Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: «Его Величество – Хлеб!»

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности


Тема: « Его Величество - Хлеб!»


Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»

Автор: Полынская Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №8п.г.т. Алексеевка
г.о. Кинель Самарской области









2015 год

5 класс

Цель: содействие духовно-нравственному развитию учащихся; расширение знаний детей о хлебе.

Задачи:
-пополнять знания детей о том, каким образом на наших столах появляется хлеб;

- развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения;

- воспитывать патриотизм, уважение к людям труда.

Используемые технологии: информационная, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Методы : словесные, наглядные, практические

Оборудование: проектор, компьютер.

Используемая литература:

1.Алликметс К.П.,А.А. Метса .Поговорим...поспорим.../ Ленинград, «Просвещение», 1991
2.Ефремова Т.Ф. Новый толково - словообразовательный словарь русского языка
3.Кармазин В. «Наш хлеб»/ Москва, Правда, 1986
4.Литература. Учебник хрестоматия для 5, 6 классы / Москва, «Просвещение»,2004
5.Ожегов С. И. Словарь русского языка./ Москва, «Русский язык», 1986
6.Яковлева М., Березовская Л. Грамм хлеба/ Москва, «Мир музея»,1997
7. Интернет-ресурсы kkre-27.narod.ru/zykina.htm
8. Библия.




Учитель. Бесспорно, каждый человек знает, что хлеб требует уважительного отношения. Но, к сожалению, не все относятся к хлебу с уважением. Давайте сегодня поговорим о хлебе.

Ребята, как вы думаете, что означает слово «насущный»?( ответы детей) Правильно, «насущный - имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый»

Хлеб - гениальное изобретение человечества. У него нет, и не может быть, конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнения с хлебом.

Но это не только продукт питания. Это символ родной земли, труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью люди до сих пор встречают и провожают дорогого и любимого человека.
Ребята, а что такое хлеб? (этимология и толкование слова)

1 Ученик. Что же такое хлеб? Известно ли нам что-либо о происхождении слова «хлеб», его этимологии?

За ответом обратилась к словарю. Вот как объясняет это слово «Новый толково - словообразовательный словарь» Т.Ф.Ефремовой:

ХЛЕБ

Продукт, выпекаемый из муки.

Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.).

Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий.

Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки.

Пропитание, пища. // перен. содержание, иждивение.

перен. средства к существованию; заработок. // Самое нужное, самое существенное для жизни.

перен. основной пищевой продукт какой-либо страны, местности

По мнению ученых, слово хлеб восходит к праславянской форме *хлѣбъ, о происхождении которой существует несколько противоречивых версий. Допускается, что слово имеет общее происхождение с германским (*hlaiƀaz), балтийскими (лит. *kliepas - «коврига хлеба» и лтш. *klaips) и латинскими (*libum - «пирог, лепешка»). На основании характера произношения (интонации) предполагается более вероятным заимствование из германского праязыка, либо из какого-либо раннегерманского наречия, (например из готского языка - *hlaifs). Также популярна версия об Урало-Алтайском происхождении слова. Существует также версия о древнекитайском происхождении (др. кит. *glip - «рисовые зерна»).

Происхождение слова «хлеб» точно не установлено; предположительно, оно праславянского происхождения.

Учитель. Из истории хлебопечения.

Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, именно в те далекие доисторические времена человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшениц, ржи, овса, ячменя.

2 ученик. В эпоху мезолита человек начал использовать в пищу сырые зерна, замоченные предварительно в воде. Несколько позже человек научился раздроблять зерна, а потом перед дроблением поджаривать их.

В раннем неолите была изобретена каменная зернотерка. Вот тогда и появился в пище человека печеный хлеб. Это были пресные лепешки.

«6 - 5 тысяч лет назад в Древнем Египте был открыт способ приготовления хлеба из кислого теста. Кислое тесто, то есть разрыхленное молочно - кислыми бактериями, в результате жизнедеятельности которых возникает великолепный вкус и аромат хлеба, люди научились готовить не сразу.

Способ, по преданию, был открыт так. По недосмотру раба подкисло тесто. Он, боясь наказания, все-таки испек лепешки - и заслужил похвалу, так как они оказались вкуснее и румянее тех, что готовились раньше».

Древнегреческий поэт Гомер, описывая трапезы своих героев, рассказывает, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом, ели его отдельно от мяса. Тот, кто умел печь хлеб, в древности был в почете. «В Древней Греции существовали специальные школы пекарей. У суровых спартанцев хлеб считался роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях. Почтение к хлебу проявилось в том, что 2 тысячи лет назад в Риме был воздвигнут памятник- монумент пекарю Марку-Вергилию Эврисаксу, снабжавшему хлебом почти весь Рим.»

