Классный час Дело в шляпе, - или Ещё раз о жизни (8-9 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 8 классе

Беседа «Дело в шляпе, - или Ёще раз о жизни»

Цель:

• воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за коллектив;

• активизация познавательной деятельности подростков и сплочение классного коллектива.

Оборудование: размноженный для каждого ученика текст теста «Вы лидер?»., листы бумаги и фломастеры, старые газеты, ножницы и клей; аудиозаписи песен о головных уборах.

Предварительная работа:

В классе формируются три команды - две команды игроков (возможно, мальчики и девочки), одна команда - жюри. В команду жюри могут войти и оформители, помощники в проведении конкурсов. Конкурсную программу может провести классный руководитель (ведущий) или лидер класса.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Частенько говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму». А насколько головной убор может помочь нашей жизни - вот в этом мы сейчас и убедимся. Итак..

Музыкальное оформление: «Упала шляпа» («На-на»), «Фуражка» (Т. Овсиенко), «Шаль» (Е. Шаврина), «Белый шарфик» (И. Салтыкова), «Белая панама» (А. Пугачева, «На-на»), «Черный платочек» (Л. Кугина), «Парень в лиловом сомбреро» («Браво») и др.

Головные уборы: ток (женская шляпа без полей), кепи, флюр (накидка налицо), шлем, берет, капор, каска, кепка, кивер (стар, военный), кичка (старинный праздничный замужней женщины), митра (церковный), тиара (восточный, царский), треух, тулья (верхняя часть шляпы), феска (турецкий), чадра, чалма, чепец, шапка, шляпа, эгрет (перо на шляпе), башлык, картуз и т. д.

Командовать сражением буду я! (Надевает офицерскую фуражку.) Чтобы чего-нибудь не прошляпить, назначаю себе помощника - жюри, которое по совместительству будет выполнять функции вычислительной машины. А начинаем мы наше сражение с парада «Головные уборы».

(Ученики представляют свои головные уборы, ведущий распределяет участников в две команды.)

Ведущий: Ну что, команды, собрались с духом перед решающей атакой? Вперед!

Первый конкурс: «Шляпный салон»

Ведущий: В одном городе жил мастер-шляпник. Он делал шляпы, кепки, фуражки и панамы. Однажды это ему надоело: каждый день одно и то же! И он решил изготовить такой головной убор, какого еще никогда не было. Сначала он придумал название головному убору, а потом взялся за работу.

Попробуйте нарисовать то, что изготовил мастер- шляпник. А назывался головной убор так: беретейка (для первой команды), цилилотка (для второй). Вы должны нарисовать и рассказать, кто его носит, для каких целей надевает и т. п.

(Команды выполняют задание.)

Второй конкурс: «Шляпное ателье мод»

Ведущий: Сейчас команды должны применить свою военную хитрость и с помощью шляп представить героя, а соперники должны понять, что это за герой и зачем ему головной убор, так как у этих сказочных персонажей на самом деле головных уборов нет. Итак, придумайте головные уборы для Колобка и Змея Горыныча.

Классный час Дело в шляпе, - или Ещё раз о жизни (8-9 классы)

Третий конкурс: «Изучение шляпной темы»

Ведущий: Пришло время проверить ваши шляпы на прочность.

Я бросаю в эту шляпу тяжелые вопросы, с помощью которых мы и проведем изучение шляпной темы.

(Команды по очереди вытаскивают вопросы, 15 секунд на обдумывание) Вопросы:

Какой головной убор предпочитал носить...

• А. С. Пушкин? (Цилиндр)

• Чарли Чаплин? (Котелок)

• Владимир Маяковский? (Широкополую шляпу)

• Максим Горький? (Фуражку)

• Юрий Лужков? (Кепку)

• Эльдар Рязанов? (Вязаную шапочку)

Из чего папа Карло сделал головной убор Буратино? (Из носка)

Какое государство можно носить на голове? (Панама) Какую шапку нельзя нарисовать? (Невидимку) Хобби Валдиса Пельша? (Каски. Слово «каска» пришло к нам из Испании и обозначает «осколок», «череп», «черепок»).

Головной убор почтальона Печкина? (Шапка-ушанка) Головной убор «Рассеянного с улицы Бассейной»? (Сковорода)

(Команды выполняют задание.)

четвертый конкурс: «Угадай меня по шляпе»

Ведущий: Наше сражение продолжается, и в бой вступает самая тяжелая артиллерия - наши капитаны. Им предлагаем угадать героя по нарисованному головному убору:

- берет (Мурзилка);

- шляпа с пером (Кот в сапогах);

- голубая шляпа с кисточкой (Незнайка);

- колпачок (Буратино);

- красная шапочка (Красная Шапочка);

- шляпа с хвостом (Котенок из «Живой шляпы» Носова);

- треуголка (Барон Мюнхгаузен);

Отвечать не раздумывая. Кто быстрее - тому жетон в шляпу.

