Статья на тему Духовно-нравственное развитие учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.

Роль учителя сегодня в центре внимания общества. И от того как он передаёт современным школьникам не просто знания , а духовно-нравственное образование, открывает в них то доброе, что они уже знают и любят, собственным примером учит их нравственности, зависит отношение и уважение к нему окружающих. На уроках истории происходит постоянное формирование и воспроизводство духовных отношений. Но поскольку детей учат не только в школе, но и вне её, важно, чтобы это не вступало в противоречие. Учителя не должны подрывать усилия друг друга. Все должны воспитывать детей в духе лояльности к государству, в котором они живут, его истории, культуре и населяющим его народам. На уроках истории задаётся система координат, помогающая личности правильно ориентироваться в общественной жизни. Очень важно, что преподаётся и как это делается. Сегодня мы можем влиять на формирование общей культуры личности, на её духовно-нравственное развитие. Мы имеем возможность напрямую формировать нравственные ценности, возможность обучать в диалоге, формировать коммуникативные способности личности, ориентировать на признание универсальных ценностей ( не убий, не укради, возлюби ближнего как самого себя). Где. как не наших уроках на примерах прошлого мы можем воспитывать эти качества. Кто, как ни Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов могут привить детям чувство патриотизма, любви к Отечеству. Они своими подвигами соединили всех людей для того, чтобы вся страна была дружной, единой, сильной. Развитие нравственных и эстетических качеств ребёнка требует специальной подготовки. Самостоятельно ребёнок не становится ни нравственно- чутким, ни эстетически воспитанным. Только опытный учитель умеет пробудить в детях желание стать хорошими.

И в этом плане можно только приветствовать то, что в начальной школе ввели такой курс, как « Основы православной культуры». Этот курс пробуждает в детях нравственные качества: доброту, сочувствие, заботу о мире. Предмет « Православная культура» позволяет ученикам узнать о том, во все века составляло славу России : о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей. Христианская культура России охватывает большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все сферы общества. Прежде всего, это сфера духовной жизни, которая включает в узком понимании философию, идеологию, культуру. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений. Знакомство детей с православной культурой, с произведениями религиозной живописи, архитектуры, а также песнопениями православных праздников раскрывают духовный потенциал истории. Все эти знания закрепляются в форме творческих работ, позволяющих детям сопереживать радость творческой деятельности в доступном для них уровне ( они рисуют, играют, поют, отгадывают загадки). Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека, о благочестии, любви к Родине, ответственности. Примеры святых и героев Отечественной истории служат образцами нравственного поведения. Ведущими нравственными ценностями являются счастье, героизм, патриотизм, дружба. Как показывает опыт нравственно-эстетического воспитания школьники, осознают и эмоционально переживают полученную информацию.

С целью поддержания их духовного состояния важно проводить уроки так, чтобы заинтересовать детей. Поэтому в первом классе уроки проводятся в основном в форме игры. Им предлагают загадки, они сочиняют сказки, слушают и угадывают голоса птиц, хлопают под музыку, ищут и рисуют красоту окружающего мира .Постепенно они приходят к христианскому пониманию мира, знакомятся с заповедями, молитвами, духовной музыкой. Большое внимание уделяется христианским праздникам. Детей знакомят с традицией праздника, его проведением. Это цикл зимних и весенних праздников. С помощью притч и жизненных историй раскрывается смысл православной веры и миросозерцания. Они узнают о пользе послушания. О том, что такое человеческие страсти, как помогает в трудную минуту вера в бога.

Первоклассника нельзя торопить с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с её глубоким содержанием. Наиболее правильная форма введения младших школьников в православную культуру через знакомые представления и образы, в которых они учатся видеть проявления красоты. Развитие эстетического восприятие красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учится не только правильно видеть , но и создавать красивое.

В психологических характеристиках младшего возраста выделяются наглядно-образное восприятие, преобладание конкретного мышления, открытая эмоциональность. Доверчивость, подражательность. Учитывая эти особенности, автор подобрал темы, где школьнику показана внешняя сторона христианской культуры. Для успешного решения задач нравственного воспитания в учебнике специально выделены нравственные понятия христианской этики: послушание, доброта, любовь, благочестие. Уже на первых уроках внимание детей привлекалось к самым важным понятиям: дом, мир, Родина, Отечество.

Осознание православной культуры связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть, изображать и слышать музыку. На этих уроках развивается нравственное чувство сопереживания, эстетические способности детей. Православная культура как эмоционально- ценностное отношение к жизни предполагает уяснение правил поведения, сущности добрых дел.

Что качается возможностей понимания и усвоения духовно-нравственного компонента, то современные школьники вводят понятие Бог в число приоритетных ценностей. Поэтому когда мы знакомим детей с примерами из истории раскрывающих тему бескорыстия людей, то показываем их как эталон нравственного поведения. Так что курс по изучению основ православной культуры сегодня актуален как никогда и хотелось, чтобы он существовал не только в начальной школе, но и в среднем звене.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть важность исторического образования. Мы должны формировать позитивное отношение к ценностям, которые включают в себя терпимость, уважение к чужим культурам. Это и будет наш ответ терроризму. Мы, учителя, закладываем чувство патриотизма и любви к отечеству, Ответственности за судьбу своей Родины.

© 2010-2022