«День народного единства – государственный праздник России»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сошниковская общеобразовательная средняя школа»   Конспект внеклассного мероприятия, посвященный 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков и восстановлению Российской государственности   «День народного единства – государственный праздник России».                                                                                                         Подготовила:                                                           ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сошниковская общеобразовательная средняя школа»


Конспект внеклассного мероприятия,

посвященный 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков и восстановлению Российской государственности

«День народного единства - государственный праздник России».





Подготовила:

Мишина Ирина Борисовна

учитель начальных классов,

1 категории, 1963 г.р.,

Ивановская область,

Вичугский район, д.Сошники

2012-2013 г

Тема: «День народного единства - государственный праздник России».

Цель:

  • сформировать общее представление учащихся об истории возникновения государственного праздника 4 ноября - Дня народного единства;

  • расширить представления о событиях начала 17 века;

  • развивать познавательный интерес к изучению истории Отечества;

  • воспитывать учащихся в духе патриотизма на примере героев народного ополчения 1611-1612г.

Оборудование: интерактивное оборудование, презентация «День народного единства»

План:

1.Вступление.

2.Раскрытие истории праздника.

3.События начала 17 века.

4.Рассказ о героях народного ополчения.

5.Игра «Проверь себя».

Ход мероприятия

Учитель:

  • Ребята, кто из вас знает, какой праздник отмечает весь наш народ 4 ноября?

Ученик:

  • Высказывают предположения, дают ответ.

Учитель:

  • 4 ноября вся наша страна отмечает праздник «День народного единства»

---Слайд 1---

Ученица:

  • выразительно читает на экране стихотворение Натальи Майданик « День народного единства».

---Слайд 2---

Учитель:

  • Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, что же это за праздник? В чём смысл сегодняшнего праздника?

Учащиеся:

  • Строят свои высказывания

Учитель:

  • Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? Перенесемся на 400 лет назад.

Учитель:

  • Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Мы его празднуем 8 лет .

  • Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.

Учитель:

  • Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой. Как вы понимаете, что такое Смута?

Учащиеся:

  • Строят ответы.

---Слайд 3---

Текст чтецов:

  • 1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота… Не соблюдались законы.

---Слайд4---

  • Правительства нет. Смутой воспользовались польский и шведский короли .Их войска вторглись в Россию.

  • На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки "тушинского вора" Лжедмитрия II.

---Слайд 5 ---


  • В Москве хозяйничают поляки.

---Слайд 6---

  • Спас страну Нижний Новгород. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.

---Слайд 7---

  • По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.


---Слайд 8--

Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве.

---Слайд 9---

Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

---Слайд 10---

Учитель:

  • В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. С 2005 года снова восстановлено его празднование.

  • Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.

---Слайд 11---

Учитель:

  • Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

. Учащиеся:

  • Дают ответы.

Учитель:

Разделимся на 3 группы. Задание: собери пословицы из слов.

Учащиеся: (выставляют слова на магнитной доске)

  • Родина - мать, умей за неё постоять.

  • Жить - Родине служить.

  • За общее дело стой смело.

Учитель:

  • Давайте познакомимся с героями народного ополчения.

  • Рассказы учащихся 3 класса

1) Кузьма Минин (полное имя - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского. К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

---Слайд 12 ---

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1614 гг.) - князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо -Ефимовском монастыре.

---Слайд 13 ---

Учитель:

  • Наградой Минину и Пожарскому стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

  • Прочитаем надпись на памятнике: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия». Почему Россия благодарна этим людям? Какими качествами обладали Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?

---Слайд 14---

Учащиеся:

  • Дают ответы

Учитель:

  • 4 ноября 2005 года памятник Минину и Пожарскому открыли в Нижнем Новгороде на площади народного единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.

Мне тоже довелось побывать на Красной площади , прикоснуться к истории своей страны и прочитать надпись на памятнике Минину и Пожарскому.

---Слайд 15---

Учитель : Проведём тест « Проверь себя»

Учащиеся: Дают ответы.

---Слайд 16---

Учитель:

  • День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства.

  • Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

  • В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесём слова:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!

---Слайд 17 ---

Учащиеся:

  • В кругу произносят слова с экрана.

Учитель:

  • Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Всего вам доброго!

Список литературы:

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 - М:ООО «Кирилл и Мефодий»,2006.

2.Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается. Нижний Новгород,1997.

3.Энциклопедический словарь юного историка. Сост. Перхавко В.Б. , -М: Педагогика - Пресс,1997.

4.Россия: Иллюстрированная энциклопедия. - М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.

10



© 2010-2022