На Руси искусством хлебопечения владели с незапамятных времен. Путешественник Ибрагим ибн Якуб, посетивший в середине 10 века славянские земли, писал, что «здесь сеют в два времени года, летом и весною, пожинают две жатвы». Таким образом, уже тогда наши предки знали не только яровые, но и озимые культуры.

Вместе с пшеницей, как сорняк, пришла и рожь, которая в северной лесной полосе оказалась более урожайной и надежной. Так появился черный хлеб.

« Матушка- рожь кормит всех сплошь, а пшеничка с разбором»- говорили в народе. Долгие века пшеничный калач служил лишь праздничным дополнением к добротному ржаному караваю. Белый хлеб ели изредка, и в основном зажиточные слои населения в городах. Поэтому белый хлеб стал называться булкой (от французского слова «boule», что значит «круглый, как шар»). Первоначально белый хлеб выпекали только французские и немецкие пекари-булочники.

Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»рисунок 1.

В наши дни одинаково пользуются спросом как белый, так и черный хлеб.

Итак, способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт 6-5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

В Древней Греции хлеб считался роскошью, пекари были в большом почете.

Пшеничный хлеб на Руси считался праздничным кушаньем для простых людей.

Учитель: Как хлеб используется в богослужении.
Ребята, вы знаете, что Хлеб в Церкви - символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни». Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
И ещё хлеб - символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9)
А вы знаете, как хлеб используется в богослужении?

3 ученик: Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать.
Он не понимал грамоты и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился Богу, со слезами прося вразумить и научить его. Однажды, когда отец послал искать его разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел черноризца, святого старца, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, что он хочет. Варфоломей попросил старца помолиться, чтобы он понял грамоту. Подняв руки и очи к небу, старец вознес молитву, а затем дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В житии пишется, что старец дал кусочек просфоры со словами, что дается знамение благодати Божией.
Просфора - это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки - для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, во время которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия.
Учитель: В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится».
Ученик: Все мы хоть раз в жизни на одном из важных праздников всех христиан ели пасхальный хлеб. Оказывается в Центральной России и на севере основное название - «кулич», а пасхой называют блюдо из творога в виде усечённой пирамидки. Не все это знают. Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»

рисунок 3Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»

Кулич - пряный дрожжевой хлеб с добавлением большого количества орехов, изюма и цукатов. Прототипом этого вида выпечки является одна из просфор, используемых в богослужебной практике, кулич - ее домашний вариант.Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»

Из творога, масла и изюма готовят блюдо, которое так и называется пасха. Ее делают в форме пирамиды, которая символизирует гробницу, где был похоронен Христос.

Рисунок 4

Учитель. Хлеб войны и мира.

В нашей стране выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, кореньев, желудей, семян лебеды. Никто из нас не должен оставаться равнодушным, читая исторические документы, статьи в газетах или слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о хлебе.

4 ученик. Все - для фронта, все - для победы!

«Никогда глыба золота не перевесит крошку хлеба». Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно-технические работники получали по 250г, а остальные жители - всего по 125г хлеба.

В музеях ВОВ и сейчас хранятся те суточные 125 граммов хлеба.
Сто граммов с четвертью стали завтраком, обедом и ужином в ноябре 1941, когда были установлены минимальные нормы обеспечения хлебом населения. По воспоминаниям блокадников, хлеб на вид был белый, а на вкус - горьковато-травянистый. В качестве компонентов при выпечке использовали около 50% муки, мучную пыль, обойную пыль, жмых и даже целлюлозу, не усваивающуюся организмом. Основные ингредиенты блокадного хлеба - это подсолнечный жмых и пищевая целлюлоза. Жмых - это семечки, раздавленные вместе с кожурой. И чем дольше продолжалась блокада, тем меньше на складах оставалось муки и тем больше жмыха и целлюлозы приходилось добавлять в хлеб. «На вкус такой хлеб чуть солоноватый. Соли добавляли больше для того, чтобы в тесто можно было налить больше воды и увеличить общий объем хлебной массы. Именно поэтому блокадники просили выдавать им их норму черствыми кусками. Ведь в черствых кусках меньше воды и больше хлеба.»
И все-таки этот хлеб помог ленинградцам выстоять!

Во время войны в деревнях остались лишь старики, женщины, дети. Стране, фронту нужен был хлеб. И люди самоотверженно трудились.

