«Метод социометрии и его использование для исследования социально-психологических характеристик учащегося и структуры классного коллектива»

    Личность, коллектив, общество – основополагающие понятия, характеризующие развитие человечества. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга, поэтому рассматривать их можно только во взаимосвязи. Ведь что составляет, определяет общество? Отношения между личностями внутри его. Личности составляют коллектив, формируют его – это характеристика жизни, ведь любой человек относит себя к определенной группе людей, коллективу: семья, класс, коллеги на работе. Жизнь без ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Королёва А.Ф.

Проектная работа

по социальной педагогической психологии

«Метод социометрии и его использование для исследования

социально-психологических характеристик учащегося

и структуры классного коллектива»



















2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Сущность метода социометрии…………………………………………5

1.1. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе….......5

1.2. Социометрическая процедура при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива………………………………………………………………………....7

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….9

Глава 2. Методы исследование классного коллектива методом социометрии…………………………………………….………………………..11

2.1. Социометрическим исследованием шестиклассников школы №68 Заволжского района г. Ульяновска……………………………………………11

  1. Рекомендации педагогам по исследованию методов изучения классного коллектива………………………………………………………………………14

    1. Мотив выбора в системе межличностных отношений………….……15

    2. Определение ценностно-ориентационного единства коллектива……16

    3. Диагностическая методика анкетирования……………………………16

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………..19





Введение

Личность, коллектив, общество - основополагающие понятия, характеризующие развитие человечества. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга, поэтому рассматривать их можно только во взаимосвязи. Ведь что составляет, определяет общество? Отношения между личностями внутри его. Личности составляют коллектив, формируют его - это характеристика жизни, ведь любой человек относит себя к определенной группе людей, коллективу: семья, класс, коллеги на работе. Жизнь без взаимодействия с другими людьми невозможна. Поэтому так важно и необходимо изучать взаимоотношения людей внутри групп, выявлять лидера, изучать типологию социального поведения людей внутри группы.

Социальная среда состоит из различных компонентов, которые играют неодинаковую роль в общественной системе. Эти компоненты различно влияют на человека. В обществе можно выделить малые и большие социальные группы. В малой группе определяющим является взаимодействие между ее членами, эмоциональный контакт, социально-психологическое поведение. Одним из наиболее эффективных методов изучения отношений внутри малой группы является метод социометрии. Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов.

Актуальность темы проектной работы заключается в том, что социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы.

Цель проектной работы - рассмотреть сущность, назначение и организацию метода социометрии при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива.

Задачи данной работы:

- охарактеризовать сущность социометрического метода,

- рассмотреть организацию социометрической процедуры при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива,

- подобрать иные методы, направленные на изучение классного коллектива.

Объект: социометрии как метод изучения межличностных отношений в классном коллективе.

Предмет: специфика организации социометрической процедуры при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива.

Глава 1. Сущность метода социометрии

1.1. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе

Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 - 1974)1. Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века.

Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium - измеряю - обозначает:

  1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы

  2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.





























1.2. Социометрическая процедура при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива

Метод социометрии имеет общую схему действий. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого из своих товарищей Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих одноклассников Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) кто из членов класса лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга)?
б) кому из членов класса тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) с кем бы вы хотели сидеть за одной партой? б) с кем бы вы не хотели сидеть за одной партой?

  1. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
    б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.

Второй вариант - параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 - тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую - +2 (-2), в третью - +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Выводы по 1 главе

Результатом социометрического опроса является создание микрогрупп, сформированных на принципах взаимного доверия или антипатии. Принято выделять:

  1. "Звезд" - обучающиеся, получивших наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Звезд" в группе немного - 1-2, реже - 3-4 человека.

  2. "Предпочитаемых" - обучающихся, получивших более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

  3. "Оттесненных" - термин, обозначающий членов группы, получающих менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).

  4. "Изолированных" - лица, которые не получают ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.









Глава 2. Методы исследование классного коллектива методом социометрии

2.1. Социометрическим исследованием шестиклассников школы N68 Заволжского района г. Ульяновска

Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.

Мы ознакомились с социометрическим исследованием шестиклассников (12-13 лет, 26 школьников) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.

Эксперимент проводился следующим образом: учащимся класса были розданы небольшие листки бумаги. В верхнем углу каждый написал свою фамилию, а ниже поставил одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитывал вопросы, на которые должны ответить учащиеся: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поручение? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? 4. Кого бы ты хотел пригласить на свое день рождение? Количество выборов ограничивалось тремя одноклассниками. Заполненные листочки студент собрал и обработал.