(Капитаны команд выполняют задание.)

А теперь давайте познакомимся с «методом шести думательных шляп»

«Метод шести думательных шляп».

Эта интересная методика разработана известным психологом Эдвардом де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп.

Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор - это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами. Мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры и каждый из этих головных уборов, предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

Белая шляпа- факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа- эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа- осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа- преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа- исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа- размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижения программы мышления в данной ситуации.

Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности в данное время волнует детей. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема, или проблема, связанная с деятельностью школы, взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Начнем ее обсуждать последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.Итак попробуем вместе с вами поработать по данной методике. Для этого мне понадобятся 6 добровольцев. Итак вы должны будете примерить на себя эти шляпы.

Первый участник - вам я предлагаю белую шляпу, как я уже говорила - это факты и информация. Какой информацией мы располагаем? Далее Красная шляпа- эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую?

Черная шляпа- здравый смысл. Сработает ли это?

Желтая шляпа- преимущества, выгода. Зачем это делать?

Зеленая шляпа- предложения, новые идеи, альтернатива.

Синяя шляпа- размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.

Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие.


Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче-черные длинные волосы и почти черные глаза. Обаятельна и кокетлива. Она была общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней. Самолюбию девочки был нанесен удар.

Лида, как обычно, встала в 7 утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она думала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план:

«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить» - думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот мама наверняка будет против.

- Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 Марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты еще денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! - возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.

- Ну, мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила.

- Нет! - резко сказал отец. - Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать - будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату!

Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план провалился с треском. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу, и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках - и родители, и Слава.

Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая». Отец станет убиваться: надо было дать ей денег, ну подумаешь - экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.

Одеваем роль: Я не …, я Лида.

Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 5 минут обдумайте свою позицию. Можно сделать записи на листах.

А пока наши «шляпы» размышляют, я хотела бы предложить вам использовать еще одно интересное упражнение, к/е называется «Все равно ты молодец, потому что…» Содержание следующее: детям предлагается встать и в течение 10 секунд двигаться с закрытыми глазами, затем открыть глаза и быстро найти себе партнера. Работа в парах. Первый участник пары начинает со слов «Меня не любят за то, что…». Второй, выслушав, должен отреагировать словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

Итак, наши «шляпы» готовы?

Классный час Дело в шляпе, - или Ещё раз о жизни (8-9 классы)

Итак, белая шляпа - информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.

Красная шляпа- эмоции, чувства. Что я чувствую?

Черная шляпа- здравый смысл. Сработает ли это?

Желтая шляпа- преимущества, выгода. Зачем это делать?

Зеленая шляпа- предложения, новые идеи, альтернатива.

Синяя шляпа- Нужно ли выполнять принятое решение?

Ведущий:

Итак, спасибо за ваше мнение и если можно, то я обобщу все сказанное словами известного американского психолога Анны Анастази: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному - унынием, депрессией, даже самоубийством, либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Согласны ли вы с этими словами?

Т.к. вы согласны, то давайте выработаем алгоритм поведения в сложной ситуации.

Слайды:

1 шаг - Что надо сделать сразу, когда вы чувствуете, что вам тяжело?

(На доске: Остановись! Неужели всему происходящему цена - моя жизнь? Дать оценку событию.)

2 шаг - Кто или что может помочь вам? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями?

(На доске: Ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т.е. все то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.)

3 шаг - Как будем действовать, что предпринимать?

(На доске: Решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…)

4 шаг - Действуй.

Снятие роли: Я не Лида, я …

Спасибо вам за участие.

А сейчас мы все вместе закончим наш тренинг следующим упражнением. Повторяйте за мной.

Познавая себя, я дотянусь до звезд (руки вверх, посмотрели на потолок)

И никогда не упаду так низко (наклонились, руки вниз)

И весь мир откроется для меня (выпрямились, руки в стороны)

И возьмет меня в свои объятия (обнялись с рядом стоящими справа, слева)

« Заповедь» Р. Киплинга

Шабалина Анжела (выразительное чтение стиха, наизусть)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам себе наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них.

Умей прощать и не кажись, прощаясь,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив,

Равно встречать успех и поруганье,

Не забывая, что их голос - лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом

Всё проиграть и нищим стать, как прежде

И никогда не пожалеть о том

. Умей принудить нервы, сердце, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже всё пусто, всё сгорело,

И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями.

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неумолимый бег.

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда мой сын, ты будешь Человек.


© 2010-2022