МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «МИСТЕР ЭТИКЕТ»

Данная методическая разработка написана в помощь классным руководителям для проведения внеклассного мероприятия. Данное мероприятие даёт возможность глубже познакомиться и обдумать проблему воспитания. Сегодня общество остро нуждается в воспитанных людях обладающих правилами хорошего тона, изящными манерами поведения, способных жить по кодексу человеческой чести. Этикет – не входит в обязательный для изучения предмет, в Госстандарт, потому классным руководителям просто необходимо проводить подр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГУП СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»



Рассмотрено:

на заседании цикловой

комиссии Протокол№___от_________2005г.

ПредседательЦК_______________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



По дисциплине:

Раздел:

Тема: «МИСТЕР ЭТИКЕТ»

Специальность: 1701 Курс: I




Составитель:

Н.В.Тарасова -

преподаватель ЖКСП












2005год

АННОТАЦИЯ:

Данная методическая разработка написана в помощь классным руководителям для проведения внеклассного мероприятия. Данное мероприятие даёт возможность глубже познакомиться и обдумать проблему воспитания. Сегодня общество остро нуждается в воспитанных людях обладающих правилами хорошего тона, изящными манерами поведения, способных жить по кодексу человеческой чести.

Этикет - не входит в обязательный для изучения предмет, в Госстандарт, потому классным руководителям просто необходимо проводить подробные мероприятия во внеклассное время.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Обоснование выбора темы для методической разработки.

II Оглавление.

III Цели проведения данного мероприятия

IV Введение

V Основная часть. Описание методики проведения и хода занятия.

Описание ситуаций.

  1. Правила разговора по телефону.

  2. Правила приглашения в гости.

  3. Нормы поведения в гостях за столом.

Правило выбора подарка.

  1. Основные правила поведения на танцах.

  2. Блицконкурс.

VI Заключение. Выводы.

VII Список литературы.

VIII Приложение.

IX Рецензия.

Образовательные цели занятия.

  1. Углубить знания учащихся о правильных нормах поведения.

  2. Научить учащихся вежливости, правилам хорошего тона, выработать красивые, изящные манеры поведения, в основе которых «непременное соблюдение вежливости, любезности, такта и отсутствие эгоизма», возродить «новую породу воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести.

Развивающие цели занятия:

  1. развитие общеучебных умений и навыков, таких как память и внимание.

Воспитательная цель занятия:

  1. Психотренинг поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Развлекательная цель занятия - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение классного часа из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Введение

В учебном и воспитательном процессе наиболее ощутимые результаты можно получить , используя методики интенсивного обучения в игровых формах. Игровые формы используются как универсальное средство в деле обучения, развития и воспитания. Данная методическая разработка представляет игровую форму внеклассного мероприятия «Мистер Этикет». Эта методическая разработка, либо произносимая студентом, либо ведущим студентом, позволяет создать необходимые условия для занятий в игровых формах во время проведения классных часов.

От ведущего занятие требуется умение задавать условие игры и её основные правила. Участники игр имеют возможность пробовать и находить для себя наиболее приемлемые формы поведения в той или иной степени. В этом должна помочь экспертная оценка решений, которые принимают участники игры. В роли экспертов может выступать жюри, приглашенное на игру, или ведущий преподаватель.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I Организационный момент

Добрый день дорогие друзья! Мы начинаем наше театрализованное внеклассное мероприятие «Мистер Этикет» Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определённые неудобства, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям. Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. Это слово произошло от французского названия карточек - «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приёмов у короля Франции Людовика XIV. Эти «Этикетки» содержали некоторые обязательные правила поведения на приёме. Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе, ценились всегда. Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не надо, достаточно понять их смысл. Сегодня мы попытаемся выяснить насколько вы, студенты 1 курса тактичны, вежливы и воспитаны. Сейчас с помощью наших актёров мы рассмотрим несколько ситуаций на знание общепринятых норм и правил поведения и обсудим их.

