Доклад на тему Ценностные ориентиры школьников в старших классах

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»



Тема Ценностные ориентиры школьников

в старших классах.

Подготовила:

Сморода Анастасия

Викторовна

учитель истории

МБОУ «СОШ №5»

г.Саянска

Иркутской области



Саянск, 2015

Тема : Ценностные ориентиры школьников в старших классах.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова итальянского философа О. Винсента Думинуко «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентиры. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Основополагающими документами, в которых изложены ценностные ориентиры является всем нам известная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков., концепция воспитания детей Иркутской области, программа развития воспитательной компоненты Иркутской области, программа развития воспитательной компоненты МБОУ «СОШ№5», программа воспитания и социализации школьников МБОУ «СОШ№5»

Что вкладываем в данное понятие? Обратимся к понятийному аппарату

Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентиры - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.

Ценностные ориентиры - это центральное личностное новообразование, выражающее сознательное отношение к себе, к миру и обществу. [ Большой толковый словарь]

Хочу напомнить в концепции сказано что, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Все тот же документ говорит нам о том, что традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): вам они хорошо известны.

  1. патриотизм

  2. социальная солидарность

  3. гражданственность

  4. семья

  5. труд и творчество

  6. наука

  7. традиционные российские религии

  8. природа

  9. человечество

  10. искусство и литература

Формирование ценностных ориентиров у учеников в старших классах становится особо актуальным.

Имея не большой опыт работы в школе, я отметила, что подростки отказывается от привычных стереотипов, идет переоценка ценностей. Уровень сформированности нравственных ценностей у подрастающего поколения очень низкий. В старшем школьном возрасте начинается профессиональное и жизненное самоопределение, происходит осознание своего места в будущем. Старшеклассники начинают выбирать себе профессию и искать пути достижения этого. Их деятельность, я думаю, что вы со мной согласитесь, обусловленная профессиональной ориентацией, нацелена на будущее. Мне как учителю, здесь важно понимать, что для полноценного развития личности важно сочетание удовлетворенности настоящим и устремленности в будущее.

На старшеклассников при переходе к самостоятельному нравственному выбору ложится много противоречий между «можно и нельзя», «хочу и надо». Делая этот выбор, у некоторых появляется стеснительность, лень, у других - легкомыслие, цинизм. Чтобы перейти во взрослую жизнь, надо приложить много усилий.

У старших подростков нет четкого представления о нравственно-психологической основе любви и брака.

У них превалирует эгоцентризм. Они забыли, что такое гражданственность и патриотизм. По данным анкетирования, проведенного мною , в первом полугодии среди учеников 10класса большая часть учеников к моему сожалению считают, что не знания правят миром, а деньги. С этим трудно бороться, так как социальное влияние очень сильно. Прежние нравственные ценности отторгаются подростками, а новые представления о мире ещё не стали для них привычными. В наше время старшеклассникам труднее приспособиться к современным условиям. Чтобы ученики быстрее и лучше осваивались, нужно, чтоб они приняли ценности как личностно-значимые.

На мой взгляд при формировании ведущих ценностей в нашей школе, такие как, человек, культура, здоровье в условиях целостного педагогического процесса (это и на уроке, и во внеучебной деятельности), на мой взгляд, стоит обратить особое внимание , на психолого-педагогические принципы, которые вы видите на слайде

1. Принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);

2. Принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);

3. Принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);

4. Принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);

5. Принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);

6. Принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).

В моей работе, как учителя предметника и классного руководителя данные принципы я реализую через проведение классных часов, уроков по истории и обществознанию, т. к. они способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политика - правовой культуры. например, урок по теме « Гражданское общество и правовое государство», «Участие гражданина в политической жизни».

«Человек как духовное существо» раскрывают духовную жизнь человека, дают учащимся представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывают, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие. Такая тема как «Мораль. Религия» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль и религия считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

А также через проведение классных часов «Мои права и обязанности», «Семья и быт», «Роли супругов в семье», которые способствовуют формированию у учеников осознанного нравственного поведения, значимости ценности семьи.

В классе провожу разные мероприятия: некоторые перечислю это «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я гражданин России» , и другие, викторины.

Уроки истории дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяют реализовать такие темы как:

1. Походы Батыя на Русь.

2. Борьба русских земель с западными завоевателями.

3. Россия в Первой мировой войне.

4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Эти уроки я стараюсь проводить не только как уроки развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Пытаюсь вызвать у учащихся резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. В начале учебного года мною был проведен урок мужества, посвященный 100-летию начала первой мировой войны, Данный урок стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта, внимание к ветеранам я считаю, что на таких мероприятиях учащиеся должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне.

На уроках изучающих саму жизнь, я объясняю насколько важно в современной ситуации быть сдержанным, терпимым, особенно в вопросах веры, отношения нации и власти. Для этого я, как учитель использую разные методические приемы. Я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему так важно быть законопослушными, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Кроме того для формирования ценностных ориентиров служит разработанный мною специальный курс «Вспомогательные исторические дисциплины или ключи к тайнам Клио». Данный курс я реализую первый год. В дальнейшем опыт будет представлен.

Использование озвученных мною принципов, способствует формированию позитивного отношения вышеперечисленным базовым национальным ценностям, о которых я напомнила вам в начале своего выступления. Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить ваше внимание на диаграмму представленную на слайде, которая подтверждает позитивную динамику целостного уровня развития отношения подростков к ценностям. Вы можете видеть незначительное повышение.

7


© 2010-2022