Образовательная программа дополнительного образования Валеология для детей 7-10 лет

Департамент образования города МосквыСеверо-Западное окружное управления образования УтвержденаРешением педагогического советаДООЦ «Северо-Западный» Образовательная программа(авторская) Вопрос о здоровье молодого поколения всегда был актуален. Перед образовательными учреждениями поставлена главная задача российского общества - воспитание здорового поколения, сбережение и увеличение резерва физического и психического здоровья учащихся. Задача предмета – воспитание общей культуры здоровья, о...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управления образования



Утверждена

Решением педагогического совета

ДООЦ «Северо-Западный»

«____»____________2013г.

Утверждена

Директор ГОУ ДООЦ

«Северо-Западный»

__________________В.И. Карангин

«____»____________2013г.






Образовательная программа

(авторская)


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Физкультурно-спортивной направленности


«Валеология»


Для детей 7-10 лет


«Путь к здоровью»

(I ступень

2-ой год обучения)


Авторы: Батягин Евгений Николаевич

Батягина Надежда Жозефовна,

кандидат психологических наук






МОСКВА 2013 г.



Введение

Вопрос о здоровье молодого поколения всегда был актуален. Перед образовательными учреждениями поставлена главная задача российского общества - воспитание здорового поколения, сбережение и увеличение резерва физического и психического здоровья учащихся. Задача предмета - воспитание общей культуры здоровья, обучение основам укрепления и развития физического, эмоционально-психического здоровья.

Здоровье заключается в длительном, устойчивом функционировании органов пищеварения, дыхания, зрения, слуха, выделения, движения. Для каждого человека должен быть свой ритм жизни, индивидуальные нагрузки, контролируемые самими учащимися.

Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от собственного отношения к здоровью. Интегрированная программа «Путь к здоровью» направлена на формирование у младших школьников представлений о правильном образе жизни.

Пояснительная записка

Актуальность

Введение новых образовательных стандартов в начальной школе ставит учителя физической культуры на новую ступень физкультурно-воспитательной работы, направленной на оздоровление, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

В примерной программе для учащихся начальной школы представлены следующие направления: оздоровление, гигиена, спорт, раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, умение контролировать свое здоровье и работоспособность, физические нагрузки, развивает способности по восстановлению, используя психофизическую тренировку.

Первое направление ориентировано на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережного к нему отношения, формирование потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Второе направление нацеливает на привитие основных гигиенических навыков, которые необходимо не только изучать, но и уметь применять практически в повседневной жизни.

Третье направление соотносится с интересами учащихся в выборе спортивных занятий и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности. Учащимся предоставляется возможность выбрать свой ориентир на развитие физического совершенства по одному из базовых видов спорта. Нацеливает воспитанников на решение всевозможных жизненных задач.

Темы курса помогают осознать ценность жизни, понять, что человек должен и обязан сберегать свое здоровье.

Программа рассчитана для внеурочных занятий с учащимися начальной школы с учетом требований новых образовательных стандартов (144 часа). Содержание программы включает изучение тем по психофизической тренировке и подготовке к ведению здорового образа жизни.

ЦЕЛИ: Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;

- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

- овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

- воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

ЗАДАЧИ:

- Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья;

- Организация работы по оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психофизической тренировки, цветотерапии;

- Пропаганда физической активности;

- Формирование мотивации к сохранению собственного здоровья.

- Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья детей в семье;

- Воспитывать у школьников сознательную потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации программы

наличие спортивного зала, оборудованного спортивным инвентарем, для проведения занятий в условиях хорошей погоды возможны проведение занятий на свежем воздухе.

Особенности преподавания:

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для учащихся начальной школы должно стать элементом радости, открывающий каждому обучающемуся его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Способствовать мотивации к занятиям физической культурой и спортом, получению положительной динамики психологического состояния, стабилизации заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость», снижению заболеваний опорно-двигательной системы, повышению приоритета здорового образа жизни, уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

В соответствии с решением вышеизложенных задач можно говорить о повышении уровня воспитанности в целом, а также о заинтересованности родителями в воспитании здоровых детей.