II. Итак, Ситуация 1.

Наверное, все мы любим обращаться с различными вопросами по телефону. Нас вечно что-то волнует. Сегодня узнать, что задали по математике на дом, завтра - во сколько начнутся занятия в колледже… Но всегда ли наши усилия, увенчиваются успехом? Иногда бывает такое… Приглашаем на сцену Диму и Сашу - наших артистов.

(Ребята разыгрывают две сценки)

- Алло!

- Алло!

- Кто это?

- А вам кто нужен?

- Куда это я попал?

- А куда вы хотели попасть?

- Вы скажете, кто вы, наконец?

(Бросает трубку)

- Да, кажется телефонный диалог не удался. Да, ситуация не из приятных! Что ж, будем учиться на чужих ошибках.

Ребята, какие ошибки были допущены при разговоре и кем? (Ответы студентов).

Сейчас мы станем свидетелем второго разговора. Может, он будет более удачливым?

- Справочная слушает!

- Алло! Справочная? Добрый вечер! Будьте любезны, если не затруднит, можно ли как-нибудь выяснить телефон моего очень хорошего друга. Видите ли, я потерял записную книжку и теперь…

- Фамилия!

- Чья? Один из нас…

- Вашего друга!

- Вы знаете , у него очень известная фамилия, он…

- Прошу Вас, быстрее!

- Но вы же меня все время перебиваете! Просто плохо воспитаны! Не знаете правил хорошего тона! Я не могу так разговаривать! (Бросает трубку)

Ведущий. Спасибо артистам. Определите, какие ошибки были допущены во втором. Разговоре по телефону. (Обсуждение)

Вот некоторые основные правила телефонного разговора.

- Если в вашей квартире раздался звонок не спрашивайте: «Кто это? Т.к. воспитанный человек, поздоровавшись, сам назовёт себя: он понимает, что заставлять человека тратить время на игру в «угадайку» не полагается.

- Не следует выяснять, кто звонит, когда просят к телефону кого-то другого. Если человека нет на месте, - лучше спросить:»Не хотите ли что-нибудь ему передать?»

( На службе просить назвать себя вполне уместно)

-Когда вас оторвали от дел ошибочным телефонным звонком, не стоит раздраженно кричать в трубку: «Правильно набирайте номер» - вероятно, это опять подвела автоматика.

- А если вы ошиблись номером вы, сразу же извинитесь, а затем назовите тот номер телефона, по которому вы хотели бы дозвониться. Спрашивать: «А какой у вас номер?» не рекомендуется.

- В начале разговора полагается спросить собеседника, удобно ли ему поговорить с вами сейчас, если нет - договоритесь о другом времени.

- Тот, кто звонит, должен первым и закончить беседу, а если разговор прервался по техническим причинам, он же должен и перезвонить.

- Звонить по домашнему телефону раньше 9 часов утра и позже 10 часов вечера допустимо лишь в особо экстренных случаях.

Ситуация II

У всех нас день рождения - это любимый праздник. И, вероятно, каждый был приглашен и приглашал на него друзей. Сейчас ребята покажут нам весёлую сценку «Как на Танины именины». А вам, дорогие зрители предстоит ответить на вопрос «Почему оба мальчика отказались идти на день рождения?» и рассказать нам, как бы вы пригласили своих друзей в гости на месте той девочки.

Танечка. Славик, у меня к тебе дело.

Славик. Немогла за кулисами сказать?

Танечка. Не могла там Шурик .

Славик. Ну , говори, только быстро.

Танечка. Славик, у меня в субботу день рождения. И я приглашаю..

Славик. Спасибо , придём.

Танечка. С кем?

Славик. Как с кем? С Шуриком, конечно.

Танечка. Понимаешь, Шурика я не могу пригласить: У него тройки. Потом он в музыкальной школе не учится…

Славик. Зато он ходит в спортивную школу. А тройки у всех случаются.

Танечка. И ещё..Шурик такой невыдержанный - может что-нибудь сказануть за столом, а потом красней за него. Помнишь, у Веры на дне рождения он заявил Серёже, что тот зазнайка?

