Доклад Психологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками

Произвол средств массовой информации культивируют грубость, насилие и жесткость в отношении между полами, провоцирует негативное полоролевое поведение старших подростков.   Старший подростковый возраст – это решающий период в формировании личности мужчины и женщины. Он характеризуется переосмыслением взаимоотношений полов, полоролевого поведения как ценности, влияющей на становление женской/мужской индивидуальности старшего подростка, его будущую социальную и семейную жизнь. Существуют учреждени...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Психологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками».

Произвол средств массовой информации культивируют грубость, насилие и жесткость в отношении между полами, провоцирует негативное полоролевое поведение старших подростков.

Старший подростковый возраст - это решающий период в формировании личности мужчины и женщины. Он характеризуется переосмыслением взаимоотношений полов, полоролевого поведения как ценности, влияющей на становление женской/мужской индивидуальности старшего подростка, его будущую социальную и семейную жизнь. Существуют учреждения, дифференцирующие подростков по признаку пола (духовно-нравственная школа для девочек «Славянка». Мужской педагогический лицей); наряду с традиционными предметами вводятся курсы с раздельным обучением (мужской спортивный класс, женский класс со специализацией «кулинария»), направленные на воспитании личности, индивидуальности с учетом особенностей развития представителей разного пола (девочек/мальчиков).

Поведение человека формируется. Главным образом, благодаря положительным или отрицательным подкреплением из внешней среды.

Полоролевое поведение рассматривается как представление о себе как о личности определенного пола.

Выделяя особенности полоролевого поведения старших подросток, можно отметить, что в данном возрасте закладываются нравственно-моральные основы социально-половой роли. Для старшего подросткового возраста более типична ориентация на мнение других (но значимых для старшего подростка) людей или соблюдение формальных правил. Половое созревание является центральным психофизиологическим процессом в старшем подростковом возрасте. Процесс половой идентификации (отождествление) личности при этом связан с такими психологическими аспектами. Как восприятие, переживание и оценка событий, изменение облика.

Возраст старшего подростка является закономерным этапом развития организма, но вместе с тем своим своеобразием и темпом он резко отличается от всех других этапов жизни человека. В этот период происходят бурные перестройки в деятельности всех физиологических и психических систем организма. Меняются психика и поведение мальчиков и девочек. Причем все это получает своеобразную индивидуальную окраску в зависимости от унаследованных качеств и влияния окружающей среды, в которой живет и развивается старший подросток.

Противоречие между физической готовностью исполнения той или иной социально-половой роли и психологической, им интеллектуальной неготовностью. И является противоречием формировании полоролевого поведения старших подростков. Поскольку в старшем подростковом возрасте социально-половая роль еще не сформирована, специфика полоролевого поведения старших подростков во многом заключается в их представлении об этой роли. Для старших подростков свойственен игровой характер полового поведения, т.е. для ребенка в этом возрасте важнее собственные переживания влюбленности, воспринимаемые в связи стереотипной социально-половой роли, чем объект привязанности.

Основные функции полоролевого поведения подростков: побудительную, выступающую предпосылкой внешних процессов воздействия; познавательно-оценочную, на основе чего скидывается оценочное отношение к себе, к своей деятельности и собственному поведению; поисковую, поиску собственного имиджа; к стремлению востребованности данного полоролевого поведения в обществе; регулятивную, обеспечивающую сознательное, мотивированное поведение, реализацию выбранной социально-половой роли.

Выделены три уровня полоролевого поведения старших подростков:

- низкий уровень - стремление к идеалу, предоставляемому определённой группой людей;

- средний уровень - стремление к идеалу, сформированному обществом;

- высокий уровень - стремление к идеалу сформированному самостоятельно и востребованному обществу.

Для формирования у старшего подростка более высокого уровня полоролевого поведения использовались разнообразные методы: игровые; информационно-доказательные; поисковые; методы создания ситуаций и успеха; методы воспитания привычки; переубеждения; поощрения и наказания, самоанализ; самооценка (игра «Ролевые танцы», дискуссия «наоборот», занятия «Что значит быть красивой девушкой / красивым юношей», «Как стать привлекательной девушкой / привлекательным мужчиной», а также сочетание форм учебной (уроки литературы, истории, информатики) и воспитательной (походы, посещение культурных учреждений, индивидуальные беседы). Для формирования полоролевого поведения старших подростов применялись комплекс диагностических методик, наблюдение за старшими подростками в естественных и специально организуемых ситуациях, индивидуальные собеседования, творческие мини-сочинения, экспертная оценка.

Полоролевое поведение определяется нами как система действий, ожидаемая от человека определенного пола и зависимая от социально-полового статуса (мужчина, женщина) и реализуемая в соответствии с социально-половой ролью и определяемыми о себе как личности определенного пола.

© 2010-2022