Родительское собрание Роль семьи в формировании личности

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? 2. С каким лицом чаще всего общается с вами ребенок? 3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами? Беседа о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и ...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Роль семьи в формировании личности»

Оборудование: плакат.

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ребенок?

3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе, когда он ещё не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребёнка - чтобы его хвалили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребёнку. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: любовь умиления; любовь деспотическая; любовь откупа.

Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и нее хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Деспотическая любовь - у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит от неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа - состоит в том, что родительский долг видится родителями лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь?

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:

- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

- неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - и деспот семьи, либо он изгой и растет, как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Практическая часть:

Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача - попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

Родители отвечают на вопросы анкеты.

После этого им для сравнения раздаются ответы их детей.


Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что они учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определенных ситуациях.

Родителям предлагается закончить предложения:

1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ……(ненавидеть).

2. Если ребёнок живет во вражде, он учится……… (быть агрессивным).

3. Если ребёнок растет в упреках, он учится………(жить с чувством вины).

4. Если ребёнок растет в терпимости, он учится………(понимать других).

5. Если ребёнка хвалят, он учится………(быть благородным).

6. Если ребёнок растет в честности, он учится………(быть справедливым).

7. Если ребёнок растет в безопасности, он учится………(верить в людей).

8. Если ребёнка поддерживают, он учится………(ценить себя).

9. Если ребёнка высмеивают, он учится………(быть замкнутым).

10. Если ребёнок живет в понимании и дружелюбии, он учится………(находить любовь в этом мире).

Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением, ещё раз подтверждающим это:

Родительское собрание Роль семьи в формировании личности


Анкета «Ребенок и его семья»

1. Меня почти во всем поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Анкета «Ребенок и его семья»

1. Меня почти во всем поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.

Анкета «Незаконченное предложение…»

1. Свободное время - это…

2. Мое любимое занятие - …

3. В свободное время я больше всего люблю…

4. Если бы я имел достаточно денег, я бы….

5. Главная цель моей жизни - …

6. В свободное время я с родителями…

7. Я мечтаю, что с родителями я….

Анкета «Незаконченное предложение…»

1. Свободное время - это…

2. Мое любимое занятие - …

3. В свободное время я больше всего люблю…

4. Если бы я имел достаточно денег, я бы….

5. Главная цель моей жизни - …

6. В свободное время я с родителями…

7. Я мечтаю, что с родителями я….


© 2010-2022