- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа и КТП кружка «Безопасное колесо»
Программа и КТП кружка «Безопасное колесо»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прохоренко Е.Г. |
Дата | 22.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Муниципальное Общеобразовательное Автономное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа с. Томичи»
«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. Директора по УР Директор школы
____М.М.Суховая _____Н.Н. Беседина _____П.Н. Картамышев
«___»_______2013г. «___»_______2013г. «___»_______2013г.
Рабочая программа
На 2013-2014 учебный год
По безопасности дорожного движения
для 4- 5 класса
учитель Прохоренко Екатерина Григорьевна
квалификационная категория первая
Данная программа составлена на основе Сборника методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО.
Авторы: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год. Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
В неделю - 2 час в год -70часов
Пояснительная записка
Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Актуальность
Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий
Новизна программы.
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.
Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.
Задачи:
-
научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
-
обучить фигурному вождению велосипеда;
-
сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
-
воспитать безопасную личность.
Принципы реализации:
-
Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
-
Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
-
Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
-
Принцип индивидуализации и дифференциации
-
Принцип здоровьясбережения
-
Принцип непрерывности
Программа рассчитана на два года обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.
Время обучения - 70 часов в год.
Особенности программы.
Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.
В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.
Программа имеет четкую практическую направленность.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
• овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
• участвуют в повседневной жизни коллектива;
• получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
• привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть - двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
-
Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
-
Метод демонстрации (наглядные пособия - журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
-
Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
-
Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:
• медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);
• психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.
Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Ожидаемые результаты
Стабильно получаемые результаты
Используемые способы диагностики
1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива
1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД
2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам
2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены
3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи
3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине
4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства
4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"
5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня
5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития
По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.
Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.
Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.
Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Транспортные средства
1 час
Участники дорожного движения
1 часа
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты
1 часа
Средства организации и регулирования дорожного движения
2 часов
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки
1 часа
Начало движение, маневрирование
2 часа
Расположение транспортных средств на проезжей части
2 часа
Скорость движения
1 час
Обгон и встречный разъезд (2 часа).
1 часа
Остановка, стоянка, вынужденная остановка
1 часа
Проезд перекрестков
3 час
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
1 час
Движение через железнодорожные пути
1 час
Движение по автомагистралям (1 час).
1 час
Движение в жилых зонах
0,5 часа
Приоритет маршрутных транспортных средств
0,5 час
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
1 час
Буксировка механических транспортных средств
0,5 часа
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов
0,5 часа
Решение ситуационных билетов
4 часов
Основы доврачебной медицинской помощи
4 часа
6 часа
Фигурное вождение велосипеда
10 часов
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
10 часов
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
5 часов
Общая физическая подготовка
5 часов
Участие в конкурсе по пропаганде безопасного движения
4 часов
Подведение итогов.
Итого: 70 часа
30 часа
40 часов
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Повторение изученного за 1 год обучения
10 часов
Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения»
14 часов
Основы доврачебной медицинской помощи
6часа
4 часа
Фигурное вождение велосипеда
10 часов
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
4 часов
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
5 часов
Общая физическая подготовка
5 часов
Участие в акциях по пропаганде безопасного движения
2 часов
Подготовка к соревнованиям и конкурсам
10 часов
Итого: 70 часа
30 часа
40 часов
Содержание теоретического блока
«Правила дорожного движения»
-
Транспортные средства
-
Виды транспортных средств.
-
Участники дорожного движения
-
Водитель. Обязанности водителя
-
Пешеход. Обязанности пешехода
-
Пассажиры. Обязанности пассажиров
-
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты
-
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения
-
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
-
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты
-
Средства организации и регулирования дорожного движения
-
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки
-
Дорожные знаки. Знаки приоритета
-
Дорожные знаки. Предписывающие знаки
-
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
-
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка
-
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
-
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки»
-
Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом
-
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки
-
Применение аварийной сигнализации.
-
Применение знака аварийной остановки.
-
Начало движение, маневрирование
-
Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств
-
Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка
-
Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона
-
Расположение транспортных средств на проезжей части
-
Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части
-
Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении
-
Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением
-
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция
-
Скорость движения
-
Общие правила выбора скорости движения.
-
Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.
-
Обгон и встречный разъезд
-
Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен
-
Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14
-
Остановка, стоянка, вынужденная остановка
-
Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения
-
Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре
-
Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена
-
Проезд перекрестков
-
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки
-
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием
-
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
-
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
-
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей
-
Движение через железнодорожные пути
-
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде
-
Движение по автомагистралям
-
Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали
-
Движение в жилых зонах
-
Приоритет маршрутных транспортных средств
-
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
-
Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами
-
Буксировка механических транспортных средств
-
Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки
-
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов
-
Решение ситуационных билетов
-
Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»
Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»
-
Понятие о травмах и объеме первой помощи.
-
Раны и кровотечение.
-
Травматический шок.
-
Синдром длительного сдавливания.
-
Правила наложения повязок.
-
Закрытые травмы.
-
Повреждение головы и лица.
-
Повреждение груди.
-
Повреждение органов брюшной полости.
-
Повреждение позвоночника.
-
Повреждение конечностей.
-
Электротравма.
-
Ожоги.
-
Отморожение.
-
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Содержание практического блока
-
Общая физическая подготовка
-
Вождение велотранспортных средств
-
Фигурное вождение велосипеда
-
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
-
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
-
Основы оказания первой доврачебной помощи
-
4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения
Методическое обеспечение
Данная программа опирается на Сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год.
Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Пособие адресовано руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям, воспитателям, студентам педагогических вузов.
Материально-техническое обеспечение
№
Наличие
Количество
Аптечка
2 шт.
Инвентарь по фигурному вождению велосипеда
отсутствует
Спортивный зал
1
Спортивная площадка
отсутствует
Магнитные знаки правил дорожного движения
1 комплект
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»
2 комплектов
Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В»
2 комплектов
Велосипеды
2 шт
Литература
Для учителя
Для детей
Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009
Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007
Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008
Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008
Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007
Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005
Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.
Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002
Газета «Педсовет», № 4, 2008
Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009
Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002
Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008
Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008
Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год
Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год