Классный час на тему Дорога к себе и другим

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дорога к себе и другим

Цель: содействие становлению личности юношей и девушек.

Задачи: побудить к активному самопознанию, помочь сориентироваться в системе морально-этических и личностных координат, способствовать формированию у учащихся подробности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки; создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление, и «примерить» разные социальные роли; содействовать профориентаций; развитию у учащихся чувства эмпатии, понимания бесконечности дороги к себе и другим.

Оборудование и инвентарь: компьютер, проректор, презентация, магнитная доска, ватманы, маркеры, карточки с ситуациями.

Ход

I.Организационный момент

II.Метод духовного познания- сидение в тишине

Учитель: Сядьте поудобнее и представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, постепенно освобождаетесь от беспокойства. А теперь представьте, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком- это центр покоя, центр любви.

III.Сообщение темы (Демонстрация первого слайда: «дорога к себе и другим»,эпиграф «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет»С.Маршак)

Учитель: Дорога к себе и другим- это нелегкий, но интересный путь. Сегодня мы задержимся на главных остановках, порешаем психологические и нравственные задачи, наметим будущий маршрут. А сейчас вспомним правила нашего общения:

  • «Я- высказывания»-говорим только о собственных чувствах.

  • Нет оценочных суждений- не даём оценки личности других участников.

  • Право на ошибку- не от «правильных»и «неправильных» суждений.

  • Один говорит, другие молчат- не перебиваем.

  • Добровольность- может не участвовать в отдельных суждениях.

IV.Основная часть урока

Учитель: Известный психолог Э.Берн выдвинул идею «Кто вы? Принц или лягушка?», послушайте и попробуйте ответить на этот вопрос.(Третий слайд: Описания «принцев»и «лягушек»)

«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. У принцев могут быть красивые ноги, большой нос все это не мешает им быть принцами. Они себя все равно любят. Принцы никогда не притворяются, что знают все. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает из в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. Принцы уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.

«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от принцев, они не живут в настоящем, а убивают время, ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, живут в иллюзорном мире и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. Лягушки во всем сомневаются- в праве на жизнь, праве дышать, есть, пить, любить. Быть любимыми. Они чрезмерны зависит от мнения других людей, не доверяя себе. У лягушек в их бедах виноваты окружающие, условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.

Время на обдумывание, обсуждение

Учитель: В заключение хочу сказать, что лягушками рождаются, а принцами становятся. Стремиться нужно стать принцами! И какой дорогой в жизни идти, тоже выбирать вам. В жизни и общении две столбовые дороги. Одна- широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаянна иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но в конце концов и тебя дорога эта вымотает и разрушит.

Вторая дорога- длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия, прощения возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

-По какой дороге вы хотели бы пойти?

-Какими качествами нужно обладать, чтобы пойти по второй дороге?

-Люди, идущие по темной дороге, -это те, кто потерял смысл в жизни.

Сейчас вы попробуете себя в роли консультантов и поможете найти выход в различных ситуациях. Разделитесь на 4 группы. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации. Вы должны обсудить и предложить решение проблемы с наименьшими потерями для участников ситуации. Решений может быть несколько: (Слайд с описанием ситуации)

1.Мужчина, 40 лет, инженер-программист, проработавший и известной фирме 10 лет, не женат. Потерял работу полгода назад. Находится в состоянии депрессии, начал злоупотреблять алкоголем.

2.Женщина 35 лет, имеет двоих детей, имеет высшее юридическое образование, но не работала по специальности, домохозяйка. Два месяца назад развелась с мужем.

3.Девушка, 18 лет, ждет ребенка парня, которого очень любит, но он собирается на ней жениться.

4.Молодой человек, студент консерватории, очень талантливый, с многообещающим будущим, теряет голос после болезни.

Выступление 1 участника от группы. Обсуждение:

- Трудно ли было найти выход из сложных ситуаций?

- А себя могли бы представить в подобной ситуации?

- Качества, помогающие идти по светлой дороге- это взаимопонимание, честность, уважение, основанные на дружбе. А в вашем понимании что такое дружба? Я предлагаю каждому выйти к доске и написать свое определение дружбы.

(На ватмане, прикрепленном на магнитную доску- «Что такое, по-вашему, дружба? »).

Учитель: Теперь я предлагаю разделиться на две группы-юношей и девушек. Осудить и написать те признаки, канна ваш взгляд, присущие именно «женской» дружбе- девушкам и «мужской» дружбе- юношам.

- Презентация работ. Анализ упражнения: (схожесть признаков).

-Часто дружбе мешают вспыльчивость, непонимание, нежелание понять. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран и ответить, что вы видите?