Славик. А разве это неправда?

Танечка. Ну, всё равно, ты приходи один. Ладно? И Шурику- ни слова, а то он обидится.

(Шурик вбегает)

Шурик. Извините, ребята. Я там помогал скрипку настроить.

Танечка. Как же ты помогал, если ты в музыкальную школу не ходишь?

Шурик: Зачем мне это? Я у соседа - скрипача уроки беру. Для себя.

Танечка А тройки у тебя есть?

Шурик: Нет.

Танечка. Ой, как меня напугали! Я уже хотела одного Славика на день рождения пригласить! Представляешь, мне сказали, что ты троечник и вдобавок в музыкальной школе не учишься. Хорошо, что всё не так! В общем, ребята, в субботу я вас приглашаю на день рождения.

Славик. Я наверное, не смогу.

Шурик: а я, наверное, не захочу. Пригласи лучше мой дневник или футляр от скрипки.

Танечка. Слышишь, Славик? Всё-таки правду говорят, что он всякое сказануть может.

Осуждение неправильного поведения Тани основные правила приглашения в гости.

- В гости приглашать надо всегда заранее.

- На письменное приглашение надо обязательно давать однозначный ответ, чтобы приглашающие знали, можно ли на вас рассчитывать.

Ситуация III.

Ну, а теперь мы с вами пойдем в гости. Не правда ли, как здорово: чем-то нас угостят, как примут? Оказывается принимать гостей и ходить в гости не так-то просто. Например, невежливо приходить в гости с опозданием, «навеселе», неряшливо одетым. А если идёшь по какому-то поводу, да и ещё с подарком? Подарок надо уметь выбирать, учитывая очень многие обстоятельства и возраст человека и отношения с ним, и конечно же, его интересы и увлечения. Стоит изредка задумываться: а принесёт ли наш подарок радость?

Сейчас мы с вами разберём и обсудим несколько самых важных советов как правильно дарить и принимать подарки. Раздаются напечатанные советы: (Смотри приложение)

- Я думаю, что с помощью этих советов вы сможете теперь всегда быстро и правильно сделать подарок. Ну а сейчас идём в гости. Смотрим сценку «Как нужно вести себя в гостях»

(Выходят артисты)

Гость: Привет! А вот и я! Не ждали?! Ну, ничего, не волнуйтесь, я ведь, кажется, вовремя. Поужинаем вместе

(Бросает пальто и шапку на стул)

Хозяйка: Я очень рада вас видеть…

Гость: (Осматривает стол) А у вас тут ничего, подходяще! Ух, ты! Это что такое? (хватает руками) Для чего? Ой, сломалась. До чего ж непрочные вещи у нас делают! Ого! А это что? Сколько стоит? Мне позарез нужно?

Хозяйка: Я вам дарю!

Гость: Серьёзно? Что, просто так? А что, беру (Прячет вещь в карман)

Хозяйка: Прошу к столу.

Гость: С удовольствием! Я вот здесь во главе стола люблю сидеть. (усаживается. Затыкает за воротник салфетку и бодро приступает к еде, нарушая одно за другим правила этикета: вилкой берёт хлеб, с возгласом «Вот это я люблю!» придвигает поближе какие-то блюда) А вот рыбу я не буду! Я её не люблю! Всё я наелся! (Со звоном переворачивает на блюдце чашку вверх дном и выходит из-за стола) Ухожу по английски, - не прощаясь.

Хозяйка (вскакивает) Подождите! Я провожу вас!

Раздаются «Правила поведения за столом» каждый из учащихся читает по одному правилу и комментирует, нарушено ли оно было в диалоге?

(см. приложение)

Ситуация IV

А сейчас танцы! Они играли и играют особую роль в жизни светского человека. Танцы помогали держаться свободно, уверенно и непринуждённо, учили владеть своим телом.