Содержание изучаемого курса и методическое обеспечение

Этапы реализации программы:

1год обучения носит ознакомительный характер по всем темам, указанным в учебно-тематическом планировании Выявление ценностного отношения к здоровью младших школьников и эффективных условий сохранения и укрепления их здоровья . Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе. Проведение специальных профилактических упражнений, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения. Формирование умений младших школьников управлять своим физическим и психическим состоянием.

Формы организации занятия

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на два этапа: с образовательно-познавательной (теоретической) и образовательно-тренировочной (практической) направленностью.

В теоретической части занятия учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать и различные учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Практическая часть занятий направлена для развития физических качеств и решения соответствующих задач, обучение способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,

необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Методы использование фронтальной, групповой или круговой организацию занятий; включая различные новые физические упражнения, для развития одного и того же физического качества используются разные по содержанию упражнения; смена обстановки, (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений в водной части занятий и при проведении психофизической тренировки), игровые упражнения в одной из частей урока.

Физическая нагрузка на занятии регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. Гигиена. Взаимосвязь человека с окружающей средой.

  2. Профилактика близорукости. Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Упражнения для глаз.

  3. Дыхательные упражнения учат правильно дышать, включаются практически на каждом занятии, которые обеспечивают, наряду с подвижными играми высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

  4. Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений. Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым. Упражнения психофизической тренировки способствуют стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы).

  5. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрены подвижные игры, соревнования, игры, конкурсы, прогулки на свежем воздухе, содействующие физкультурному образованию, здоровью, удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

  6. Формирование осанки. Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали. Выполнение специальных упражнений для осанки.

  7. Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта и организация правильного питания.

  8. Профилактика плоскостопия.

2,3, и 4 годы обучения носят концентрический характер. Программы обучения выстроены на основании углубления знаний, полученных в первый год занятий..

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количество

часов

Теория: Введение. Предмет и задачи курса «Путь к здоровью»

Практика: Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки.

1

    Теория: Понятие о человеке, как о живом организме. Развитие знаний о природе человека. Практика: Подвижные игры. Дыхательные упражнения.

    2

      Теория: Здоровье физическое и психическое. Практика: Механизмы психологической защиты. Подвижные игры. Дыхательные упражнения.

      2

        Теория: Факторы здорового образа жизни.

        Практика: Игровые ситуации. (Гигиена- наука о взаимосвязи человека и окружающей среды.

        2

          Теория: Основные принципы личной гигиены. Режим дня.

          Практика: Подвижные игры во время прогулок (правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря)

          1

            Теория: Физиология сна. Роль физических упражнений для здоровья.

            Практика: физкультминутки.

            1

              Теория: Значение пребывания на свежем воздухе. Закаливание.

              Практика: дыхательные упражнения.

              2

                Теория: Особенности питания. Состав пищи. Основные правила питания.

                Практика: упражнения при заболеваниях органов пищеварения

                4

                  Теория: Память. Правила умственного труда.

                  Практика: подвижные игры и влияние их на развитие памяти

                  1

                    Теория: Вредные привычки.

                    Практика: Занятия по формированию правильной осанки: комплексы упражнений на обучение осанке и развитие мышц туловища.

                    1

                      Теория: Характер и темперамент.

                      Практика: умение взаимодействовать в команде

                      1

                        Теория: Правила поведения особенности жизни в зимний период.

                        Практика: Профилактика ОРЗ.

                        1

                          Теория: Здоровый образ жизни

                          Практика: Подвижные игры

                          2

                            Теория: Цветотерапия.

                            Практика: Подвижные игры. Дыхательные упражнения.

                            6

                              Теория: Упражнения йоги

                              Практика: разучивание упражнений йоги

                              12

                                Теория: Закаливание.