5 ученик.

... «Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить её и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н.А.Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскалённую печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Николай Антонович Лобода за свой подвиг был награждён боевым орденом». рисунок 5. Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!» рири 2.школьника")
«...Около 650 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если бы я могла дать его тогда…»

«При сытости помни голод», - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать.

На самом деле, наши родители и учителя стараются привить нам это уважение. А пожилые люди до сих пор испытывают перед хлебом благоговейный трепет - цену ему они знают еще со времен Великой Отечественной войны.

А как воевали солдаты? Пусть никому и никогда больше не придется есть такой хлеб! Думаю, что все люди нашей страны не должны терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

6 ученик. Отношение людей к хлебу сегодня

«Хлеб дороже золота», - гласит народная мудрость.

Кто из нас, если честно, сможет сказать, что ни разу в жизни не выбросил засохший или заплесневелый кусок хлеба? В старину такие поступки называли святотатством, надругательством над святыней.

Возможно, горожане редко видят, как выращивается и собирается урожай, сколько труда и надежд вкладывают в него земледельцы. А многие просто не знают, куда девать черствый хлеб.

«Раньше хлеб резал самый уважаемый член семьи: отец, мать, старший из детей. Делалось это старательно, не так, как сейчас режут, а прислонив хлеб к груди и всегда стоя, со строгостью на лице, собирая крошки в ладонь.

У казахов хлеб резали на белой скатерти, крошки ссыпали в пиалу, заливали молоком и давали детям.

С давних времен до наших дней донесли туркмены особое отношение к хлебу. Чурек не принято резать ножом, только ломать. Неуважением считается класть хлеб лицевой стороной вниз, старый человек непременно его перевернет. Если уронил под ноги кусочек чурека, подними и поцелуй, как бы извиняясь перед ним...» Дорогих гостей встречают хлебом- солью.

Но не все знают, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научиться уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы наше и последующие поколения не росли невеждами, чтобы для них со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует помнить и о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
7 ученик. Профессии, связанные с хлебопечением

Многие люди, выбрасывая кусок хлеба в мусорное ведро, возможно, рассуждают так: цена этой засохшей корке невелика, от этого ни я, ни государство не разбогатеет. Это ошибочное рассуждение. Высшим напряжением сил платят люди разных профессий за то, чтобы мы с вами в любое время могли приобрести буханку хлеба в магазине.

Предлагаю ребятам познакомиться с профессиями тех людей, от которых зависит вкус хлеба. Все они называются хлеборобами.

Агроном - изучает особенности климата, историю земледелия в своей зоне, определяет сроки сева.

Сельские механизаторы: тракторист, комбайнер, шофер.

Они вспашут и разрыхлят почву, удобрят ее, положат семена в землю, скосят колосья и обмолотят их, свезут зерно на тока, хранилища и элеваторы, чтобы потом его превратили в муку или крупу.

Мукомол - общее название нескольких профессий людей, занимающихся очисткой, сортировкой, кондиционированием, помолом зерна.

Пекари - отвечают за три отдельных технологических процесса: замешивание теста, его разрыхление или брожение и выпечку.

Кроме названных, в процессе хлебопечения задействованы инженеры, технологи, контролеры, продавцы, кассиры, уборщики помещений, сторожа и другие представители более узких специальностей и другие…

Учитель. Хлеб в произведениях фольклора.

Хлеб воспет в народных песнях, прославлен в пословицах и поговорках, он является «героем» многих сказок и былин.

Любому малышу знаком хитроумный Колобок из одноименной сказки, пирожки, которые хотел съесть Медведь из сказки «Маша и Медведь»... А какая чудесная музыка, стихотворный ритм слышится в описании труда царевны-лягушки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам - города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие».

Сказки многих народов мира объединяют поучительные примеры, связанные с трудолюбием, уважением к старшим, заботой о хлебе насущном. Приведем примеры :

8 ученик.
«Старый отец» (белорусская сказка)

В давние времена был принят такой обычай среди людей: когда отец старел, завозил его сын в глухую пущу да и оставлял там.
Вот однажды случилось так. Сын повез отца в пущу. Конечно, было жаль ему отца - да ничего не поделаешь, таков обычай! Едет сын невеселый, а отец и молвит ему:

- Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:

- Нет, батька, не брошу. Но чтобы люди не прознали, вот что сделаю. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной каморе держать, чтоб никто не видел. Так сын и сделал. Когда ночь наступила, он привез из пущи отца и спрятал его. Но случилось несчастье - град все жито побил, грозил голод. Пришел сын к отцу, жалуется:

- Что делать? Не посеем жита - в будущем году без хлеба останемся.

