Разработка мероприятия по профориентации на тему ДЕЛОВАЯ ИГРА «Азбука профессий»

Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека .Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Азбука профессий»

Цели: помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Подготовка

Учащиеся делятся на три группы.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте.

Современный мир - постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека .Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Итак, я предлагаю немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Разминка-юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач ➙ в - медицинский работник (врач).

Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол).

Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля ➙л - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр ➙ а- волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор).

Старина ➙ а - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка ➙ д - юридическая профессия (адвокат).

Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар).

Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль).

1. Конкурс «Профессия на букву…»

Каждая группа вытягивает карточку с буквой (Приложение 1). В течение двух минут группы вспоминают и записывают названия профессий. Затем один участник каждой группы по очереди зачитывают составленный перечень. Необходимо назвать как можно большее количество профессий.

В наше время растет спрос на инициативных и предприимчивых работников. В недалеком будущем и вы пополните их ряды.

2. конкурс « Прием на работу»

Игрокам всех групп предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач - ответить на четыре вопроса классического теста, используемого большинством американских и западноевропейских фирм при приеме на работу новых сотрудников.

Время обдумывания каждого задания около одной минуты.

1. В каждой группе назовите лишнее слово:

Сельдь, кит, акула, камбала, треска. (Кит - это млекопитающее.)

Хельсинки, Вашингтон, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Оттава. (Нью-Йорк - единственный город в группе, не являющийся столицей.)

Васил, яколоб, напельси, корсиба, дарнамин. (При перестановке букв получаются такие слова: «слива», «яблоко», «апельсин», «абрикос», «мандарин». В слове «яблоко» недостает буквы А.)

2. Вставьте пропущенное число: 8, 10, 14, ... 34, 50, 66. (26. Числа через одно получаются путем удваивания и вычитания из полученного результата двойки: 8 х 2 - 2 = 14; 10 х 2 - 2 = 18; 14 х 2-2 = 26 и т. д.)

3. Как нужно трижды записать цифру «3», чтобы получилось в итоге «4»? (3:3 + 3 = 4.)

4. В нижнем ряду найдите слово, которое имеет что-то общее с каждым словом верхнего ряда:

Хозяйка, владелец, строй.

Город, машина, змея, вой, мужчина, страх.

(К каждому слову верхнего ряда можно добавить корень домо-.)

3. конкурс: «Выбор сделай сам»

За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Каждой группе необходимо составить образ профессии, используя весь материал находящейся в портфеле работодателя.


  1. Конкурс «Родственные профессии». От каждой группы участвует один представитель. Его задача - найти пары родственных профессий.

  2. 5. Конкурс «Заполни схему» (на знание содержания и предметов труда).Время выполнения задания - 5 минут. Задача участников соотнести изображение профессии с её названием.

Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем, если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Итак, наш профориентационный час подошел к концу, пришло время подводить итоги.

Предлагаю вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 - очень хорошо, 4 - хорошо, 3 - средне, 2 - ниже среднего.

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.

6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.











Приложение0

Если вы согласны с утверждением - обведите ответ «да», если нет - ответ «нет». В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).

  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).

  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).

  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да /нет).

  5. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).

  6. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).

  7. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да /нет).

  8. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

  9. Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

_____________________________________________________________________________

Приложение 1


М

П

А

С

Н

Д

К

В


Приложение№3

Особенности профессии флейворист

Любая женщина, берущая в руки флакончик своих любимых духов, аккуратно нанося их на участки тела, вряд ли сможет разложить аромат по полочкам. Зачем? Ей просто нравится запах. Или ребенок, уплетающий за обе щеки клубничное мороженое, скорее всего не размышляет о создании этого аромата. В том, что они с удовольствием пользуются любимой продукцией заслуга флейвориста.

Очень редкая профессия фрейворист, еще их красноречиво называют «носами» или «нюхочами», используется в основном в парфюмерной промышленности, иногда в пищевой, при создании ароматизаторов. Его обязанности заключаются не только определении запахов, но и в составлении новых ароматов. Подобрать наиболее сочетающиеся компоненты, рассчитать необходимые пропорции и в результате получить новое, ни с чем несравнимое творение - дело рук настоящего художника.

