Внеклассное мероприятие «Моя семья моё богатство»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

«Моя семья моё богатство»

Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Возраст детей: 5 класс.

Проведено: март 2013 года.

План классного часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. Беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

  3. Проблемная ситуация «Гадкий утёнок».

  4. Упражнение «Какой я молодец».

  5. Воспитывающие ситуации.

  6. Анализ восточной притчи.

  7. Работа в группах « Незаконченные предложения».

  8. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Волшебная рука».

  9. Заключительное слово классного руководителя. Китайская притча «Ладная семья»

Ход классного часа:

1.Вступительное слово классного руководителя.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга, настройтесь на доверительный разговор.

Все мы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастия могут обрушиться на семью?

Дети отвечают. (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т.п.)

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, сосед, помощник и т.д. Давайте посмотрим на то, что вы написали. У каждого из нас очень много ролей. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет. Мальчик разбил мячом стекло. Мама скажет: «Он ещё маленький, не подумал…», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьётся, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. А как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы увидели, что соседка несёт тяжёлую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит об этом. А что бывает, когда мама просит вас о чём-то? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных? Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

2. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что такое эгоизм? И кто такое эгоисты?

Примерные ответы детей:

- Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

- Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

- Эгоист считает, что он пуп земли, а остальное - ничто.

- Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так: «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих»

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

- Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

- Эгоистам друзья не нужны.

- Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.

- Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

- Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого всё равно не оценят.

- Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

- Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.

- Это отказ от своей выгоды, самопожертвования.

- Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

- Это люди с отклонениями, им все по барабану.

- Это верующие люди, монахи, старцы.

- Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

- они все прощают, не помнят обид.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): « Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты,но, по крайней мере, одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это?Дети отвечают.(Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т.п.)

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

3.Проблемная ситуация «Гадкий ребёнок»

Классный руководи т ел ь. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утёнок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утёнка,которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утёнок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога,который я назвала «Гадкий ребёнок» (читает): «Пришла ко мне на приём мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:

- Уж и не знаю,что делать с ним. Меня не слушает,учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь,или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других,одет, обут, всё есть. Себе во многом отказывала… А у него на всё один ответ: «Ты мне всё должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем не обязан?

Примерные ответы детей:

- Конечно, обязан:она подарила ему жизнь, заботилась о нём, недосыпала ночами, кормила, лечила.

- Когда был маленький,был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.

- Может, и не нуждается, но он обязан быть благодарным.

- Обязан уважать маму, беречь её.

-По закону сын обязан заботиться о матери, но он же ещё не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

- Он не взрослый, но уже не ребёнок, поэтому,не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Кл а ссный руководитель. Вырастет ли из этого « Гадкого утёнка» прекрасный человек?

Примерные ответы детей:

- Может быть, и вырастет, только ему придётся много горя хлебнуть.

- Когда у него будут свои дети, он всё поймёт и попросит прощения у мамы.

- Вырастет, просто у него переходный возраст.

- Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. А мне кажется, что у каждого человека естьморальный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймёт, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребёнком.

4. Упражнение «Какой я молодец».

Прежде чем перейти к следующему вопросу, давайте отдохнём и выполним упражнение «Какой я молодец»

Ученики образуют два круга, стоя лицом друг к другу. Ученики стоящие друг напротив друга образуют пару. Первый член пары говорит второму что-либо приятное. Второй отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я ещё и…(называет то, что он в себе ценит и, что считает он, заслуживает внимания)». Затем пары меняются ролями, после чего делают шаг влево и образуют новые пары. Всё повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

Рефлексия.Выполнив упражнение, ученики обсуждают его по схеме: Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?

Легко ли вам было на это реагировать? Почему?

5. Воспитывающие ситуации.

Кл а ссный руководитель. Мы живём среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определённые правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

Налюдях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жить без правил - всё равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения , терпимости , внимания , заботы , взаимопомощи.Сейчас мы проведём испытание и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят. ( Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.)

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы останетесь стоять у доски.

Вопросы есть? Начинаем.

…Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось…

(Учитель читает задания- ситуации, дети быстро дают ответы.)

№ 1. " Сынок, вынеси мусор!" - попросила мама. («Хорошо.Сейчас вынесу».)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

№ 2. Бабушка заглянула: « Ну-ка, продень нитку в иголку-совсем глаза не видят!» («Хорошо, давай продену!»)

№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу. Поможешь картошку прополоть». ( «Хорошо.Поеду!»)

№4. Мама подкинула очередную работёнку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо.Давай подпишу!»)

№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо.Уже иду!»)

№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо.Иду искать!»)

№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» -хором закричали все. («Хорошо.Уже выключил!»)

Молодцы! Вы все прошли испытание. И каждый из вас старался говорить вежливо, правильно, чтобы никого не обидеть. Очень важно, чтобы вы запомнили, что дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать.

Даша подготовила притчу, которая поможет нам поступать правильно в некоторых сложных ситуациях, чтобы не обидеть членов своей семьи.

6. Анализ восточной притчи.

Одному султану приснился страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал султана и сказал: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял все зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он велел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот толкователь снов, выслушав султана, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть. Ты станешь старше всех своих родных, ты переживёшь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же получилось, что он был наказан, а ты награждён?» Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».

Обсуждение ситуации.

7. Работа в группах. Незаконченные предложения.

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребёнок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

На выполнение задания вам даётся три минуты.

Первой группе предлагается закончить предложение: - Идеальные родители - это…

Второй группе закончить предложение: - Идеальные дети - это…

Третьей группе закончить предложение: - Идеальная семья - это…

Послушаем, что же у нас получилось.

Примерные ответы детей:

Первая группа: не ругают, всё разрешают, всё покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Вторая группа: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т.п.

Третья группа: дружная, трудолюбивая, где у всех всё есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т.п.

Классный руководитель. Ну, что же, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что сегодня вы для себя эту цель определили. В заключении хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

8.Подведение итогов. Рефлексия.Игра «Волшебная рука».

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чём вы задумались? Что решили для себя?

Может быть, вы решили что-то изменить в себе?

Обведите на листе свою руку. Напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы в себе изменить. ( Обсуждение результатов работы.)

9.Заключительное слово классного руководителя. Китайская притча « Ладная семья».

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Сегодня мы говорим о семье. И наш класс - это тоже большая семья. И хотелось бы, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Я расскажу вам старинную китайскую притчу.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте, затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?».

Старик ответил: «Да. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: « И мира тоже».















© 2010-2022