Выступление на заседании ШМО: «Проблемно-диалоговое обучение как необходимое условие реализации образовательной модели «Школа-2100»

 «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» .  М.М. Бахтин.          Технология проблемного диалога - это  ключ  к  успеху  в педагогической  профессии. Технология  отвечает  на вопрос  как  учить  и позволяет  заменить  урок  объяснения  нового  материала  уроком   « открытия» знаний. Третий год я работаю  УМК ОС «Школа 2100». Эта программа обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение з...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 49















Выступление на заседании ШМО:

«Проблемно-диалоговое обучение как

необходимое условие реализации образовательной модели «Школа-2100».





Учитель: Веневцева Е. А.





(Слайд №1,2)

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» . М.М. Бахтин.

Технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком « открытия» знаний.

Третий год я работаю УМК ОС «Школа 2100». Эта программа обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Она построена на диалоге с ребенком. Эта программа развивающего обучения. В ней я реализую технологии проблемно - диалогического обучения.

В самом определении «проблемно-диалогическое» обучение первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

1) постановка учебной проблемы

2) поиск её решения.

(Слайд №3)

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Учебная проблема существует в 2 формах:

1) Как тема урока

2) Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

(Слайд №4)

Следовательно, поставить учебную проблему - это значит помочь ученикам сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

(Слайд №5)

В своей работе я использую 3 метода постановки учебной проблемы:

(Слайд №6)

1.побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2.подводящий к теме диалог;

3.сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог .

( Слайд №7)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Для этого я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

(Слайд №8)

Например:

Прием1. Что удивило? Что интересного заметили?

Прием2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили?

Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос - начинает работать мышление. Нет удивления - нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» я создала проблемную ситуацию на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.

рдц стн здн вст

(рц) (сн) (зн) (вт)

Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.

Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука? Что вас удивило?

Дети. - Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.

Учитель. - А почему могут слышаться два звука?

Дети. - Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.

Учитель. - А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?

Дети. - Эта буква звука не обозначает.

Учитель. - А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)

- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)

- Если мы что - нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)

-А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)

Учитель. - Над чем сегодня мы будем работать на уроке? Какова будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?

Дети. - Непроизносимые согласные. Научимся писать слова с непроизносимыми согласными.

Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. Я применила для детей приём создания проблемной ситуации - одновременное предъявление противоречивых фактов, а затем с помощью побуждающего диалога побудила к формулированию проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует последовательного осуществления 4 педагогических действия:

( Слайд №10)

1. создание проблемной ситуации;

2.побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. побуждение к формулированию учебной проблемы;

4. принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Особенности побуждающего диалога на уроках окружающего мира, русского языка, математики.

На уроках окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением. ( Слайд №11,12,13)

Их я организую разными приемами:

1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

3) организую ситуацию на противоречии житейского представления уч-ся и научного факта; и др.

В любом случае возникает проблемная ситуация, а дальше -побуждающий диалог. Основная задача уроков окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая технология проблемно-диалогического обучения помогает вовлечь в беседу всех уч-ся, научить их делиться своим опытом, наблюдениями из жизни. Этапы урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока , а далее побуждающий диалог, первичное закрепление нового знания, практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний, систематизация и повторение, подведение итогов.

Для уроков русского языка и математики наиболее часто используется проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале ( напиши или реши то, что только будем изучать.) Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная с разбросом мнений побуждающий диалог звучит так:» Задание было одно? А как вы его выполнили? Чего мы еще не знаем?»

На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением и поэтому диалог будет другим: « Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»

Например: Урок математики 3 класс «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»

(Слайд №14)

1.Вычисли. / Создание проблемной ситуации /

426 + 231 420 + 80 380 + 50 531 + 19

678 - 345 500 - 60 410 - 30 534 - 19

/ побуждение к осознанию противоречия /

- Справился ли ты с заданием полностью? (нет)

-Умеешь ли ты делать все эти вычисления? (нет)

- В чём затруднения? (не умею вычислять устно примеры 4 столбика)

- Почему ты не справился с решением примеров 4 столбика? (не умею + и - трехзначные числа с переходом через разряд)

/ побуждение к формулированию проблемы /

Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

(должны научиться решать эти трудные примеры)

/Тема урока сформулирована./

- Каким способом будем вычислять эти примеры?