Во всем мире таких специалистов, гуру своего дела, насчитывается единицы. Это не мудрено, людей, обладающих таким уникальным даром, не так уж много. Флейвористом может стать только человек с высшим химическим образованием. Но, даже закончив «грызть гранит науки», он не сразу приступит к своим обязанностям самостоятельно. Пройдут годы, пока молодой специалист будет проходить стажировку у настоящего опытного мастера, совершенствуя природный дар.

Приоритеты

По мнению специалистов, спустя двадцать лет флейворист различает до четырех с половиной тысяч различных ароматов и около пятисот масляных экстрактов. В это время начинается самый плодотворный период его деятельности. Услуги такого профессионала за рубежом очень дорогостоящие, его заработок может составлять до девяноста тысяч евро в месяц, в среднем же они имеют от 25 до 50 тысяч евро.

Россия пока не может похвастаться хорошей школой флейвористов, заработная плата их составляет 3-5 тысяч долларов.

Профессия дипломат всегда была окружена ореолом загадочности.

Профессия дипломат - личные качества

  • Специалист в этой сфере должен обладать отличной памятью и широкопрофильными знаниями, ведь он добывает информацию путем общения с разными людьми не только в официальной обстановке, но и во время обычной светской беседы.

  • Во время общения нужно улавливать все детали и тонкости, ведь, только понимая подтекст, можно грамотно проанализировать ситуацию во внешней политике.

  • Чтобы быть профессионалом, необходимо уметь сдерживать эмоции, быть тактичным и аккуратным, следить за изменениями в окружающем мире и развитием технологий.

  • Говорят, что дипломатом нельзя стать - им надо родиться. Но надеяться на один только талант нельзя. Необходимы годы учебы и еще больше лет практики.

Как стать дипломатом?

Необходимое образование можно получить в университете на факультете международных отношений, мировой экономики и мировой политики.

Что входит в обязанности дипломата?

Специалист внешнеполитических отношений принимает участие в международных кампаниях, миротворческих поездках, занимается вопросами внешней и внутренней политики, решает международные конфликты, спорные ситуации, налаживает международные отношения.

Он также занимается консультацией мигрантов при получении виз, видов на жительство и гражданства. Работа дипломата состоит из многочисленных переездов и постоянных командировок.

Не стоит забывать, что эта профессия связана с риском и опасностью, которые могут грозить при выполнении служебных обязанностей.

Профессия дипломат - где учат

Требования к будущему дипломату

  • В первую очередь, конечно, надо быть знатоком родного языка - сейчас без этого никуда. Если вы понимаете свою безграмотность, лучше не идти в такое ответственное дело.

  • Во-вторых, совершенное владение 2-3 иностранными языками (включая английский) - вам придется работать преимущественно с иностранцами.

  • В-третьих, нужна масса личностных качеств, среди которых и коммуникабельность, и презентабельность, и ответственность.

  • В-четвертых, не стоит забывать что дипломаты - представители своей страны на международной арене, а значит, нужно знание истории (не только России), обладание даром ораторского искусства и хладнокровие - некоторые задачи трудно выполнить "слабым" людям.

Плюсы и минусы профессии дипломата

Работа дипломата кажется идеальной - за рубежом, дипломатическая неприкосновенность, авторитет, постоянная материальная обеспеченность, романтика профессии.

К минусам также можно отнести и то, что "Международников" в последнее время стало слишком много - профессия обретает популярность, что значит только то, что занять это "место под солнцем" в МИДЕ становится с каждым годом все труднее.

Профессия дипломат - зарплата

Сотрудники МИД получают от 20 тысяч до 150 тысяч рублей в месяц.

Маркшейдер

1. Общая характеристика профессии

Специалист по строительству подземных сооружений.