Ему отец говорит:

- Нет, сынок, без хлеба мы не будем. Слушай меня. Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл. Сними стреху, обмолоти - и будет у тебя зерно на посев.

Сын так и сделал. Диву даются соседи, откуда это он зерно достал? А сын молчит.

Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную каморку и рассказывает про беду свою: " Придется с голоду помирать"…

- Нет, - отвечает отец, - с голоду мы не помрем. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, закопал я немного денег на черный день.

Обрадовался сын, нашел отцовы деньги, купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и своим соседям занимает. Вот как-то раз они и спрашивают у него:

- Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь?

Признался сын:

- Отец, - говорит, - кормит меня.

- Как же так? - удивляются соседи. - Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!

- Нет, - говорит сын, - не стал я делать, как вы. Оставил я отца у себя век доживать. И когда пришла беда, отец помог мне и хлеба посеять, и семью от голода спасти. У старых людей ума больше, чем у молодых.
С той поры перестали сыновья отцов своих в пущу отвозить, и было принято отцов своих под старость уважать да кормить.

В сказке показано, как сын, не последовав дикому обычаю и сохранив жизнь отцу, был вознагражден. И наградой этой стал урожай хлеба, который помог избежать голода. Сказка учит нас самостоятельности в принятии решений, уважительному отношению к старшим, у которых «ума больше, чем у молодых» и которые лучше молодых знают истинную цену хлебу.

9 ученик.

«Ленивая девочка» (башкирская сказка)
Жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела.

Пришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.

- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Так они и не посеяли ничего весной.

Настала осень. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Пришлось им голодать.

Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:

- Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.
Соседка ушла, бабушка говорит внучке:

- Внучка, сходи, принеси проса!

А внучка отвечает:

- Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…

Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в поле на работу.

- Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. - Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?

- Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.

В сказке осуждается лень, легкомыслие и беспечность девочки. Этих качеств не должно быть у земледельца, иначе урожая не видать. Своим бездельем девочка обрекает себя и немощную бабушку на голод и только после этого понимает, что хлеб сеять необходимо.

Учитель. Одна из самых древних форм устного творчества - это притча, повествование с поучительным смыслом, которых много в Библии, Коране и Евангелие. В притче описывается некая ситуация, случай из жизни, но вывод из рассказанного должен сделать сам слушатель. Многие притчи, как и сказки, связаны с трудом хлебороба, мечтой о богатом урожае. Они учат нас разумному и бережному отношению к хлебу, великодушному умению поделиться с ближними.

Рассмотрим и сопоставим две притчи «Сны и кусок хлеба» (суфийская притча) и «Хороший урожай» (христианская притча).

Сны и кусок хлеба (суфийская притча)

Три человека однажды встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-дружески делили лишения и радости пути.

Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них должны достаться хлеб и вода. И никто из них не желал уступить другим. Решили было разделить всё поровну, но это им не удалось.
Один из них предложил: «Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над нами».
Его товарищи согласились с ним и заснули. Наутро друзья проснулись, и первый стал рассказывать: «Приснилось мне, что я был перемещен в столь совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык. Там я встретил мудреца, который сказал мне: «Эта еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена подвигами, достойными восхищения».
- Как странно, - сказал другой путник, - ведь когда я заснул, то я в самом деле увидел своё прошлое и будущее, и в будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: «Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и ученее их».

Третий путешественник сказал: «Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить всё это, что я тут же и сделал».

Хороший урожай (христианская притча)

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собою: Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю - сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.» Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лк. 12:16-21)

(Ответы детей )В первой притче противопоставлены неуступчивость, глупость - с одной стороны, и хитрость, сообразительность - с другой. Однако третий путник поступает не по-товарищески: он съел последний хлеб и выпил всю воду один, не заботясь о других. Вторая притча осуждает человеческую жадность: ведь человек был богат, имел хороший урожай, но ему было все равно мало. Притча учит нас умению ценить то, что мы имеем, не мечтать об излишнем.

Учитель. Примечательно, что в обеих притчах главной ценностью для людей является хлеб.

О значимости хлеба в жизни людей, нелегком труде земледельца, приметах, своевременной уборке урожая в народе сложено много пословиц и поговорок. В ходе опроса названы следующие:

- Хлеб - всему голова.

- Хлеб дороже золота.

- Красна изба углами, а печь - пирогами

Пословиц и поговорок о хлебе в русском фольклоре - огромное количество. Ребята, назовите пословицы и поговорки, какие вы знаете.

