- Преподавателю
- Классному руководителю
- Театрализованный эрудит-конкурс Государственные символы РФ
Театрализованный эрудит-конкурс Государственные символы РФ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова О.Б. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор : СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА
Номинация: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Название работы: ТЕАТРАЛИЗИРОВАННЫЙ ЭРУДИТ-КОНКУРС
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ НАШЕЙ СТРАНЫ»
(с мультимедийной презентацией)
Предмет преподавания: ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Должность: УЧИТЕЛЬ
Образовательное учреждение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26» Г. ЗИМА, ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Продолжительность эрудит-конкурса: 1час 15 минут.
Предварительная подготовка для команд:
-
Придумать название, эмблему и девиз для команды, связанные с государственными символами
-
Познакомиться с дополнительной литературой по данной тематике
-
Домашнее творческое задание - нарисовать, придумать стихотворение , исполнить гимн или какую-нибудь инсценировку по заданной теме. (не более 2 мин. для представления )
Действующие лица:
-
Ведущий
-
Королева История
-
Фальсификация
-
Кривда
-
Зеркало (голос за кулисами)
-
Княгиня Археология
-
Герцогиня Вексиллология
-
Баронесса Хронология
-
Маркиза Геральдика
-
Мадмуазель Сфрагистика
-
Пани Ономастика
-
Леди Нумизматика
-
Муза Полигимния
-
Донна Палеография
Реквизиты:
-
Ленты через плечо с надписями:
-
На красной ленте - «История»
-
На белых - «Фальсификация», «Кривда»
-
На синих- «Археология», «Вексиллология», «Хронология», «Геральдика», «Сфрагистика», «Ономастика», «Нумизматика», «Полигимния», «Палеография».
-
Корона на голову «Истории»
-
Зеркало (нарисованное или настоящее)
-
Наборы с буквами «А», «Б», «В» для каждой команды
-
Карточки с «!» для подтверждения готовности к ответу для каждой команды
-
Карточки со словами «герб», «флаг», «гимн», «знамя»
-
Флаг разборный (в конверте наборы из полосок бумаги белого, красного и синего цветов)
-
Чистые листы бумаги и ручки
-
Контур герба черно-белый для каждой команды
-
Оценочные листы для членов жюри
-
Записи музыкальных фрагментов:
-
Торжественная музыка, используемая при выходе наук
-
Музыка с элементами сарказма, ехидства или со смехом, используемая для выхода Фальсификации и Кривды
-
Преображенский марш времен Петра I
-
«Боже, царя храни!»
-
«Интернационал»
-
Советские гимны 1943г, 1977 г.
-
«Патриотическая песня» Глинки
-
Современный гимн РФ
-
Спокойная музыка, которая звучит во время выполнения творческих заданий
-
Черный ящик, в котором находятся:
-
Флаг РФ
-
Аудиокассета с записью гимна
-
Герб РФ
Костюмы:
-
Кривда - красивая, но порванная одежда.
-
Фальсификация - фрак из холщовой ткани
-
Науки - красивые бальные платья
-
Ведущий - произвольно.
Алгоритм конкурса и оценочный лист для жюри:
Конкурсы
Двуглавый
орел
Корона
Гемма
-
Что изучают вспомогательные исторические дисциплины
( 1 балл за каждую правильно названную дисциплину)
-
Что означает слово «фальсификация» ( 1 балл )
-
Представление команд ( 3 балла)
-
Чёрный ящик ( 3 балла)
-
Ономастика
-
Происхождение слов ( 1 балл)
-
-
Объяснение значения слов( 1 балл)
-
Геральдика
-
Щит ( 1 балл)
-
Составные элементы щита ( 1 балл за каждый правильно названный элемент)
-
Цвета герба ( 1 балл за каждый правильно выполненный элемент)
-
Символы герба ( 1 балл за каждый правильный ответ)
-
Викторина ( 1 балл)
-
-
Палеография ( штриховка герба) ( 1 балл за каждый правильно выполненный элемент)
-
Вексиллология
-
Виды знамён ( 1 балл)
-
Составление флага ( 1 балл)
-
Цвета флага ( 1 балл)
-
Викторина ( 1 балл)
-
-
Полигимния
-
Узнай мелодию ( 1 балл)
-
-
Викторина ( 1 балл)
-
Хронология (викторина) ( 1 балл)
-
Сфрагистика (викторина) ( 1 балл)
-
Нумизматика (викторина) ( 1 балл)
-
Фальсификация (найди ошибку) ( 1 балл за каждую найденную ошибку
-
Домашнее задание ( 5 баллов)
Слайды
Содержание
Слайд № 1
Государственные символы страны
Музыка 1
Музыка 2
Слайд № 2
Вспомогательные
исторические науки
Слайд № 3
Что означает «Фальсификация»?