/ выдвижение гипотез учащимися /

- Можно сложить сначала единицы, затем десятки, а потом сотни.

- Можно к числу 531 + сначала десятки, а потом единицы

- Наверно, можно сложить эти два числа в столбик, как раньше оформляли сложение двухзначных чисел?

Очень хорошо, принимаю все ваши версии.

- Какая будет тема урока? /«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик» /

Теперь давайте проверим по учебнику. Итак, тема определена верна. Проверим выдвинутые вами версии по решению примеров 4 столбика.

В учебнике есть текст со знаком «!»

Если трудно сложить или вычесть трёхзначные числа, то действия выполняются в столбик так же, как при сложении и вычитании двузначных чисел.

Действительно, вы были правы, выдвигая такую версию.

Этот выделенный текст (правило) и есть то новое знание, которое поможет вам в решении примеров 4 столбика.

Следующий метод учебной проблемы - подводящий диалог.

( Слайд №15)

Подводящий диалог представляет собой систему посильных для учащихся вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.

В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий:

( Слайд №16)

1.репродуктивные( вспомнить и выполнить по образцу),

2. мыслительные(на анализ, сравнение, обобщение).

Все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы уч-ся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все ли согласны с ответом предыдущего ученика?». Подводящий к теме диалог развивает речь уч-ся и логическое мышление. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока.

( Слайд №17)

Пример: Математика. Тема: « Отношения больше, меньше». На доске начерчены квадраты, треугольники, круги.

- Разбейте фигуры на группы по форме.

- Давайте узнаем, поровну у нас кругов и треугольников или нет. Как это сделать?

(Положить круги на треугольники или соединить их линиями. Кругов и треугольников поровну.)

-Поровну у нас ли квадратов и треугольников? (Нет)

- На сколько больше квадратов, чем треугольников? (Квадратов больше, чем треугольников, на 2.)

-На сколько меньше треугольников, чем квадратов? (Треугольников меньше, чем квадратов, на 2.)

- Скажите, а квадратов и кругов поровну или нет? Попробуйте ответить на этот вопрос, не пересчитывая фигуры и не накладывая их друг на друга. (Раз кругов и треугольников поровну, а квадратов и треугольников поровну, значит, квадратов и кругов поровну.)

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? ( Сравнение группы предметов)


Сообщение с мотивирующим приемом.

( Слайд № 18)

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том , что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приема. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из худ. литер., случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни.

( Слайд №19)

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы уч-ся, лично каждого.

Например: Математика. Тема урока: « Число 3. Цифра 3»

Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать, Сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда люди считали « один, два, много», то после двух было « все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало « все». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах, и в сказках. Сегодня мы с вами тоже познакомимся с числом 3.

Таким образом учебную проблему можно ставить 3 методами.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2. Подводящий к теме диалог.

3.Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроке.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности учеников, а следовательно в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает творческую деятельность уч-ков и развивает их речь, творческие способности.

Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь уч-ся.

При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге обычно формируется тема урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов , переходим к организации поиска решения.

( Слайд №20)

2- звено

Поиск решения проблемы

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Подведение к знанию диалог

( Слайд №21)

На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Что происходит на традиционном уроке? Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, то есть до сообщения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом, традиционный урок - это урок бесконечного учительского монолога "Я говорю - ты молчишь". Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. "Ты словечко, я словечко" .

Но урок - это не только методы. Есть ещё формы и средства обучения. Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы. Традиционный урок всегда фронтален. Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. Проблемно - диалогическая технология помогает мне использовать задания учебника для организации фронтальной, групповой, индивидуальных форм обучения. Сформулированные задания в учебнике позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, при поиске решения проблемы, закреплении.

В своей работе я систематически использую 3 вида диалога:

А) диалог в большой группе (учитель - ученики);

Б) диалог в небольшой группе (ученик - ученики);

В) диалог в паре (ученик - ученик)

Уроки, связанные с приобретением нового знания или умения, я строю на основе диалога учителя с классом. При этом использую диалог, организованный на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер.