У нас в России танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был один из обязательных элементов воспитания. Молодому человеку или девушке, не умеющим танцевать, было бы нечего делать на балу; а бал в жизни света - это не вечер танцев, а свободное общественное действо. Но и сейчас танцы - играют большую роль. Ведь это целое искусство: уметь правильно пригласить на танец, показать в танце или поблагодарить за танец. Вот несколько советов:

- На вечере юноша пригласил девушку потанцевать. Если девушка против, этикет разрешает девушке отказаться от приглашения от танца, не объясняя причины отказа, но если причины эти таковы, что их можно объяснить, это можно сделать легко, например так: «Спасибо, но мне не нравится этот танец»

На вечер юноша потанцевал с девушкой. Он ей говорит: «Спасибо». На благодарность девушка отвечает приветливой улыбкой.

А сейчас мы посмотрим, как это должно происходить в действительности.

(Танцуют девушка и юноша, соблюдая все правила этикета)

Молодцы ребята! Я думаю после этого занятия вы всегда будете соблюдать правила этикета и будете всегда вежливыми и приветливыми. А в качестве заключения я хочу предложить вам блицконкурс для проверки ваших приобретённых знаний и навыков (За каждый правильный ответ ребята получают по этикетку)

Итак, вопрос 1.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Ответ: кричать конечно , не стоит.

Слова заменяют жестом, поклоном.

Вопрос 2.

В школьном коридоре разговаривают преподаватели. Среди них вы увидели классного руководителя, проходя мимо, вы вежливо сказали: «Здравствуйте, Надежда Валерьевна»

Скажите, какая допущена ошибка? А может всё в порядке?

Ответ: Надо было сказать «здравствуйте», обращаясь ко всем преподавателям.

Вопрос 3.

Как используется полотняная салфетка?

(Её кладут на колени)

Вопрос 4.

Место ложки при сервировке стола?

(Слева от тарелки , выпуклой частью вниз)

Вопрос 5.

Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми? Мужчина или женщина? (оба)

Вопрос 6.

Как едят хлеб? (По мере необходимости отламывают небольшие кусочки. Нельзя откусывать от целого ломтя)

Вопрос 7.

Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это - вы или ваша спутница? (Вы)

Вопрос 8. Кто первым кладёт телефонную трубку мужчина или женщина? (женщина)

Вопрос 9.

Нужно ли распаковывать подарок в присутствии подарившего?

(Да, нужно распаковать, посмотреть, поблагодарить)

Вопрос 10. Вы кого-то печально толкнули. Как правильно сказать: « Извините», или «Извиняюсь» (Извините)

Вопрос 11.

Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой, а из ложки кладут в тарелку)

Вопрос 12.

Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить лицом или спиной к сидящим. (Лицом)

Вопрос 13.

Чем чистят мандарин? (Рукой)

Чем чистят апельсин ? (Ножом)

Вопрос 14.

Место ножа при сервировке стола?

(справа от тарелки, острием к тарелке).

Вопрос 15.

Как берут из общего блюда хлеб?

(Руками)

Вопрос 16.

Вы размешали сахар в чае (кофе), что делать с ложечкой? (ложечку кладут на блюдечко. В чашке ложку не оставляют)

Вопрос 17.

Встретились старший и младший, кто должен поздороваться первым? (младший)


III Заключительный этап урока.

Подводятся итоги, по итогам блицопроса выбирается «Мистер Этикет». На этом мы заканчиваем наше внеклассное мероприятие вот таким призывом: «Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, по отношению к другим людям. Воспитывать себя всегда очень непросто, но зато как это здорово: «Быть воспитанным» И тогда всем окружающим - родителям, друзьям, одногруппникам и даже незнакомым людям - будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воспитание школьников: научно-методический журнал № 10 2002г.

  2. Воспитание школьников:

научно-методический журнал №5 2003г.

  1. Воспитание школьников: научно-методический журнал №2 2004г.

  2. Сборник методических материалов - Санкт-Петербург 2002г.

  3. Читаем, учимся, играем №8 2002г.

  4. Читаем, учимся, играем №10 2003г.



© 2010-2022