                                Практика: Занятия правильного дыхания в помещении и на свежем воздухе.

                                12

                                  Теория: Правила для поддержания правильной осанки.

                                  Практика: Упражнения на осанку

                                  6

                                    Теория: Дыхательные упражнения.

                                    4

                                      Теория: Орган зрения.

                                      Практика: Гимнастика для глаз. Подвижные игры

                                      4

                                        Орган слуха.

                                        Практика: Гимнастика - релаксация. Подвижные игры

                                        4

                                          Теория: Сердце и его работа.

                                          Практика: Индивидуальный тренировочный пульс.

                                          4

                                            Теория: Правила обращения с животными. Практика: Подвижные ролевые игры. Психофизическая тренировка

                                            4

                                              Теория: Профилактика плоскостопия

                                              Практика: упражнения по профилактике плоскостопия

                                              4

                                                Теория: Мое настроение (веселье и огорчение)

                                                Практика: Упражнения для мышц лица. Как сохранить себя здоровым ? Тест.

                                                4

                                                  Теория: Привычки и поступки. Характер.

                                                  Практика: Психофизическая тренировка

                                                  4

                                                    Теория: Окружающая среда и здоровье человека.

                                                    Практика: найти полезное применение окружающих тебя предметов. Влияние природы на здоровье человека.

                                                    10

                                                      Теория: Уроки психофизической тренировки

                                                      Практика: релаксация

                                                      26

                                                        Теория: Подвижные игры на воспитание волевых качеств

                                                        Практика: разучивание подвижных игр

                                                        26

                                                          Теория: Закрепление пройденного материала

                                                          Практика: комплекс утренней гимнастики

                                                          5

                                                          Всего

                                                          156



                                                          Литература


                                                          1. Американский институт зрения. Избавьтесь от очков и линз. Изд. Попурри Минск 2003 год.

                                                          2. Батуев, А. С. Биология. Человек / А. С. Батуев. - М.: Просвещение, 1998.

                                                          3. Белоусова, О. С. Вредным привычкам - нет! / О. С. Белоусова // Биология в школе. - 2004. - № 7.

                                                          4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 год.

                                                          5. Еремина, О. А. Если хочешь быть здоров / О. А. Еремина // Биология в школе. - 2005. - № 2.

                                                          6. Журналы «Здоровье» за 1999-2006 гг.

                                                          7. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / авт.-сост. В.Ф.Феоктистова, Л.В. Плиева - Волгоград: Учитель, 2010. - 154 с.

                                                          8. Ковалько В.И. «Здоровье - сберегающие технологии в начальной школе» М.:ВАКО, 2004

                                                          9. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы)- М. : Эксмо, 2007 - 512 с. - (Мастер-класс для учителя).

                                                          10. Могилева С.А. Девочки, книга для вас- Минск:Харвест,2007.

                                                          11. О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. - М.: Граф-пресс, 2004

                                                          12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» Мет. Пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

                                                          13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» М.:ВАКО, 2004 - Мастерская учителя.

                                                          14. Павлова, Е. А. Вредным привычкам - нет! / Е. А. Павлова, Н. В. Носкова // Биология в школе. - 2003. - № 2.

                                                          15. Пугачева, Т. А. День здоровья; Макеева, А. Р. Неформальные молодежные движения // Биология в школе. - 2006. - № 2.

                                                          16. Сафаров, М. Г. Экология жилища / М. Г. Сафаров, В. Т. Сафарова // Биология в школе. - 2006. - № 5.

                                                          17. Устимович, Г. И. Наркотик. Стоит ли ему доверять? / Г. И. Устимович // Биология в школе. - 2004. - № 2.

                                                          18. Элективные курсы «Биология» 2. - М.: Дрофа, 2006.

                                                          19. «Мне интересно все» 2006. (DVD)


                                                          © 2010-2022