На основе ответов учащихся была оформлена матрица. Она была составлена следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали - их порядковые номера. Знаком + (плюс) обозначались те, кого выбрал каждый испытуемый. Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклассником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывалось общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.

На основе полученных данных определился статус ребенка в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе. Число взаимных выборов: 20

Социометрия, проведенная в 6 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании социометрических данных можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).

Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.





  1. Рекомендации педагогам по исследованию методов изучения классного коллектива

2.2.1. Мотив выбора в системе межличностных отношений

Целью данного метода является выяснение мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной системе межличностных отношений и являются психологической основой осуществления выбора (предпочтения или отвергания),

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагают оценить, в какой степени перечисленные выше качества личности выражены у каждого члена группы. Минимальный балл - 1, максимальный - 7. Испытуемому предлагают представить, что его класс подлежит расформированию. В этой ситуации он должен отметить знаком «+» пять членов своей группы, с которыми он особенно хотел бы учиться дальше и знаком «-» тех пять, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться, Далее предлагается расположить учеников, отмеченных знаком «+», в порядке убывающих предпочтительности (в верхней строчке наиболее желаемые, во второй несколько менее желаемые и т, д.) То же нужно проделать с товарищами, отмеченными знаком «-» (на последнем месте должен оказаться наименее желательный для совместной учебы одноклассник).

Обработка данных выполненного задания

В обработке и интерпретации материала следует исходить из следующих предложений:

а) целесообразно искать доминирующие факторы индивидуальной предпочтительности лишь среди тех черт личности, которые получили высокую оценку для лиц, избранных школьником;

б) вместе с тем лишь те из черт личности оказываются решающими для его выбора, которые в меньшей степени представлены в группе «отвергнутых».

2.2.2. Определение ценностно-ориентационного единства коллектива

Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ) является важнейшим показателем уровня его развития.2

Определение ЦОЕ заключается в следующем. Учащимися класса предлагается список из 28 различных качеств личности: аккуратность, вдумчивость, трудолюбие, убежденность, любознательность, настойчивость, авторитет, принципиальность, рассудительность, энтузиазм, увлеченность, уживчивость, эрудиция, чувство юмора дисциплинированность, внимательность, активность, решительность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, сосредоточенность, старательность, взаимопомощь, целеустремленность, уверенность в себе.

Каждый член группы должен выбрать из списка 5 таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной учебной работы.



2.2.3.Диагностическая методика анкетирования.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

- чаше хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

- мало

- много друзей

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не очень

- не нравятся

Выводы по 2 главе

Для получения знаний о классе студент может использовать разнообразные приемы: систематическое наблюдение, изучение личных дел учащихся, анализ их работ, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися, анкетирование, эксперимент. В психолого-педагогической характеристике классный коллектив должен быть представлен, как социальный организм, выполняющий важнейшую функцию - обучение и воспитание ребенка.

Представленные методики должны применяться в комплексе и в соответствии с требованиями к данным приемам.



Заключение

Подводя итоги, отметим, что социометрия и другие методы исследования социально-психологических характеристик учащихся и структуры классного коллектива, выявляя симпатии-антипатии членов группы друг к другу, показывают всё многообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное функционирование самой малой группы, так и на самочувствие, работоспособность, перспективу развития отдельного человека в данной группе. Подходя к социометрии как к эксперименту, можно проследить динамику развития внутригруппового взаимодействия и, таким образом, управлять формированием личностных качеств каждого члена группы и конструктивного общения, взаимодействия между членами группы.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что метод социометрии является ведущим методом при исследовании социально-психологических характеристик учащихся и структуры классного коллектива.





Список использованной литературы

  1. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.

  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - Москва: Академический Проект, 2001.

  3. Методы психологической диагностики. - М., 1993

  4. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990

  5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2006

  6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для высш. Пед. Учеб. заведений. - М.. 2001.

  7. Баниотто В. И. Структура межличностных отношений. -Киев, 1975.

  8. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малыхгруппах. - Минск, 1976.

  9. Психологическая теория коллектива (Под ред. А. В. Петровского;) М.: Педагогика, 1979.

  10. nikandrova.21412s02.edusite.ru/p1aa1.html

  11. Золотовицкий Роман Социометрия Я.Л.Морено: мера общения.

flogiston.ru/articles/netpsy/inet_sociometry/print (20.04.01)

1Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - Москва: Академический Проект, 2001.

2Вайсман Р. С, Комарова Л. Э. Опыт исследования ЦОЕ

© 2010-2022