А какие приметы, связанные с хлебом вы знаете?

( Ответы ребят) Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.
«При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!» Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: «полнолунный хлеб» растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось - «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.»

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Учитель. Хлеб в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Об уважительном отношении к хлебу и всему, что связано с ним, свидетельствуют многие произведения художественной литературы разных стран.

«Образ» хлеба достаточно популярен в произведениях русских писателей и поэтов.

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Природа часто изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с землей.

Русские поэты давно заметили и выразили в своих произведениях хозяйское отношение крестьян к земле, их ловкость и сноровку в работе. Н.А. Некрасов в поэме «Мороз, красный нос» с огромным уважением пишет об умелой, ловкой, домовитой русской женщине.

Русские поэты верили в то, что духовное богатство хлебопашца, хозяина своей родной земли, будет приумножено.

Красотой родных полей, засеянных рожью, восхищался А.А. Фет.

В стихотворении Ф.И. Тютчева нарисована картина приближающейся грозы: «принахмурилась земля», «синей молнии струя», «вихрем пыль летит с полей».

Однако, несмотря на ненастье, автор замечает:

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Упоминание о хлебе можно встретить в сказках А.С.Пушкина, балладах В.А.Жуковского, баснях И.А.Крылова, А.Н. Майкова, С.А. Есенина.

В прозаических произведениях хлеб часто изображается как особая ценность для героев, оказавшихся в трудных ситуациях.

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой, описывая нахождение Жилина и Костылина в плену, отмечает то, как кормил их хозяин Абдул: «Хозяин все смеется: - Твоя Иван хорош,- моя Абдул хорош.- А кормил плохо,- только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое». И кто знает, остался бы Жилин в живых, если бы не умница Дина, которая тайком носила пленникам сырные лепешки в рукаве...»

В рассказе И.С.Тургенева «Муму» хлеб упоминается несколько раз, но наиболее ярка и трагична сцена последнего обеда Муму с Герасимом в трактире: «Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья.»

Нельзя не вспомнить эпизод из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»: Валек принес украденные в лавке булки для больной сестры. «Маруся плакала, потому что она была голодна». Страшно подумать, что такое возможно. Поэтому у мальчика «при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, ... заныло сердце».

Хлеб очень ценен и для героев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» - детей-сирот, потерявших друг друга на Блудовом болоте. «Бывало, раньше дома часу не проработает Настенька, чтобы не вспомнился брат... А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у нее, что любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет». А как умна и деликатна Травка, вовремя лизнувшая в щеку отчаявшуюся Настю: «Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла. Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла...».

На страницах автобиографического рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» жизнь героев изображена очень яркими, запоминающимися деталями. Тяжелой была жизнь взрослых, а детям, конечно, недоставало сладостей. Поэтому невероятной роскошью кажется мальчику простой пряник: «Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый- белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба, ешь за столом, иначе худо будет. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял! - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!.. С таким конем сразу почету сколько, внимания!»
10 ученик. В живописи изображение хлеба встречается также довольно часто. Художники всех времен в своих картинах прославляли красоту и величие полей (пейзажи), тружеников - хлеборобов (портреты), составляли необычные и оригинальные композиции хлеба с фруктами, цветами, предметами интерьера (натюрморт) Назовем некоторые из картин: 1.А.Макаренко «Натюрморт с хлебом» Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!» рисунок 6

2.И.Машков «Хлебы»

Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»рисунок 7

3.И.Шишкин «Рожь»

Разработка занятия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Тема: « Его Величество – Хлеб!»рисунок 8

Учитель. Об уважительном отношении к хлебу, о потрясающей силе слов: «Хлеб - всему голова»- заставляют задуматься и музыкальные произведения.
Давайте послушаем в исполнении народной артистки России Людмилы Зыкиной замечательную песню( играет музыка)

1.Песня о хлебе (О. Фельцман - В. Дюков)
1к.Слов о хлебе сказано немало,
Песен про него не перечесть.
Запою и я, чтоб не смолкала
Наша благодарственная песнь.
Припев: Чем угодно можно поступиться,
Золотом червонным пренебречь.
Только хлеба каждую крупицу
Сердце повелело нам беречь
2 к. Он в домах у нас посланцем добрым
Нив зеленых, солнца и труда.
Пусть на свете дело хлебороба
Остается главным навсегда…

Учитель: Народная мудрость гласит: «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба».
Всех приглашаем за стол ( к чаю предложены ребятам булочки, пироги, блины, хлеб)

Спасибо всем за внимание.


© 2010-2022