- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Дорога к себе и другим
Классный час на тему Дорога к себе и другим
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Джельдыбаева Ж.Т. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дорога к себе и другим
Цель: содействие становлению личности юношей и девушек.
Задачи: побудить к активному самопознанию, помочь сориентироваться в системе морально-этических и личностных координат, способствовать формированию у учащихся подробности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки; создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление, и «примерить» разные социальные роли; содействовать профориентаций; развитию у учащихся чувства эмпатии, понимания бесконечности дороги к себе и другим.
Оборудование и инвентарь: компьютер, проректор, презентация, магнитная доска, ватманы, маркеры, карточки с ситуациями.
Ход
I.Организационный момент
II.Метод духовного познания- сидение в тишине
Учитель: Сядьте поудобнее и представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, постепенно освобождаетесь от беспокойства. А теперь представьте, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком- это центр покоя, центр любви.
III.Сообщение темы (Демонстрация первого слайда: «дорога к себе и другим»,эпиграф «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»С.Маршак)
Учитель: Дорога к себе и другим- это нелегкий, но интересный путь. Сегодня мы задержимся на главных остановках, порешаем психологические и нравственные задачи, наметим будущий маршрут. А сейчас вспомним правила нашего общения:
-
«Я- высказывания»-говорим только о собственных чувствах.
-
Нет оценочных суждений- не даём оценки личности других участников.
-
Право на ошибку- не от «правильных»и «неправильных» суждений.
-
Один говорит, другие молчат- не перебиваем.
-
Добровольность- может не участвовать в отдельных суждениях.
IV.Основная часть урока
Учитель: Известный психолог Э.Берн выдвинул идею «Кто вы? Принц или лягушка?», послушайте и попробуйте ответить на этот вопрос.(Третий слайд: Описания «принцев»и «лягушек»)
«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. У принцев могут быть красивые ноги, большой нос все это не мешает им быть принцами. Они себя все равно любят. Принцы никогда не притворяются, что знают все. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает из в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. Принцы уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.
«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от принцев, они не живут в настоящем, а убивают время, ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, живут в иллюзорном мире и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. Лягушки во всем сомневаются- в праве на жизнь, праве дышать, есть, пить, любить. Быть любимыми. Они чрезмерны зависит от мнения других людей, не доверяя себе. У лягушек в их бедах виноваты окружающие, условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.
Время на обдумывание, обсуждение
Учитель: В заключение хочу сказать, что лягушками рождаются, а принцами становятся. Стремиться нужно стать принцами! И какой дорогой в жизни идти, тоже выбирать вам. В жизни и общении две столбовые дороги. Одна- широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаянна иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но в конце концов и тебя дорога эта вымотает и разрушит.
Вторая дорога- длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия, прощения возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.
-По какой дороге вы хотели бы пойти?
-Какими качествами нужно обладать, чтобы пойти по второй дороге?
-Люди, идущие по темной дороге, -это те, кто потерял смысл в жизни.
Сейчас вы попробуете себя в роли консультантов и поможете найти выход в различных ситуациях. Разделитесь на 4 группы. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации. Вы должны обсудить и предложить решение проблемы с наименьшими потерями для участников ситуации. Решений может быть несколько: (Слайд с описанием ситуации)
1.Мужчина, 40 лет, инженер-программист, проработавший и известной фирме 10 лет, не женат. Потерял работу полгода назад. Находится в состоянии депрессии, начал злоупотреблять алкоголем.
2.Женщина 35 лет, имеет двоих детей, имеет высшее юридическое образование, но не работала по специальности, домохозяйка. Два месяца назад развелась с мужем.
3.Девушка, 18 лет, ждет ребенка парня, которого очень любит, но он собирается на ней жениться.
4.Молодой человек, студент консерватории, очень талантливый, с многообещающим будущим, теряет голос после болезни.
Выступление 1 участника от группы. Обсуждение:
- Трудно ли было найти выход из сложных ситуаций?
- А себя могли бы представить в подобной ситуации?
- Качества, помогающие идти по светлой дороге- это взаимопонимание, честность, уважение, основанные на дружбе. А в вашем понимании что такое дружба? Я предлагаю каждому выйти к доске и написать свое определение дружбы.
(На ватмане, прикрепленном на магнитную доску- «Что такое, по-вашему, дружба? »).
Учитель: Теперь я предлагаю разделиться на две группы-юношей и девушек. Осудить и написать те признаки, канна ваш взгляд, присущие именно «женской» дружбе- девушкам и «мужской» дружбе- юношам.
- Презентация работ. Анализ упражнения: (схожесть признаков).
