- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Метод социометрии и его использование для исследования социально-психологических характеристик учащегося и структуры классного коллектива»
«Метод социометрии и его использование для исследования социально-психологических характеристик учащегося и структуры классного коллектива»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Королёва А.Ф. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Королёва А.Ф.
Проектная работа
по социальной педагогической психологии
«Метод социометрии и его использование для исследования
социально-психологических характеристик учащегося
и структуры классного коллектива»
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Сущность метода социометрии…………………………………………5
1.1. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе….......5
1.2. Социометрическая процедура при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива………………………………………………………………………....7
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….9
Глава 2. Методы исследование классного коллектива методом социометрии…………………………………………….………………………..11
2.1. Социометрическим исследованием шестиклассников школы №68 Заволжского района г. Ульяновска……………………………………………11
-
Рекомендации педагогам по исследованию методов изучения классного коллектива………………………………………………………………………14
-
Мотив выбора в системе межличностных отношений………….……15
-
Определение ценностно-ориентационного единства коллектива……16
-
Диагностическая методика анкетирования……………………………16
-
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………..19
Введение
Личность, коллектив, общество - основополагающие понятия, характеризующие развитие человечества. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга, поэтому рассматривать их можно только во взаимосвязи. Ведь что составляет, определяет общество? Отношения между личностями внутри его. Личности составляют коллектив, формируют его - это характеристика жизни, ведь любой человек относит себя к определенной группе людей, коллективу: семья, класс, коллеги на работе. Жизнь без взаимодействия с другими людьми невозможна. Поэтому так важно и необходимо изучать взаимоотношения людей внутри групп, выявлять лидера, изучать типологию социального поведения людей внутри группы.
Социальная среда состоит из различных компонентов, которые играют неодинаковую роль в общественной системе. Эти компоненты различно влияют на человека. В обществе можно выделить малые и большие социальные группы. В малой группе определяющим является взаимодействие между ее членами, эмоциональный контакт, социально-психологическое поведение. Одним из наиболее эффективных методов изучения отношений внутри малой группы является метод социометрии. Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов.
Актуальность темы проектной работы заключается в том, что социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы.
Цель проектной работы - рассмотреть сущность, назначение и организацию метода социометрии при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива.
Задачи данной работы:
- охарактеризовать сущность социометрического метода,
- рассмотреть организацию социометрической процедуры при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива,
- подобрать иные методы, направленные на изучение классного коллектива.
Объект: социометрии как метод изучения межличностных отношений в классном коллективе.
Предмет: специфика организации социометрической процедуры при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива.
Глава 1. Сущность метода социометрии
1.1. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе
Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 - 1974)1. Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века.
Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium - измеряю - обозначает:
-
отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы
-
прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
1.2. Социометрическая процедура при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива
Метод социометрии имеет общую схему действий. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого из своих товарищей Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих одноклассников Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) кто из членов класса лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга)?
б) кому из членов класса тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) с кем бы вы хотели сидеть за одной партой? б) с кем бы вы не хотели сидеть за одной партой?
-
а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.
Второй вариант - параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Выводы по 1 главе
Результатом социометрического опроса является создание микрогрупп, сформированных на принципах взаимного доверия или антипатии. Принято выделять:
-
"Звезд" - обучающиеся, получивших наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Звезд" в группе немного - 1-2, реже - 3-4 человека.
-
"Предпочитаемых" - обучающихся, получивших более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
-
"Оттесненных" - термин, обозначающий членов группы, получающих менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
-
"Изолированных" - лица, которые не получают ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Глава 2. Методы исследование классного коллектива методом социометрии
2.1. Социометрическим исследованием шестиклассников школы N68 Заволжского района г. Ульяновска
Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.
Мы ознакомились с социометрическим исследованием шестиклассников (12-13 лет, 26 школьников) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.
Эксперимент проводился следующим образом: учащимся класса были розданы небольшие листки бумаги. В верхнем углу каждый написал свою фамилию, а ниже поставил одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитывал вопросы, на которые должны ответить учащиеся: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поручение? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? 4. Кого бы ты хотел пригласить на свое день рождение? Количество выборов ограничивалось тремя одноклассниками. Заполненные листочки студент собрал и обработал.
