Формы работы с детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ


1. Школьные линейки

Школьные линейки могут быть организационными, тематическими, торжественными.

Организационные линейки должны быть использованы для того, чтобы объявить учащимся об итогах или начале каких-либо мероприятий в классе или учебной параллели.

Тематические линейки могут быть использованы для того, чтобы дать старт какому-либо празднику, например, дню Победы. Тематические линейки могут быть использованы для того, чтобы подвести итоги работы учащихся и т. д.

Торжественные линейки посвящаются торжественным событиям в жизни страны, школы, в жизни. ученика. Например, линейка может быть посвящена чествованию ученика - победителя олимпиады, конкурса, конференции.

Линейку можно провести и в классе. Она может быть посвящена окончанию учебного года. На линейку могут быть приглашены родители, бабушки, дедушки. На линейке могут быть вручены грамоты учащимся и родителям.


2. Информационный час

Информационный час - форма просвещения учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой и информационной культуры учащихся.

Информационные часы могут быть обзорными и тематическими. Они проводятся еженедельно и способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, собственной социальной значимости.

Обзорный информационный час - это краткий обзор политических, культурных спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом. Для подготовки информационного часа можно использовать различные источники, среди которых могут быть:

- газеты и журналы, пользующие хорошей славой как информационные источники;

- словари и справочники различной направленности;

- записи радиопередач и радио интервью по интересующим темам;

- записи телепередач;

- сеть Интернет.

В подготовке информационных часов может участвовать школьный библиотекарь, который может сделать на информационном часу обзор книжных новинок или средств массовой информации, предложить учащимся словари и специальную литературу по предмету.

Тематические информационные часы используются для обсуждения глобальных тем в жизни страны и мира. Тематический информационный час должен учитывать актуальность и важность обсуждаемой проблемы, способствовать глубокому осмыслению учащимися обсуждаемых вопросов.

К тематическому информационному часу уместно подготовить вопросы для обсуждения, литературу, статистические исследования и наглядные пособия, видеосюжеты, опросы и исследования. Для участия в тематическом информационном часу могут быть приглашены эксперты по обсуждаемой проблеме. Темы проведения информационного тематического часа могут быть самыми разнообразными, например:

- У нас в гостях молодежная пресса.

- Если бы я был редактором газеты...

- Беседы за круглым столом.

- Политические проблемы современности.

- Вопрос-ответ: Нужна ли альтернативная служба в армии?

- Люди и судьбы.

- Как это было. По следам одного события.

- По странам и континентам.

- События, которые изменяют мир.



3. Классный час

Классный час, час общения - это возможность обсуждения проблем класса с классным руководителем. Классный час может быть организационным и тематическим.

Организационный классный час посвящается решению организационных вопросов в классном коллективе. Это могут быть выборы актива класса, распределение поручений в классе, обсуждение результатов дежурства по школе и классу, анализ результатов успеваемости, фактов нарушения дисциплины и т. д.

Тематический классный час определяется теми задачами, которые ставит классный руководитель для организации воспитательного процесса в коллективе, запросами и интересами самих учащихся.

Тематические классные часы могут быть различной формы, но они должны быть диалогом классного руководителя и учащихся. Тематические классные часы могут проводиться не только в классной комнате, но и в музее, картинной галерее, у костра, даже дома у ребят. Это зависит, в первую очередь, от темы классного часа. Тематические классные часы могут быть посвящены выдающемуся событию или человеку, нравственной проблеме, историческому факту.

Классный час может иметь форму дискуссии, это зависит от обсуждаемой темы.


4. Клубы по интересам

Клубы по интересам - это объединения постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Клубы могут иметь различную направленность. Это могут быть спортивные клубы, литературные, музыкальные, клубы любителей песни, театральные клубы. Интересно может построить свою работу клуб интернациональной дружбы, интеллектуальный клуб. В клубной организации есть своя структура - руководитель клуба, совет клуба, члены клуба. Как правило, клуб имеет свой девиз, свой устав, регламентирующий права и обязанности членов клуба, свою песню и ритуалы. Клубная деятельность в большей степени привлекает подростков. Она дает возможность находиться среди единомышленников и друзей.

5. Праздники

Праздники - это массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или общеклассного характера. Праздник может быть традиционным, а также может быть посвящен какой-то дате, которая еще не приобрела традиционного характера. Торжественный праздник требует очень серьезной подготовки. Для подготовки праздника разрабатывается сценарий, в подготовке которого могут участвовать дети и родители. Торжественный праздник включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, вручение чего-то, например, аттестатов); концерт, спектакль, игра, сценки, аттракционы.

В финале праздника может быть праздничное чаепитие.

6. Экскурсии

Экскурсии - это совместное посещение памятных исторических мест, достопримечательностей.

Экскурсии могут носить учебный и культурно-просветительский характер. К экскурсии учащихся необходимо серьезно готовить. Для этого необходимо предварительно познакомиться с интересными материалами, касающимися будущей экскурсии, подготовить вопросы или другие виды возможных заданий, необходимых для проведения экскурсии.

Перед экскурсией необходим инструктаж учащихся по ТБ.


7. Игры

Игры интеллектуального и развлекательного характера - викторины, КВН, конкурсы, брейн-ринги, соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным и определенным правилам.


8. Клуб веселых и находчивых

Клуб веселых и находчивых - это соревнование двух или нескольких команд от 5 до 10 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики.

Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3-5 человек). Организатором воспитательной работы или учителем заранее объявляется тематика КВН. Тематику КВНов могут определять и сами учащиеся.

Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание.

Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ: Жюри знакомится с критериями оценки каждого конкурса и получает оценочные листы.

КВН начинается с приветствия команд. Далее проходит разминка, после которой следуют конкурсы: конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание, конкурс художников и прочие.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам.

Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными, например, предметные:

литературный, математический, экологический конкурсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.


9. Викторины

Викторина - это познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства.

Например: «Знай и люби свой край», «Историческая и краеведческая мозаика», «Сказки зарубежных писателей» и т. д.

Викторины имеют большое значение для расширения кругозора учащихся. При подборе вопросов необходимо учитывать возрастные особенности и подготовленность детей.


10. Подвижные игры

Подвижные игры - это соревнования в ловкости и мастерстве их участников. Подвижные игры могут иметь следующую тематику: «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», и др. Место проведения таких игр - спортивный зал или спортивная площадка. Участники соревнуются в ловкости, скорости, приемах владения спортивными предметами.

Составляется сценарий игpы-соревнования, определяется состав жюри, создаются команды-участницы.

Команды готовят приветствие, выбирают себе название и придумывают эмблему. Руководит командой капитан. Конкурсы могут быть объявлены участникам заранее или непосредственно в момент игры.

Особое место в 5-6 классах имеют динамичные игры на переменах, между уроками - подвижные перемены. Цель этих игр - организовать отдых детей на переменах, снять умственное напряжение, увеличить двигательную активность ребенка в период школьных занятий.



3

© 2010-2022