- Преподавателю
- Классному руководителю
- «День народного единства – государственный праздник России»
«День народного единства – государственный праздник России»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишина И.Б. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сошниковская общеобразовательная средняя школа»
Конспект внеклассного мероприятия,
посвященный 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков и восстановлению Российской государственности
«День народного единства - государственный праздник России».
Подготовила:
Мишина Ирина Борисовна
учитель начальных классов,
1 категории, 1963 г.р.,
Ивановская область,
Вичугский район, д.Сошники
2012-2013 г
Тема: «День народного единства - государственный праздник России».
Цель:
-
сформировать общее представление учащихся об истории возникновения государственного праздника 4 ноября - Дня народного единства;
-
расширить представления о событиях начала 17 века;
-
развивать познавательный интерес к изучению истории Отечества;
-
воспитывать учащихся в духе патриотизма на примере героев народного ополчения 1611-1612г.
Оборудование: интерактивное оборудование, презентация «День народного единства»
План:
1.Вступление.
2.Раскрытие истории праздника.
3.События начала 17 века.
4.Рассказ о героях народного ополчения.
5.Игра «Проверь себя».
Ход мероприятия
Учитель:
-
Ребята, кто из вас знает, какой праздник отмечает весь наш народ 4 ноября?
Ученик:
-
Высказывают предположения, дают ответ.
Учитель:
-
4 ноября вся наша страна отмечает праздник «День народного единства»
---Слайд 1---
Ученица:
-
выразительно читает на экране стихотворение Натальи Майданик « День народного единства».
---Слайд 2---
Учитель:
-
Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, что же это за праздник? В чём смысл сегодняшнего праздника?
Учащиеся:
-
Строят свои высказывания
Учитель:
-
Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? Перенесемся на 400 лет назад.
Учитель:
-
Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Мы его празднуем 8 лет .
-
Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Учитель:
-
Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой. Как вы понимаете, что такое Смута?
Учащиеся:
-
Строят ответы.
---Слайд 3---
Текст чтецов:
-
1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота… Не соблюдались законы.
---Слайд4---
-
Правительства нет. Смутой воспользовались польский и шведский короли .Их войска вторглись в Россию.
-
На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки "тушинского вора" Лжедмитрия II.
---Слайд 5 ---
-
В Москве хозяйничают поляки.
---Слайд 6---
-
Спас страну Нижний Новгород. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.
---Слайд 7---
-
По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
---Слайд 8--
Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве.
---Слайд 9---
Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
---Слайд 10---
Учитель:
-
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. С 2005 года снова восстановлено его празднование.
-
Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.
---Слайд 11---
Учитель:
-
Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
. Учащиеся:
-
Дают ответы.
Учитель:
Разделимся на 3 группы. Задание: собери пословицы из слов.
Учащиеся: (выставляют слова на магнитной доске)
-
Родина - мать, умей за неё постоять.
-
Жить - Родине служить.
-
За общее дело стой смело.
Учитель:
-
Давайте познакомимся с героями народного ополчения.
-
Рассказы учащихся 3 класса
1) Кузьма Минин (полное имя - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского. К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.
---Слайд 12 ---
2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1614 гг.) - князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо -Ефимовском монастыре.
---Слайд 13 ---
Учитель:
-
Наградой Минину и Пожарскому стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
-
Прочитаем надпись на памятнике: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия». Почему Россия благодарна этим людям? Какими качествами обладали Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?
---Слайд 14---
Учащиеся:
-
Дают ответы
Учитель:
-
4 ноября 2005 года памятник Минину и Пожарскому открыли в Нижнем Новгороде на площади народного единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.
Мне тоже довелось побывать на Красной площади , прикоснуться к истории своей страны и прочитать надпись на памятнике Минину и Пожарскому.
---Слайд 15---
Учитель : Проведём тест « Проверь себя»
Учащиеся: Дают ответы.
---Слайд 16---
Учитель:
-
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства.
-
Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
-
В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесём слова:
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
---Слайд 17 ---
Учащиеся:
-
В кругу произносят слова с экрана.
Учитель:
-
Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Всего вам доброго!
Список литературы:
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 - М:ООО «Кирилл и Мефодий»,2006.
2.Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается. Нижний Новгород,1997.
3.Энциклопедический словарь юного историка. Сост. Перхавко В.Б. , -М: Педагогика - Пресс,1997.
4.Россия: Иллюстрированная энциклопедия. - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.
10