-Часто дружбе мешают вспыльчивость, непонимание, нежелание понять. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран и ответить, что вы видите?
Демонстрация иллюзий
Учитель: Это упражнение показало нам, что у каждого человека свое восприятие окружающего мира, и необходимо принимать человека таким, каков он есть, с его индивидуальным восприятием, его мировоззрением.
Любовь-это для двоих, это интимное. Как нет на свете двух совершенно одинаковых людей, так нет и двух одинаковых людей. Любовь каждого из нас- единственная в мире, особенная, необыкновенная, неповторимая. А как же родилась любовь?
Выступление ученика (на слайде- иллюстрация выходящей из морской пены Афродиты и ее сына Эрота)
«Древние греки связывали появление любви с рождением из белой пены морских волн вечно юной, прекраснейшей из богинь- Афродиты. С тех пор Афродита, а вместе с нею и любовь царят над миром. Свою волю выполняет Афродита через сына веселого, шаловливого, коварного, а подчас с жестокого. Носится Эрот на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, в руках его- маленький золотой лук, за плечами- колчан со стрелами. Никто не защищен от этих стрел, они несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Сеет Эрот своими стрелами то счастье, то горе, то добро, то зло. И поэтому люди, которых поражает Эрот, дают своей любви самые различные определения».
Учитель: Французский просветитель XVIII века Вольтер говорил: «любовь- самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает сердцем и телом». Нужна ли в любви сдержанность, нужно ли учится управлять своими чувствами? (Варианты ответов)
Учитель: Слово предоставляем Айзат- зачитать отрывок из «Неоконченного дневника».
«5 октября: Сегодня началась моя жизнь. Мой родители ещё не знают об этом. Я меньше, чем яблочное зернышко, но я уже я. И хотя еще не сформировалась, я знаю, что буду девочкой».
«19 октября. Я немного подросла, но я еще слишком крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально все. И самое смешное заключается в том, что мама все еще не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем. И что она питает меня своей кровью».
«23 октября. Мой рот начнет скоро формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово-«Мама».
«12 ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у нее под сердцем. Ты счастлива, мама?»
«25 ноября. Мама и папа не знают, что я просто маленькая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Или близнецов. Но я их удивлю».
«13 декабря. Теперь я почти могу видеть, но все еще совсем темно вокруг. А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама? Я надеюсь, что буду похожа на маму».
«24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Я еле могу дождаться того момента, когда буду лежать на твоих руках и могу трогать твое лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, на правда ли?»
«28 декабря. Мама, почему ты разрешила им убить меня? Нам было бы так чудесно вместе…»
Учитель: неумение управлять своими чувствами может привести к такому страшному событию. О половых отношениях разговор мы уже вели. Вы знаете, как нужно правильно поступать в разных ситуациях, чтобы они не привели к случаю, описанному в «Неоконченном дневнике» не родившегося ребёнка. Продолжит Нуржан стихотворением
«Остановись!»
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя,
И будет час счастливейшей бессонницы.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать-
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И разве не могла ты поделиться
С ним миром, домом, лаской и теплом,
И, если нужно, даже потесниться
И дать ему местечко за столом?
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит,
Окажется Ученым иль Поэтом,
И целый мир о нем заговорит.
Учитель: В начале урока я говорила о том, что дорога к себе и другим- это нелегкий, но интересный путь, что мы задержимся на главных остановках, наметим будущий маршрут. А что ждет вас уже в недалеком будущем? (Варианты ответов)
Учитель: Выбор профессии- дело нелегкое. У каждого из вас есть свои профессиональные намерения, кто-то мечтает о профессии врача, кто-то финансиста, военного, программиста, переводчика и других. Сейчас я предлагаю вам написать эссе-«Письмо в юность». Представьте, что вам уже 50 лет, вы сделали профессиональную карьеру именно в той области, о которой мечтали, когда учились в 11 классе. Напишите письмо самому себе в юность о своей жизни, советы, жалобы, слова поддержки и другое.
(На слайде- описание задания)
Желающие могут прочесть эссе вслух.
Учитель: Закончим урок стихотворением С.Я.Маршака «Пожелание друзьям», которое я предлагаю прочесть всем вместе вслух:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути-
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
(С.Я.Маршак)
Учитель: Позвольте на память о нашей встрече подарить всем листочки со стихотворением (раздача листков со стихотворением учащимся).
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы проделали небольшой путь по дороге к себе и другим, остановились на таких важных остановках, как Смысл Жизни, дружба, Любовь, Будущее, наметили дальнейший маршрут.
-Что запомнилось больше всего на уроке?
-О чем вы хотели бы предложить разговор?
-Над какими вопросами урок заставил вас задуматься глубже?