Слайд № 4
Геральдические типы щитов
Слайд № 5
Составные элементы герба
Слайд № 6
Ст. 1 закона «О государственном гербе РФ
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Символика цветов на гербах
Музыка
Слайд № 10
положение «О госурственном флаге РФ»
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Музыка
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
Слайд № 20
Слайд № 21
Слайд № 22
Слайд № 23
Слайд № 24
Слайд № 25
Слайд № 26
Слайд № 27
Слайд № 28
Слайд № 29
Слайд № 30
Слайд № 31
(Диалог, построенный на высказываниях великих людей и отрывках из различных стихотворений)
Ведущий: - Правда, нет ли - дело спора,
Но давно, во тьме времён
Был за морем странный город
Жили две науки в нём.
Жили-были, не тужили
И о разном говорили.
Иногда их разговор
Превращался в жаркий спор.
(под музыку вальяжно выходит Фальсификация, а за ней следом идет Кривда, изображающая поддержку фалд фрака. Фальсификация достаёт зеркало)
Фальсификация: (обращаясь к зеркалу) - Свет, мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех умнее,
Всех мудрее и нужнее?
(из-за спины высовывается Кривда и противным, восхищенным голоском говорит)
Кривда:
- Какие волосы,
Какой носок,
И верно ангельский
Быть должен голосок.
Ведь еже ли, сестрица,
При красоте такой
Рассказывать ты сказки мастерица!
Фальсификация: (пренебрежительно) - Брысь! Не верю я тебе…
(вновь обращаясь к зеркалу)
- Свет, мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех умнее,
Всех мудрее и нужнее?
Зеркало: (голос из-за кулис)
- Ты прекрасна - спору нет,
Но живет среди наук
Та, что всех тебя умнее
Всех мудрее и нужнее.
Фальсификация:
- Кто такая? Что не знаю?
Ах, ты мерзкое стекло
Это врёшь ты мне назло
Как тягаться ей со мной
Ты мне суть её раскрой!
Зеркало: (говорит под торжественную музыку) - Historia magistra vitae est! (древнегреческое изречение)
(выходит королева История, держащая в руках черный ящик. За ней идут другие науки)
Археология:
- Вы думали- история- забвение,
Архив, куда грехи свои сдают?!
Она тот высший суд, где нет прощенья,
Где срока давности не признают.
Ономастика:
- Вы думали- история- что сказочка,
Где можно все напутать, переврать,
Но это вам всего лишь кажется,
Что можно ход истории прервать!
Ведущий:
- История не любит суесловья,
Трудна её народная стезя,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью-
И не любить без памяти нельзя!
Королева История:
- Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины, до оснований, до корней
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить ,
Думать,
Чувствовать,
Любить,
Свершать открытья!
Палеография: - Одно из лучших средств, делающих человека мудрым, - это читать древние истории и на прошлых событиях и примере наших предшественников, учиться тому, как себя мудро вести, действовать и чего остерегаться.
Хронология: - Ибо наша жизнь так коротка, что её не хватает для того. Чтобы приобрести опыт в стольких вещах
Геральдика: - История учит даже тех, кто у неё не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Вексиллология:
- История - всегда разведка
В былом, но для грядущих лет.
Историк загибает ветку,
Чтоб не свернул идущий вслед.
Историк трудится сутуло,
Не разгибаясь по ночам,
Чтоб эта ветка не хлестнула
Вслед движущегося по очам.
Фальсификация: - Откуда вы такие умные взялись?
Археология: - История как наука появилась в Древней Греции
Ведущий: - У её Величества Королевы Истории имеется множество менее известных, но знатных вассалов, которые помогают установить истину. Обобщенно их называют вспомогательные исторические дисциплины. Давайте с ними познакомимся. Это будет первый конкурс, на котором команды могут заработать первые баллы. Вопрос звучит так - Что изучает названная наука? Если вы знаете правильный ответ, то поднимаете карточку с «!», который и будет означать, что вы готовы отвечать. Если ни одна из команд не знает ответа, то науки сами расскажут вам о себе.
