Статья Рекомендации преподавателям по организации уроков с учетом психофизиологических особенностей обучающихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»




Статья Рекомендации преподавателям по организации уроков с учетом психофизиологических особенностей обучающихся















Рекомендации педагогам

по организации уроков с учетом психофизиологических особенностей

обучающихся





Воспитатель

(с функционалом классного руководителя): Удовиченко О.Ф.

Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся на успешность учебной деятельности

Школьная неуспеваемость с точки зрения психологии обусловлена рядом внешних и внутренних факторов:

  1. Неравномерное созревание мозговых зон.

  2. Недостаточная зрелость психических процессов.

  3. Несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка.

Современный педагог должен обладать различными инструментами изучения обучающихся, так как, опираясь на их психофизиологические особенности, можно достигнуть высоких результатов обучения. Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как: типы репрезентативных систем, ведущее полушарие, типы темперамента, могут оказать ему неоценимую помощь при реализации ФГОС НОО. Педагог, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности обучающегося, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие его личности, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.

Особенности ведущего канала восприятия и обработки информации обучающихся

Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия. В нашем мозгу информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. Модальность, которая используется чаще, чем другие, называется ведущей модальностью. Человек может пользоваться и другими каналами восприятия, но в этом случае ему потребуется приложить дополнительные усилия, которые замедляют процесс усвоения учебной информации.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор.

Эффективность обучения во многом определяется умением педагога передать информацию в доступной форме для обучающегося, а также созданием наиболее благоприятных условий для реализации способности обучающегося воспринимать и перерабатывать получаемую информацию. Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия информации обучающегося.

Рекомендации педагогам по организации уроков с учетом репрезентативной системы обучающихся

Ведущая репрезентативная система

Особенности проявления репрезентативной системы и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе

Визуальная репрезентативная система

Важно: в процессе проведения уроков использовать таблицы, графики, рисунки, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы и презентации.

У визуалов хорошо развито образное мышление. Большое значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу визуалы могут помногу раз переписывать, чтобы было «красиво». На уроках они обычно усидчивы и сосредоточены.

Типы заданий: найти что-то в учебнике, тетради, рассмотреть, сделать вывод, списать с образца. Зрительные диктанты, задания на нахождение ошибок, работа по иллюстрации.

Замечания визуалу необходимо делать на его языке - покачать головой, погрозить пальцем. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать.

Аудиальная репрезентативная система

Важно: устные объяснения преподавателя, сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим. Преподавателю необходимо использовать вариации голоса: громкость, паузы, высоту. Аудиал легко отвлекается на звуки. На уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.

Типы заданий: прочитать вслух задание, сочинить что-либо и рассказать классу, объяснить что-то соседу по парте. Устный счет, слуховые диктанты, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.

Замечания аудиалу необходимо делать на его языке - сказать шёпотом «Ш-ш-ш». Но когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами, то не надо делать замечания - без этого ему трудно справиться с заданием.

Кинестетическая репрезентативная система

Важно: использовать жесты, прикосновения, обязательно давать возможность моторной разрядки (написать на доске, провести физкультминутку и т.п.), так как запоминание материала у кинестетика легче происходит во время движения. Если изучается какая-то справочная информация, кинестетику обязательно надо записать ее самому.

Типы заданий: рисование, моделирование, ролевые игры, работа в группе, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии.

Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Кинестетика нельзя заставлять сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала.

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у обучающегося развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем «репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации. Если преподаватель знает, к какой категории относится обучающийся, то ему легче строить с ним отношения.

Особенности функциональной асимметрии полушарий

головного мозга обучающихся

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Одна из особенностей мозга человека - так называемая функциональная специализация полушарий, то есть правое и левое полушарие мозга у человека выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности. Основа функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека, зависит его индивидуальность, особенности его восприятия.

Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные (доминирование правого полушария), левополушарные (доминирование левого полушария) и равнополушарные (отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий). Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д.

С известной долей условности функциональную активность полушарий можно подразделить так:

Левое полушарие

Правое полушарие

Восприятие

Дискретное (по частям)

Целостное

Аналитико-рассудочное

Эмоционально-чувственное

Речи (смыслового аспекта)

Музыки, а также шумов

Высоких звуков

Низких звуков

Переработка информации

Более медленная

Более быстрая

В понятиях

В образах

Словесно-знаковологически последовательная ориентация в окружающем мире

Интуитивная

Мгновенный, чувственный анализ сложных сигналов

Эмоции

Волнение, чувство наслаждения, счастья

Страх, печаль, гнев, ярость и другие отрицательные эмоции

Преимущественно внутреннего (импрессивного) плана

Преимущественно внешнего (экспрессивного) плана

Сознание

Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами

Центр подсознательных и бессознательных психических процессов

Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды «я»

Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми («мы»)

Речь

Центр языка и речи, знаковых систем

-

Смысловая сторона речи

Интонационная сторона речи

Чтение и счет, письмо, опора на согласие

Мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные

Мышление

Скорее рациональное

Скорее эмоциональное

Абстрактно-логическое, формальное, программируемое

Наглядно-образное, интуитивное, спонтанное

Индукция (выделение частного)

Дедукция (образование общего)

Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами

Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров

Память

На цифры, формулы, слова

Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная

Произвольная

Непроизвольная

Последовательность событий и их вероятностные свойства

Текущее, реальное время, информация о прошлом

Прогноз будущего (экстраполяции)

Интеллект

Вербальный (словесный),

Невербальный

Логический компонент

Интуитивный компонент

Приверженность теории

Приверженность практике

Деятельность

Большая двигательная активность

Меньшая двигательная активность

Ориентация во времени

Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями, чувство тела

Интровертированный (обращенный внутрь) характер общения

Экстравертированный (обращенный наружу) характер общения

Различие между полушариями мозга определяется не столько качественными особенностями воспринимаемого ими материала, сколько стратегией его переработки. Основной отличительной особенностью «правополушарного» - образного мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной обработкой многих, если не всех их параметров. А «левополушарное» мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом, и благодаря этому носит аналитический, а не синтетический характер. Иначе говоря, правое полушарие как бы сразу «схватывает» всю картину мира в целом, левое же формирует её постепенно, из отдельных, тщательно изученных деталей.