( Слайд №22,23)

Так например, по математике я все уроки открытия нового знания строю на основе подводящего диалога, при этом структура каждого такого урока соотнесена со следующей схемой построения урока:

  • этап актуализации знаний (с соответствующей системой заданий);

  • этап формулирования темы и целей урока на основании осознанного детьми противоречия (в результате созданной мной проблемной ситуации );

  • этап первичного закрепления нового и первичной рефлексии;

  • этап самостоятельной работы и развёрнутой рефлексии, ориентированной на осознание индивидуального уровня учебных достижений;

  • этап дифференцированного развития учебных умений (с соответствующей системой заданий на трёх уровнях сложности).

При изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4Х6, 20Х3, 9Х 8, 10Х 6 и т. д. Последним был о выражение 14Х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Учитель. - Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети. - Мы такие ещё не решали.

Учитель. - В чём затруднение?

Дети. - Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель. - Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети. - Научиться умножать двузначное число на однозначное.

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального разрыва»

Поиск решения проблемы осуществляется работой в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.

Учитель: - Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).

Дети: - Который основан на знании таблицы умножения. (Были и другие варианты).

Учитель: - Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14х6?

Дети: - 10х6=60 и 4х6=24. 60+24=84

Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.

1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)

2. Записываю новое выражение. (10+4) х 6

3. Умножаю десятки на число. 10х6

4. Умножаю единицы на число. 4х6

5. Складываю произведения. 10х6+4х6

6. Нахожу результат. 60+24=84

Новое открыто!

Затем подвожу к реализации знания. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.

В результате дети открыли и освоили новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.

Специфика структуры каждого предмета обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности.

Проблемно- диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100», создаёт для ребёнка ситуацию успеха, радости, удовлетворении, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.

Проблемный урок создаёт ситуацию успеха ученика на уроке. Я обучаю учащихся решать проблемные ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом учащиеся испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их выполнить конкретную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Я учу детей задавать вопросы, выдвигать гипотезы, задавать темы и цели урока самостоятельно.

Например: 3класс, литературное чтение. Тема: «Введение в раздел «Необычная школа». Фрагмент из книги Э.Успенского « Школа клоунов». Задаю детям вопросы:

- Как называется раздел нашего учебника? / «Уроки и переменки» /. Рассмотрите иллюстрации к нему, содержание. Предположите, какими будут по характеру произведения? О чём будем читать? Я считаю, что это будут смешные и грустные истории про школу? А как считаете вы? Кто будут главные герои? Как догадались? Почему же так решили? Какие по жанру произведения здесь собраны?

После прочтения авторской статьи к вступлению снова задаю вопросы:

- О какой школе мечтала Настя? Ваши предположения. А как вы считаете ,возможно, чтобы в школе на протяжении всего урока можно было смеяться, разговаривать, играть? Что из этого получится? А какой тогда найти выход? (предположения детей) В чём проблема? / Как сделать так, чтобы учиться было весело и интересно./ Где можно найти ответ на этот вопрос? / В произведении Э. Успенского / Какова будет тема урока? / ( «Школа клоунов» Э. Успенского) / Чему будем учиться на уроке? / Принимаю все версии, выбираем самую верную /

Необходимые условия для ситуации успеха мною были созданы - подводящий диалог. Учащиеся самостоятельно определили тему, цели урока. В процессе диалога у них формировались компетентности в общении, в познавательной деятельности, компетентности саморазвития (УУД)

( Слайд №24)

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам. Приведу пример фрагмента урока русского языка по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании». На одном этапе урока использовала мотивацию на основе рефлексии. После актуализации знаний и определения темы урока предложила работу в группах.

1-я группа будет работать над безударными гласными в приставке;

2-я группа - в корне;

3-я группа - в окончании существительных.

- Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова чаще всего вызывает затруднение, или в какой части слова часто бывают ошибки. На столах выставлены таблички с названиями групп: «Приставка», « Корень», «Окончание».

- Определите группу, в которой будете работать.

- Обсудите правила работы в группе.

1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2. Выслушать мнение каждого.

3. Найти общее решение.

4. Выбрать выступающего.

- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы.

Затем учащиеся работают с текстами, ищут в нём нужную орфограмму. Работают, применяя алгоритм проверки безударных гласных. Задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах.

Работая по программе « Школа 2100», я активно включаю в свою работу проблемный диалог.

( Слайд №25)

Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.

© 2010-2022