2. Должностные обязанности

Основной задачей маркшейдера является организация строительства подземных сооружений, а в некоторых случаях и наземных, с учетом правил технической эксплуатации и положений по сохранению природных ресурсов и окружающей среды. Для того, чтобы начать строительство какого-либо подземного сооружения, маркшейдер должен ознакомиться с проектными чертежами, наметить план работы и ознакомить с ним бригаду подчиненных ему рабочих. Он должен уметь выполнять все разбивочные и геодезические маркшейдерские работы с соблюдением технологии, обеспечивающей своевременный и надежный пооперационный контроль. Он также производит разбивку проектных осей в подземных и наземных сооружениях, рассечку и установку первых прорезных колец, укладку колеи в тоннеле. Участвует в монтаже щита (вертикального колодца, от которого и начинается строительство тоннеля) , геодезических работах по укладке железнодорожного пути в тоннелях и в разбивочных работах при возведении искусственных сооружений. На этом деятельность маркшейдера не кончается - в процессе строительства он осуществляет наблюдение за деформацией сооружений и геодезический контроль за ходом строительства, соблюдением геометрических параметров проекта и т. д. Деятельность маркшейдера протекает в специфических, порой экстремальных условиях. Проведение подземных работ требует соблюдения строгого технологического режима, а также выполнения правил техники безопасности. Организация мер безопасности полностью лежит на работнике, от этого зависит жизнь, в прямом смысле слова, целой группы людей. Поэтому от маркшейдера требуется высокая ответственность за выполнение его непосредственных функций, внимательность, отличная выдержка и самодисциплина, умение организовать людей и осуществить контроль их деятельности. Специалисты работают в организациях Главтоннельметростроя по строительству тоннелей и метрополитенов на должностях: сменный участковый маркшейдер, техник-маркшейдер, техник-геодезист. Работа разнообразная, в основном, в подземных шахтах.

3. Квалификационные требования

Среднеспециальное или высшее образование. Специальность - транспортное строительство, топографо-геодезические работы, маркшейдерский рабочий.

4.Зарплата маркшейдера

Размер зарплаты маркшейдера во многом зависит от места и опыта его работы. Средняя зарплатамаркшейдера составляет 35-40 тысяч рублей в месяц. Однако новички, молодые специалисты, только окончившие вуз, могут рассчитывать максимум на 25 тысяч рублей в месяц.










Приложение 5


Азбука профессий

Разработка мероприятия по профориентации на тему ДЕЛОВАЯ ИГРА «Азбука профессий»

Приложение

Структура потребности в кадрах по уровням образования в Иркутской области


Анализ данных позволил выявить структуру потребности в кадрах по уровням образования. Наибольшую долю составляют работники со средним профессиональным образованием (117,2 тыс. человек или 76,4% от общей потребности). Доля работников с высшим образованием составила 31,1 тыс. человек или 20,2%. Замыкают список должности, не требующие профессионального образования (5,3 тыс. человек или 3,4%).

Потребность в работниках со средним профессиональным образованием связанна в основном с такими профессиями как: машинист (бульдозеров, кранов, тракторов, экскаваторов и т.д.) - 11,9 тыс. человек;водитель (в основном категорий C,D,E; погрузчиков, вездеходов, трамваев и т.д.) - 9,5 тыс. человек; бетонщик - 8,3 тыс. человек; слесарь (слесарь-ремонтник в т.ч. автомобилей, технологических установок, подвижного состава, слесарь механосборочных работ, электрослесарь, слесарь-сантехник, по сбору металлоконструкций и т.д.) - 8,1 тыс. человек; каменщик - 7,5 тыс. человек; оператор (оператор линии в производстве пищевых продуктов, автозаправочных станций, технологических установок, станков с программным управлением и др.) - 5,5 тыс. человек; сварщик (электрогазосварщик, сварщик ручной сварки, и т.д.) - 3 тыс. человек; медицинская сестра - 4,3 тыс. человек; плотник - 4 тыс. человек, электромонтер - 3 тыс. человек; подсобный рабочий - 2,2 тыс. человек; штукатур - 2,3 тыс. человек; арматурщик - 1,9 тыс. человек и др.
В сфере высшего образования наиболее востребованными профессиями являются: воспитатель - 7,1 тыс. человек; учителя и преподаватели (математики, начальных классов, английского языка, русского языка и литературы, физики, дополнительного образования и др.) - 5,9 тыс. человек; врач (терапевт, педиатр, акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, скорой медицинской помощи, хирург, рентгенолог и др.) - 4,9 тыс. человек; инженер (инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-программист, инженер-механик и др.) - 3 тыс. человек.
Среди рабочих мест, не требующих профессионального образования лидируют: уборщик производственных и служебных помещений, дворник - 2,2 тыс. человек; санитарка (мойщица) - 1,5 тыс. человек; укладчик (пиломатериалов, продукции медицинского назначения, укладчик-упаковщик) - 0,9 тыс. человек; сторож - 321 человек, гардеробщик - 81 человек и др.


© 2010-2022