«Левополушарные» последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны. Они предпочитают действовать по заранее составленным планам, схемам, трафаретам. «Левополушарные» с трудом перестраивают свои отношения с людьми: им нелегко приноровиться к неисчерпаемому разнообразию человеческих характеров и «неразумности» иных поступков окружающих.

«Правополушарные» - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, а также приходить в состояние гнева и ярости. Часто действуют по настроению, по «велению сердца». Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость. В целом они общительны и контактны.

Рекомендации педагогам по организации уроков с учетом асимметрии полушарий головного мозга обучающихся

Для того чтобы создать ситуацию успеха на уроке, нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. Необходимо создать оптимальные психолого - педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Правополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - левая. Светлая доска - темный мел.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: контекст, связь информации с реальностью, практика, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевые и музыкальные ритмы, работа в группах, схемы, таблицы, карточки, ролевые игры, инсценировки.

Методы проверки: устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы "закрытого" типа (собственный развернутый ответ).

Левополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - правая. Темная доска - светлый мел.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: детали, абстрактно-линейный стиль изложения информации, тишина на уроке, работа в одиночку, многократное повторение, задание на поиск ошибок, задание в символах.

Методы проверки: решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы "закрытого" типа (выбрать готовый вариант ответа).

Математика

Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение.

Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы.

Словесность

Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов.

Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы.

Иностранный язык

Правополушарные. Рационально-логический способ изучения, освоение вокабуляра посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции.

Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение вокабуляра методом "островков", образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей.

Естественные науки

Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм.

Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия.

Ученики с противоположными типами мышления могут реально помочь друг другу. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать ему такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации, сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способом выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

У многих преподавателей возникает вопрос: "Как левополушарный (правополушарный) преподаватель может преподавать правополушарному (левополушарному) обучающемуся?". Ответ очень простой: не надо пытаться изменить свое сознание. Надо с пониманием относиться к трудностям, которые возникают у обучающихся; создавать условия для их успешного обучения и гармоничного развития с учетом психофизиологических особенностей.

Основные психологические характеристики типов темперамента

К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится и темперамент. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде, которые ярко проявляются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи, темпе работы.

Чаще в людях сочетаются черты всех четырех темпераментных типов, один из которых выражен сильнее, а другие - слабее. Однако для правильного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания можно исходить из общей оценки типа темперамента, ориентируясь на его основные характеристики.

Тип темперамента

Свойства нервной системы

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики

Холерик

сильный, неуравновешенный, подвижный тип

энергичность, увлеченность, целеустремленность,

способность к длительной активной работе

горячность, невыдержанность, нетерпеливость

Сангвиник

сильный, уравновешенный, подвижный тип

мобильность, оптимизм, успешность в делах

склонность к зазнайству, легкомысленность, поверхностность

Флегматик

сильный, уравновешенный, инертный тип

устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность

медлительность, невыразительность

неспособность к быстрому переключению

Меланхолик

слабый, неуравновешенный, инертный тип

высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность, способность к сочувствию

быстрая утомляемость, мнительность, ранимость, обидчивость

Существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям действительности. Один из них проявляется в индивидуализации предъявляемых требований к обучающемуся. Зная особенности типов темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог может компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь обучающемуся в полной мере освоить учебный материал. Знание черт темперамента обучающихся позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Рекомендации педагогам по организации уроков с учетом типов темперамента обучающихся

Сангвиник

Особенности деятельности

Рекомендации

Проявляет пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использование индивидуальных приемов.

Воспитывайте настойчивость, целеустремленность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостерегайте его от переоценки себя и своих возможностей.

Учите его быть ответственным.

Холерик

Особенности деятельности

Рекомендации

Проявляет пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использование индивидуальных приемов.

Настойчиво требуйте спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе.

Поощряйте инициативность.

Формируйте у него способность к самоконтролю.

При общении с ним говорите подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

Флегматик

Особенности деятельности

Рекомендации

Предпочитает стереотипные способы действий, пунктуально соблюдает однажды принятый порядок.

Не допускайте потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию. Вовлекайте его в общение, преодолевайте инертность мыслей.

Вызывайте у него эмоциональное отношение к тому, что делают он сам и его товарищи.

Меланхолик

Особенности деятельности

Рекомендации

Готов к выполнению простых действий, меньше устает и раздражается от их повторений, чем другие.

Проявляйте мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с ним.

На уроках чаще спрашивайте, создавая во время ответа спокойную обстановку. Чаще хвалите его, подбадривайте, что способствует укреплению веры в себя.

Учёт преподавателем индивидуальных особенностей обучающихся позволит установить факторы и условия успешного обучения, взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, а также позволит прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

12


© 2010-2022