Программа и КТП кружка «Безопасное колесо»

"Описание материала: С каждым годом возрастает интенсивность нашей жизни. Стремительный темп времени, динамизм отношений требуют высокой социальной культуры граждан. В этой связи хочется коснуться актуальной на сегодняшний день проблемы, которая требует постоянного внимания -" детского дорожно-транспортного травматизма. В связи такой ситуацией в школах просто необходимо проводить кружок (либо специальные занятия ) по Безопасности Дорожного Движения(БДД). Достаточно отметить рост на 25,2% колич...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Муниципальное Общеобразовательное Автономное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с. Томичи»

«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. Директора по УР Директор школы

____М.М.Суховая _____Н.Н. Беседина _____П.Н. Картамышев

«___»_______2013г. «___»_______2013г. «___»_______2013г.



Рабочая программа

На 2013-2014 учебный год

По безопасности дорожного движения

для 4- 5 класса

учитель Прохоренко Екатерина Григорьевна

квалификационная категория первая


Данная программа составлена на основе Сборника методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО.

Авторы: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год. Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».









В неделю - 2 час в год -70часов



Пояснительная записка

Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Актуальность

Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.

Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий

Новизна программы.

В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.

Задачи:

  • научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;

  • обучить фигурному вождению велосипеда;

  • сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;

  • воспитать безопасную личность.

Принципы реализации:

  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат

  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности

  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста

  • Принцип индивидуализации и дифференциации

  • Принцип здоровьясбережения

  • Принцип непрерывности

Программа рассчитана на два года обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.

Время обучения - 70 часов в год.

Особенности программы.

Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.

В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психо­логически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых си­туациях.

Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.

Программа имеет четкую практическую направленность.

На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:

• овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;

• участвуют в повседневной жизни коллектива;

• получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;

• привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий.

В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.

Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть - двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.

Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивиду­альный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием раз­личных методов. К ним относятся:

  • Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).

  • Метод демонстрации (наглядные пособия - журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).

  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).

  • Тестирование.

Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидакти­ческих принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровожде­ние, предполагающее:

• медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);

• психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.

Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Ожидаемые результаты

Стабильно получаемые результаты

Используемые способы диагностики

1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овла­девают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива

1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД

2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизнен­но важным гигиеническим навыкам

2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены

3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи

3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине

4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспор­том, повышение спортивного мастерства

4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"

5. Овладение двигательными умениями и навыками, улуч­шение физической подготовки, повышение культурного уровня

5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития

По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.


Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.

Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.

Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.

Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.

Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребя­там самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.






Учебно-тематический план (1 год обучения)


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Транспортные средства

1 час

Участники дорожного движения

1 часа

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

1 часа

Средства организации и регулирования дорожного движения

2 часов

Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

1 часа

Начало движение, маневрирование

2 часа

Расположение транспортных средств на проезжей части

2 часа

Скорость движения

1 час

Обгон и встречный разъезд (2 часа).

1 часа

Остановка, стоянка, вынужденная остановка

1 часа

Проезд перекрестков

3 час

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1 час

Движение через железнодорожные пути

1 час

Движение по автомагистралям (1 час).

1 час

Движение в жилых зонах

0,5 часа

Приоритет маршрутных транспортных средств

0,5 час

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

1 час

Буксировка механических транспортных средств

0,5 часа


Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

0,5 часа

Решение ситуационных билетов

4 часов


Основы доврачебной медицинской помощи

4 часа

6 часа

Фигурное вождение велосипеда

10 часов

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

10 часов

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

5 часов

Общая физическая подготовка

5 часов

Участие в конкурсе по пропаганде безопасного движения

4 часов

Подведение итогов.

Итого: 70 часа

30 часа

40 часов




Учебно-тематический план (2 год обучения)


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Повторение изученного за 1 год обучения

10 часов


Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения»

14 часов


Основы доврачебной медицинской помощи

6часа

4 часа

Фигурное вождение велосипеда

10 часов

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

4 часов

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

5 часов

Общая физическая подготовка

5 часов

Участие в акциях по пропаганде безопасного движения

2 часов

Подготовка к соревнованиям и конкурсам

10 часов

Итого: 70 часа

30 часа

40 часов









Содержание теоретического блока

«Правила дорожного движения»

  1. Транспортные средства

  • Виды транспортных средств.

  1. Участники дорожного движения

  • Водитель. Обязанности водителя

  • Пешеход. Обязанности пешехода

  • Пассажиры. Обязанности пассажиров

  1. Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

  • Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения

  • Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

  • Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты

  1. Средства организации и регулирования дорожного движения

  • Дорожные знаки. Предупреждающие знаки

  • Дорожные знаки. Знаки приоритета

  • Дорожные знаки. Предписывающие знаки

  • Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации

  • Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка

  • Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды

  • Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки»

  • Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом

  1. Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

  • Применение аварийной сигнализации.

  • Применение знака аварийной остановки.

  1. Начало движение, маневрирование

  • Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств

  • Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка

  • Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона

  1. Расположение транспортных средств на проезжей части

  • Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части

  • Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении

  • Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением

  • Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция

  1. Скорость движения

  • Общие правила выбора скорости движения.

  • Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.

  1. Обгон и встречный разъезд

  • Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен

  • Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14

  1. Остановка, стоянка, вынужденная остановка

  • Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения

  • Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре

  • Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена

  1. Проезд перекрестков

  • Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки

  • Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием

  • Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

  1. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

  • Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей

  • Движение через железнодорожные пути

  • Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде

  1. Движение по автомагистралям

  • Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали

  1. Движение в жилых зонах

  2. Приоритет маршрутных транспортных средств

  3. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

  • Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами

  1. Буксировка механических транспортных средств

  • Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки

  1. Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

  2. Решение ситуационных билетов

  3. Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»

Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»

  1. Понятие о травмах и объеме первой помощи.

  2. Раны и кровотечение.

  3. Травматический шок.

  4. Синдром длительного сдавливания.

  5. Правила наложения повязок.

  6. Закрытые травмы.

  7. Повреждение головы и лица.

  8. Повреждение груди.

  9. Повреждение органов брюшной полости.

  10. Повреждение позвоночника.

  11. Повреждение конечностей.

  12. Электротравма.

  13. Ожоги.

  14. Отморожение.

  15. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Содержание практического блока


  1. Общая физическая подготовка

  2. Вождение велотранспортных средств

  • Фигурное вождение велосипеда

  • Преодоление на велосипеде естественных препятствий

  • Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

    1. Основы оказания первой доврачебной помощи

4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения








































Методическое обеспечение

Данная программа опирается на Сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год.

Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».

В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Пособие адресовано руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям, воспитателям, студентам педагогических вузов.

Материально-техническое обеспечение

Наличие

Количество

Аптечка

2 шт.

Инвентарь по фигурному вождению велосипеда

отсутствует

Спортивный зал

1

Спортивная площадка

отсутствует

Магнитные знаки правил дорожного движения

1 комплект

Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»

2 комплектов

Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В»

2 комплектов

Велосипеды

2 шт

















Литература




Для учителя




Для детей

Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009

Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007

Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.

Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

Газета «Педсовет», № 4, 2008

Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009

Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002

Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008

Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008

Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год

Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год



© 2010-2022