3 вариант - с максимально возможным баллом - « 5 »;

Учащимся требуется самим принять решение, какую степень сложности выбрать. Выбор определяет их уровень притязаний Рп. Уровень притязаний - характеристика, введенная еще в 30-х годах XX века К.Левиным и его последователями, определялась тем уровнем достижений, который способен принести человеку удовлетворение от результатов данной направленной деятельности [1]. Уровень притязаний рассматривается как устойчивая индивидуальная характеристика личности, формирующаяся на базе ее фундаментальных психически качеств в процессе обучения и практической деятельности.

Уровнем притязаний будет определяться и отношение человека к тем или иным результатам своей деятельности. То, что один человек - с низким уровнем притязаний - будет расценивать как успех, другой - с более высокими притязаниями - может воспринимать как неудачу. Было установлено, что успех в работе обычно способствует повышению уровня притязаний и выбору более трудных задач. Неудачи же чаще всего ведут к снижению уверенности в себе и понижению уровня притязаний, способствуя выбору задач меньшей степени сложности.

В данном случае, очевидно, что Рп принимает одно из значений (3, 4, 5). Через Рр обозначим балл, полученный испытуемым за выполненную им работу.

Тогда отношение

Рп / Рр ( * )

представляет собой относительную оценку мотивации испытуемого в группе с одинаковым уровнем притязаний Рп.

Для того чтобы избежать группового анализа и осуществить дифференциацию всего контингента испытуемых, следует умножить отношение ( * ) на коэффициент сложности k, где

k=Ррп.

Окончательно, для вычисления коэффициента мотивации получаем формулу:

Км= k Рп / Рр

Коэффициент Км принимает значения в пределах от 1 до 10 (1 < Км < 10).

Действительно, если испытуемый выбрал вариант №3 и за выполненную работу получил неудовлетворительную оценку «1», имеем:

Рп=5; Рр=1,

k =Рпр=5+1=6,

Км=(1/5)6=1,2.

Если же испытуемый получает максимальный балл, то

Рп=5; Рр=5,

k =Рпр=5+5=10,

Км=(5/5)10=10.

Анализируя эти результаты, получаем шкалу мотивационной установки:

Статья на тему Об одной методике определения уровня мотивации учебной деятельности

Рисунок 1. Шкала мотивационной установки.

Студенты, имеющие коэффициент мотивации Км в пределах от 1 до 5 не тревожны, эмоционально нечувствительны, уверены в себе. Уровень их притязаний довольно высок, но результаты действий и операций, выполняемых ими для решения учебной задачи, являются неожиданно низкими для них самих. Во время урока эти студенты пассивны, их потенциал в полной мере не актуализирован. Однако достаточно создать для них некоторую экстремальную ситуацию (выразить сомнение в его способностях решить данную учебную задачу, дать отрицательную подсказку) и наблюдаются количественные и качественные изменения сенсорной и перцептивной деятельности, происходит мобилизация психических процессов внимания, памяти, мышления.

Студенты, имеющие Км в пределах от 5 до 7 эмоционально неустойчивы, чувствительны, тревожны, не уверены в себе. Уровень их притязаний низкий, для них характерен минимальный объем реализации задач учебной деятельности. Неуверенность в правильности действий и операций, выполняемых ими для решения учебной задачи, высокий уровень реактивной тревоги приводят к формированию мотивационной установки на избежание неудачи.

Учащиеся с коэффициентом мотивации от 7 до 10 в значительной мере уверены в себе, при выполнении учебной задачи четко и точно выполняют требуемые действия и операции, осознанно ими руководят, показывая свою избирательность в подборе методов решения задачи, логически правильно связывают данную задачу с другими, находят аналогии и противоречия. Эти обстоятельства приводят к формированию мотива достижения цели, а именно, к четкой установке на решение учебной.

Зная реальный уровень мотивации студента, педагог может организовать учебный процесс так, чтобы заменить формальный мотив достижения цели или мотив избегания четко определенным мотивом достижения цели.

Список литературы:

  1. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. - М.: МГУ, 1981.


© 2010-2022