Демонстрация иллюзий

Учитель: Это упражнение показало нам, что у каждого человека свое восприятие окружающего мира, и необходимо принимать человека таким, каков он есть, с его индивидуальным восприятием, его мировоззрением.

Любовь-это для двоих, это интимное. Как нет на свете двух совершенно одинаковых людей, так нет и двух одинаковых людей. Любовь каждого из нас- единственная в мире, особенная, необыкновенная, неповторимая. А как же родилась любовь?

Выступление ученика (на слайде- иллюстрация выходящей из морской пены Афродиты и ее сына Эрота)

«Древние греки связывали появление любви с рождением из белой пены морских волн вечно юной, прекраснейшей из богинь- Афродиты. С тех пор Афродита, а вместе с нею и любовь царят над миром. Свою волю выполняет Афродита через сына веселого, шаловливого, коварного, а подчас с жестокого. Носится Эрот на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, в руках его- маленький золотой лук, за плечами- колчан со стрелами. Никто не защищен от этих стрел, они несут с собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Сеет Эрот своими стрелами то счастье, то горе, то добро, то зло. И поэтому люди, которых поражает Эрот, дают своей любви самые различные определения».

Учитель: Французский просветитель XVIII века Вольтер говорил: «любовь- самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает сердцем и телом». Нужна ли в любви сдержанность, нужно ли учится управлять своими чувствами? (Варианты ответов)

Учитель: Слово предоставляем Айзат- зачитать отрывок из «Неоконченного дневника».

«5 октября: Сегодня началась моя жизнь. Мой родители ещё не знают об этом. Я меньше, чем яблочное зернышко, но я уже я. И хотя еще не сформировалась, я знаю, что буду девочкой».

«19 октября. Я немного подросла, но я еще слишком крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально все. И самое смешное заключается в том, что мама все еще не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем. И что она питает меня своей кровью».

«23 октября. Мой рот начнет скоро формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово-«Мама».

«12 ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у нее под сердцем. Ты счастлива, мама?»

«25 ноября. Мама и папа не знают, что я просто маленькая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Или близнецов. Но я их удивлю».

«13 декабря. Теперь я почти могу видеть, но все еще совсем темно вокруг. А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама? Я надеюсь, что буду похожа на маму».

«24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Я еле могу дождаться того момента, когда буду лежать на твоих руках и могу трогать твое лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, на правда ли?»

«28 декабря. Мама, почему ты разрешила им убить меня? Нам было бы так чудесно вместе…»

Учитель: неумение управлять своими чувствами может привести к такому страшному событию. О половых отношениях разговор мы уже вели. Вы знаете, как нужно правильно поступать в разных ситуациях, чтобы они не привели к случаю, описанному в «Неоконченном дневнике» не родившегося ребёнка. Продолжит Нуржан стихотворением

«Остановись!»

Остановись! Пусть он увидит солнце,

Услышит шум весеннего дождя,

И будет час счастливейшей бессонницы.

Тебе легко не дать ему родиться,

Тебя не станут за руки держать-

Ведь он не сможет даже защититься,

Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.

И разве не могла ты поделиться

С ним миром, домом, лаской и теплом,

И, если нужно, даже потесниться

И дать ему местечко за столом?

И, может быть, никто другой, а этот,

Чья жизнь уже на ниточке висит,

Окажется Ученым иль Поэтом,

И целый мир о нем заговорит.

Учитель: В начале урока я говорила о том, что дорога к себе и другим- это нелегкий, но интересный путь, что мы задержимся на главных остановках, наметим будущий маршрут. А что ждет вас уже в недалеком будущем? (Варианты ответов)

Учитель: Выбор профессии- дело нелегкое. У каждого из вас есть свои профессиональные намерения, кто-то мечтает о профессии врача, кто-то финансиста, военного, программиста, переводчика и других. Сейчас я предлагаю вам написать эссе-«Письмо в юность». Представьте, что вам уже 50 лет, вы сделали профессиональную карьеру именно в той области, о которой мечтали, когда учились в 11 классе. Напишите письмо самому себе в юность о своей жизни, советы, жалобы, слова поддержки и другое.

(На слайде- описание задания)

Желающие могут прочесть эссе вслух.

Учитель: Закончим урок стихотворением С.Я.Маршака «Пожелание друзьям», которое я предлагаю прочесть всем вместе вслух:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

(С.Я.Маршак)

Учитель: Позвольте на память о нашей встрече подарить всем листочки со стихотворением (раздача листков со стихотворением учащимся).

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы проделали небольшой путь по дороге к себе и другим, остановились на таких важных остановках, как Смысл Жизни, дружба, Любовь, Будущее, наметили дальнейший маршрут.

-Что запомнилось больше всего на уроке?

-О чем вы хотели бы предложить разговор?

-Над какими вопросами урок заставил вас задуматься глубже?







© 2010-2022