-
Княгиня Археология ( археология - наука, изучающая материальные памятники, найденные в земле)
-
Донна Палеография ( палеография - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графику букв, материал для письма)
-
Баронесса Хронология (хронология - наука, изучающая системы времясчисления и историю их развития)
-
Маркиза Геральдика (геральдика изучает гербы городов, государств, различных родов и фамилий)
-
Мадмуазель Сфрагистика (основным объектом изучения являются печати)
-
Пани Ономастика (изучение собственных имен и их история)
-
Леди Нумизматика (изучение монетного производства, история денежно-весовых систем и денежное обращение)
-
Герцогиня Вексиллология (изучает флаги)
-
Из Древней Греции к нам прибыла муза Полигимния (В Древней Греции в честь богов исполнялись песни. Их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Гимны были различных видов: пэан - гимн Аполлону, богу света, покровителю искусств; дифирамб - гимн богу вина Дионису.)
Фальсификация: - Но я тоже наука и тоже рассказываю о жизни людей в прошлом. И, честно скажу, люди меня очень любят.
Ономастика: - Права ли фальсификация? Что означает это слово?
(Ответ: Слово происходит от лат. подделывать и означает:
1. подмена настоящего ложным, подлинного мнимым;
2. заведомо неверное истолкование чего-либо, например, исторического факта;
3. подделанная вещь, выдаваемая за настоящую )
Ведущий: - А теперь давайте познакомимся с командами.
(Представление команд.)
-
1 команда «Двуглавый орёл» - мифическая птица, посвященная Солнцу, божественной силе. В древности считался царской птицей. В России - основная фигура Государственного герба;
-
2 команда «Корона» - от лат. Corona - венец, венок - головной убор из драгоценных металлов с богатыми украшениями, являющийся символом монархической власти. В современной символеке - символ государственного суверенитета;
-
3 команда «Гемма» - перстень-печать, сделанная из резного камня. Их использовали удельные и великие князья в качестве личных печатей. На средневековых русских печатях встречались изображения льва и орла, терзающего змею.
Королева История: - Вот мы с вами и познакомились. А теперь продолжим эрудит-конкурс. Вам необходимо отгадать содержимое черного ящика. Прослушайте загадку, но не торопитесь выкрикивать ответ, дослушайте до конца и вы сможете заработать 3 балла.
Черный ящик здесь стоит.
Думайте, что в нем лежит?
Хочется вам подсказать, но не знаю как начать:
У каждой страны свой символ бывает,
И каждый народ его отлично знает.
Итак: два висят, один звучит -
Что же в ящике лежит?
Что у каждой есть страны,
Догадаться вы должны!
(команды отгадывают загадку, а История достает из ящика герб, флаг и аудиокассету с записью гимна)
Королева История:- Итак, тема нашего эрудит-конкурса «Государственные символы России». Наша цель - расширить знания по истории возникновения отечественных символов. Помогать в проведении конкурсов мне будут мои верные помощники.
Конкурсы и задания Пани Ономастики:
-
У меня к командам такое задание: Вот три карточки. На них написано по одному слову. Объясните происхождение этих слов - «Флаг», «Знамя», «Герб».
(команды вытягивают карточки с одним словом)
Ответ:
-
Флаг - голландское слово «корабельное знамя»
-
Знамя - русское «знамение, знак», т.е. указывает кому принадлежит
-
Герб - от нем. «erbe», что переводится как наследство.
-
Объясните, что означает слово - «Герб», «Гимн», «Флаг»
(команды вытягивают карточки с одним словом)
Ответ:
-
Флаг - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определенного цвета, часто с эмблемой.
-
Герб - эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах. Особенность герба - передаётся по наследству.
-
Гимн - хвалебная песня в честь кого-то, торжественная песня, от греч. «гумнос» - торжественная песнь в честь божества.
Конкурсы и задания маркизы Геральдики:
Маркиза Геральдика: - Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нём твои черты:
И красный - сколько красоты!
В нём белизна твоих буранов
И синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
-
Герб имеет несколько элементов. Основной его элемент - щит. Существует 5 типов щитов. Вы видите их на слайде
-
Варяжский или нормандский - треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами;
-
Итальянский - овальной формы;
-
Французский - четырёхугольный; с заострением внизу. Высота такого щита равна 9/8 его ширины;
-
Германский - щит вычурно вырезанной формы
-
Испанский - тех же размеров, что и французский, но с закруглением низу.
