План профориентационной работы для учащихся 8-9 классов

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»







План

профориентационной работы с учащимися

8-9 классов.















Выполнила: Борщева Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы











2015 год

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);

  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Реализация Плана предусматривает активное участие педагогических работников образовательных учреждений, родителей учащихся общеобразовательных учреждений, работодателей, сотрудников центров занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в районе профессиональных кадров.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителей директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником и учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

  • сформировать положительное отношение к труду;

  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация.

  • Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Критерии оценки эффективности управления профессиональным развитием учащихся:

1. когнитивный,

2. мотивационно-ценностный,

3. деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).


Критерии

Показатели

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3.Знание многообразия мира труда и профессий

4.Понимание специфики профориентационного обучения, его значения для профессионального самоопределения

Мотивационно-ценностный

1.Заинтересованность в получении знаний

2.Положительное отношение к продолжению обучения

3.Осознанная мотивация на изучение мира профессий и их специфики

4.Осознание необходимости дополнительного образования на основе соотнесения своих намерений с возможностями

5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора направления обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора

Деятельностно-практический

Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально ориентированных целей

2.Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере

3.Ориентация на творчество

4.Стремление к совершенствованию ПВК

Психолого-педагогические показатели эффективности профориентационной работы:

1.Достаточность информации о профессиях и путях их получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление учащихся о требованиях профессии к человеку, конкретном месте её получения, потребностях общества в данных специалистах.

2.Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельнее составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть правомерность его выбора.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знанием своих индивидуальных особенностей.

Ведущие факторы, определяющие эффективность профориентационной работы в школе:

- сформированность у старшеклассников профессиональной направленности личности;

- наличие у них профессиональных интересов, склонностей, намерений, мотивов выбора профессии;

- личность профориентатора (классного руководителя, педагога социального, педагога-психолога).





















ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИМСЯ 8-9 КЛАССОВ

№ п/п

Содержание деятельности

Ответственные

Организационные мероприятия в системе профориентации школы

1.

Оформление кабинета, уголка по профориентации. «Твоя профессиональная карьера» «В мире профессий» «Слагаемые выбора профессии». Оформление стенда (общешкольного) «Образовательная карта города» (школьная сеть, направления, учебные заведения), «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться»

Кл. руководители, зам. директора по учебной работе

2.

Создание школьного совета по профориентации

зам. директора по воспитательной работе

3.

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.)

зам. директора по воспитательной работе

4.

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации «Организация профориентационной работы в классе»

зам. директора по воспитательной работе

5.

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации

зам. директора по воспитательной работе

6.

Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению

школьный библиотекарь

7.

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

администрация

8.

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных.

Зам. директора по УВР, зам. директора по воспитательной работе

9.

Введение элективных курсов и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и др.

зам. директора по УВР

10.

Организация регулярного выпуска газеты «Кем быть»

редколлегия

11.

Вовлечение учащихся в общественно полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

зам. директора по воспитательной работе, кл. руководители

12.

Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, МУК, Центром занятости

зам. директора но воспитательной работе, совет по профориентации, кл. руководители

13.

Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают»

зам. директора по воспитательной работе

14.

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками

зам. директора по воспитательной работе, совет по профориентации

Работа с педагогическими кадрами

1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися 8-9 классов.

зам. директора но воспитательной работе

2

Организация для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы»

зам. директора по УР, зам. директора по воспитательной работе

3

Внести в планы работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения:

  • «Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии»;

  • «Система образования страны»;

  • «Система профориентационной работы в городе, в школе»;

  • «Методика профориентационной работы по возрастным группам»;

  • «Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками»;

  • «Методические основы профориентации во внеклассной работе»;

  • «Работа с учащимися по интересам»;

  • «Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»;

  • «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии»;

  • «Профориентация в процессе изучения основ наук»

зам. директора по воспитательной работе, руководитель МО, психолог

4

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности учащихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся», «Изучение склонностей и интересов», «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся»

психолог

5

Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий

совет по профориентации, зам. директора по вос-питательной ра-боте

6

Практиковать отчетность учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

зам. директора по воспитательной работе

7

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

психолог

8

Организовать помощь в разработке классных часов

зам. директора по воспитательной работе

9

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися 8-9 классов.

зам. директора по воспитательной работе

Работа с родителями

1

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

зам. директора по воспитательной работе

2

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов: «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»

классные руководители, психолог

3

Организовать встречи учащимися с их родителями - представителями различных профессий

классные руково-дители, учителя-предметники

4

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

классные руководители

5

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных): «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе». «Медицинские аспекты при выборе профессии»

зам. директора по воспитатель-ной работе, классные руководители

6

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентационных стендов, к организации экскурсий

классные руково-дители, учителя-предметники

7.

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

классные руково-дители, психолог

8.

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам

зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

9.

Организовать для родителей встречи со специалистами: круглый стол «Выбираем свой путь» для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений, колледжей экономики и права, педагогического образования, информатики и права, училищ, лицеев;

классные руководители, психолог

Работа с учащимися

1.

Предпрофильная подготовка: курс «Выбор»; «Твоя профессиональная карьера»

учителя-предмет-ники, классные руководители

2.

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

классные руково-дители

3.

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

психолог, класс-сные руководи-тели

4.

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся в сфере профориентации

классные руково-дители, психолог

5.

Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений

классные руково-дители

6.

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся

психолог

7.

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. форм работы:

  • праздник «Город Мастеров»,

  • «Встреча с Самоделкиным»;

  • классный час «Есть такая профессия - Родину защищать»;

  • конкурс рисунков «Моя будущая профессия», «Мама, папа на работе»,

  • «Фестиваль профессий» и др.

зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

8.

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по «Технологии»

учителя техноло-гии

9.

Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий»; «Транспорт», «Военные профессии»; «Информационные технологии»; «Строительство и архитектура», «Машиностроение» и т.д. Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

классные руководители, библиотекарь

10.

Проведение серий классных часов: «Сто дорог - одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым», «К чему люди стремятся в жизни».

классные руково-дители

11.

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

классные руково-дители

12.

Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости»

зам. директора по воспитательной работе

13.

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

зам. директора по воспитательной работе

14.

Знакомство с профессиями на уроках экономики, чтения, труда и т. д. Расширение знаний учащихся учителями-предметниками

учителя-предмет-ники

15.

Организация экскурсий в УПК, помощь в определении профиля обучения

классные руково-дители, психолог

16.

Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

17.

Оформление на каждого учащегося профориентационнои карты. Создание портфолио учащегося.

классные руково-дители, психолог

18.

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.

учителя технологии

19.

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования

классные руково-дители

19.

Организация «Дня выпускника» для учащихся на бирже труда

зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

20.

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

психолог

21.

Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с растениеводством; - знакомство со строительными профессиями; - пришкольный лагерь отдыха.

зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

22.

Организация общественно полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т. д.)

классные руково-дители

23

Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

библиотекарь

24.

Защита проектов: «Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана»; «Ступени мастерства»; «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»

классные руково-дители



© 2010-2022