На основе ответов учащихся была оформлена матрица. Она была составлена следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали - их порядковые номера. Знаком + (плюс) обозначались те, кого выбрал каждый испытуемый. Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклассником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывалось общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.
На основе полученных данных определился статус ребенка в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе. Число взаимных выборов: 20
Социометрия, проведенная в 6 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании социометрических данных можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
-
Рекомендации педагогам по исследованию методов изучения классного коллектива
2.2.1. Мотив выбора в системе межличностных отношений
Целью данного метода является выяснение мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной системе межличностных отношений и являются психологической основой осуществления выбора (предпочтения или отвергания),
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагают оценить, в какой степени перечисленные выше качества личности выражены у каждого члена группы. Минимальный балл - 1, максимальный - 7. Испытуемому предлагают представить, что его класс подлежит расформированию. В этой ситуации он должен отметить знаком «+» пять членов своей группы, с которыми он особенно хотел бы учиться дальше и знаком «-» тех пять, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться, Далее предлагается расположить учеников, отмеченных знаком «+», в порядке убывающих предпочтительности (в верхней строчке наиболее желаемые, во второй несколько менее желаемые и т, д.) То же нужно проделать с товарищами, отмеченными знаком «-» (на последнем месте должен оказаться наименее желательный для совместной учебы одноклассник).
Обработка данных выполненного задания
В обработке и интерпретации материала следует исходить из следующих предложений:
а) целесообразно искать доминирующие факторы индивидуальной предпочтительности лишь среди тех черт личности, которые получили высокую оценку для лиц, избранных школьником;
б) вместе с тем лишь те из черт личности оказываются решающими для его выбора, которые в меньшей степени представлены в группе «отвергнутых».
2.2.2. Определение ценностно-ориентационного единства коллектива
Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ) является важнейшим показателем уровня его развития.2
Определение ЦОЕ заключается в следующем. Учащимися класса предлагается список из 28 различных качеств личности: аккуратность, вдумчивость, трудолюбие, убежденность, любознательность, настойчивость, авторитет, принципиальность, рассудительность, энтузиазм, увлеченность, уживчивость, эрудиция, чувство юмора дисциплинированность, внимательность, активность, решительность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, сосредоточенность, старательность, взаимопомощь, целеустремленность, уверенность в себе.
Каждый член группы должен выбрать из списка 5 таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной учебной работы.
2.2.3.Диагностическая методика анкетирования.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.
1.Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?
- чаше хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много друзей
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Выводы по 2 главе
Для получения знаний о классе студент может использовать разнообразные приемы: систематическое наблюдение, изучение личных дел учащихся, анализ их работ, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися, анкетирование, эксперимент. В психолого-педагогической характеристике классный коллектив должен быть представлен, как социальный организм, выполняющий важнейшую функцию - обучение и воспитание ребенка.
Представленные методики должны применяться в комплексе и в соответствии с требованиями к данным приемам.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что социометрия и другие методы исследования социально-психологических характеристик учащихся и структуры классного коллектива, выявляя симпатии-антипатии членов группы друг к другу, показывают всё многообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное функционирование самой малой группы, так и на самочувствие, работоспособность, перспективу развития отдельного человека в данной группе. Подходя к социометрии как к эксперименту, можно проследить динамику развития внутригруппового взаимодействия и, таким образом, управлять формированием личностных качеств каждого члена группы и конструктивного общения, взаимодействия между членами группы.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что метод социометрии является ведущим методом при исследовании социально-психологических характеристик учащихся и структуры классного коллектива.
Список использованной литературы
-
Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.
-
Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - Москва: Академический Проект, 2001.
-
Методы психологической диагностики. - М., 1993
-
Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990
-
Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2006
-
Немов Р. С. Психология: Учеб. для высш. Пед. Учеб. заведений. - М.. 2001.
-
Баниотто В. И. Структура межличностных отношений. -Киев, 1975.
-
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малыхгруппах. - Минск, 1976.
-
Психологическая теория коллектива (Под ред. А. В. Петровского;) М.: Педагогика, 1979.
-
nikandrova.21412s02.edusite.ru/p1aa1.html
-
Золотовицкий Роман Социометрия Я.Л.Морено: мера общения.
flogiston.ru/articles/netpsy/inet_sociometry/print (20.04.01)
1Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - Москва: Академический Проект, 2001.
2Вайсман Р. С, Комарова Л. Э. Опыт исследования ЦОЕ