Вопрос: -. Посмотрите внимательно и определите тип щита Российского герба.
Ответ: В русской геральдике чаще всего использовалась французская форма щита. Эту форму имеет и щит на современном российском гербе.
Вопрос: -Какую форму щита имеет герб нашего города?
Ответ: - французскую
-
Опишите составные части российского герба. Каждый элемент оценивается в 1 балл
(после выполнения задания - слайд с правильным ответом)
-
В статье 1 закона «О государственном гербе РФ» дается следующее официальное описание герба:
«Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой держава. На груди орла в красном щите- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.»
Вопрос: - Что символизируют атрибуты, помещенные на гербе?
(Геральдика называет атрибут, а команды показывают карточку готовности отвечать, если команды не знают ответа, то Геральдика сама рассказывает об этом элементе)
-
Двуглавый орёл - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ.
-
Короны над его головами - означают суверенитет (независимость):
А) Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной;
Б) Малые короны - это множественность субъектов в рамках Федерации, а Большая корона - указывает на главенство федеральной власти и федерального законодательства;
3. Скипетр - символизирует исполнительную вертикаль власти, подчеркивая её оперативность и гибкость;
4. Держава - является символом устойчивости и законности власти, её способности функционировать в
любых обстоятельствах;
5. Всадник, поражающий копьём змия - олицетворяет победу над злом, готовность всего народа, отстаивать
свою свободу и независимость от врага, если таковой объявится.
IV. Викторина от маркизы Геральдики:
1. Первоначально двуглавый орёл был символом:
А. Римской империи;
Б. Тевтонского рыцарского ордена;
В. Княжеской дружины Юрия Долгорукого.
Ответ: А
2. Эскиз современного герба нарисовал художник:
А. Ухналёв Е.И.;
Б. Кене Б.В.;
В. Андрианов В.Н.
Ответ: А
Конкурс от донны Палеографии:
Донна Палеография: - Цвета, использовавшиеся на гербах, служили символами тех или иных достоинств. Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их обозначение в виде штриховки.
Финифти или эмали изображаются так:
-
Красная - вертикальной штриховкой;
-
Голубая - горизонтальной;
-
Зелёная - диагональной справа налево;
-
Пурпур - диагональной слева направо;
-
Черная - пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями
Металлы изображаются по-другому:
-
Золото - черные точки на белом фоне;
-
Серебро - просто белое поле.
Вопрос: - А теперь внимание! Задание для команд такое - Заштрихуйте российский герб согласно правилам. Победит та команда, которая правильно и раньше других справится с заданием.
(задание выполняется под звуки спокойной классической музыки)
Конкурсы и задания герцогини Вексиллологии:
Герцогиня Вексиллология: - У вас на столах лежат конверты, а в них находятся полоски цветной бумаги соответствующие цветовой гамме российского флага. Задание: Сложите из этих полосок российский флаг. 1 балл
получит та команда, которая быстро и правильно выполнит мое задание.
(задание выполняется под музыку)
Герцогиня Вексиллология: В положении «О госурственном флаге РФ» даётся следующее описание:
«Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос : верхней - белого, средний - синего и нижний - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине - 2:3»
Вопрос: - Что символизируют цвета флага?
Ответ:
-
Белый - свобода, мир, чистота, правда, благородство, совершенство, невинность.
-
Синий - Богородица, под покровом которой находится Россия, небо, целомудрие, верность, духовность, вера
-
Красный - державность, отвага, война, защита бедных людей, героизм, великодушие, кровь, огонь, смертный бой.
Викторина от герцогини Вексиллологии:
-
Российский трёхцветный флаг родился как :
А. Знамя для государственных церемоний;
Б. Штандарт княжеской дружины;
В. Военно-морской флаг.
Ответ: В
-
Российский трёхцветный флаг впервые стал символом государства
А.При Петре I;
Б. При Павле I;
В. При Александре I.
Ответ: А
-
Какой флаг был у дома Романовых?
А. Бело-сине-красный;
Б. Черно-жёлто-белый;
В. Красный
Ответ: Б (слайд № 14)
-
Какие флаги принято считать официальными флагами РФ?
А. Андреевский флаг;
Б. Штандарт Президента РФ;
В. Знамя Победы
Ответ: А, Б, В.
Конкурсы и задания от музы Полигимнии:
Муза Полигимния: - Гимн есть у каждого государства. Подобно гербу и флагу, гимн - официальный символ каждого независимого государства. Национальный гимн - это торжественная песнь для всего народа целой страны. Он не знает сословных различий. Он объединяет нацию, кроме того, он является визитной карточкой государства в сношениях с другими странами.
До эпохи Петра I гимнов как таковых в России не было. Торжественные церемонии происходили под церковные песнопения. У нашего государства за годы его существования было несколько гимнов. Моё задание будет состоять в следующем - прослушайте музыкальные отрывки, и определите, какой гимн звучит?
Ответ:
-
Преображенский марш времен Петра I
-
«Боже, царя храни!»
-
«Интернационал»
-
Советские гимны 1943г, 1977 г.
-
«Патриотическая песня» Глинки
-
Современный гимн РФ
Викторина от музы Полигимнии:
1. Авторы музыки и текста современного гимна РФ :
А. А.Александров, С.Михалков, Г.Эль-Регистан;
Б. М.Глинка и В.Жуковский;
В. А.Александров, С.Михалков
Ответ: В
-
Гимн РФ начинается словами:
А. Союз нерушимый республик свободных…;
Б. Россия - священная наша держава…;
В. Вставай, проклятьем заклеймённыё, весь мир голодных и рабов…
Ответ: Б
Викторина от баронессы Хронологии:
1.Двуглавый орел как символ московского князя появился в России:
А. в 1357 г.;
Б. в 1497 г.;
В. в 1547 г.
Ответ: Б
2. Указ, в соответствии с которым двуглавый орёл вновь стал символом России, был издан:
А. 30 ноября 1985 г. М.С.Горбачёвым;
Б. 30 ноября 1993 г. Б.Н.Ельциным;
В. 30 ноября 2001 г. В.В.Путиным;
Ответ: Б
3. Когда на гербе Российской империи появляются три короны?
А. в 1465 г;
Б. в 1625 г;
В. в 1995 г.
Ответ: Б
4. Когда был утверждён современный флаг РФ ?
А. 25 декабря 1991 г.;
Б. 25 декабря 1993 г.;
В. 25 декабря 2000 г.
Ответ: В
5. Когда в России отмечают праздник - День государственного флага?
А. 12 июня;
Б. 12 декабря;
В. 22 августа.
Ответ: В
6. В каком году была написана мелодия нашего гимна?
А. 1943 г.;
Б. 1977 г.;
В. 2003 г.
Ответ: А
7. Сколько времени звучит утром гимн по радио?
А. 1 мин;
Б. 1 мин. 19 сек.;
В. 3 мин. 22 сек.
Ответ: Б
Викторина от мадмуазель Сфрагистика:
-
На печатях какого царя крылья орла поднимаются вверх, а в его лапах появляется скипетр и держава?
А. Алексея Михайловича;
Б. Пётр I;
В. Борис Годунов.
Ответ: А
2. Какое мифологическое животное использовалось на личных печатях Ивана Грозного?
А. Единорог;
Б. Двуглавый орёл;
В. Дракон.
Ответ: А
Пояснение:
Единорог - мифическое животное, которое походило на коня, иногда с львиным хвостом и с рогом, растущим изо лба. Единороги присутствовали в гербе Шотландии, Британии. Это был христианский символ чистоты и девственности, он олицетворял Иисуса Христа и Деву Марию. Единорог был личным символом Ивана Грозного. Печати с изображением единорога Иван Грозный использовал при подписании международных договоров.
Викторина от леди Нумизматики:
-
Где чаще всего используется герб РФ?
Ответ: на монетах
-
На монете какого достоинства впервые Центробанк напечатал российский герб?
Ответ: 1 рубль
Фальсификация: - О, как много нового и интересного я сегодня узнала! Можно и я проведу свой конкурс?
Королева История: - Конечно.
Фальсификация: - Найдите ошибки на фотографиях
Ответ:
1 фото - полоски на российском флаге расположены не в той последовательности
2 фото - государственный флаг должен располагаться выше регионального.
Королева История: - Команды подготовили домашнее задание, которые сейчас и представят на суд жюри.
(выступления команд)
Королева История:- На этом наши задания исчерпаны . Я благодарю всех за участие. Осталось только узнать результаты
конкурса. (подведение итогов)