Доклад на МО классных руководителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Заволжский лицей









Из опыта работы

ДОКЛАД

Роль классного руководителя в обеспечении личностного роста учащихся





Подготовила : классный руководитель Митенкова Наталья Михайловна





















2015 г.



Роль классного руководителя в обеспечении личностного роста учащихся

Что такое личностный рост?

Личность - это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Поэтому личность не стоит рассматривать только с положительным знаком. То же можно сказать и о развитии личности - оно может быть прогрессивным, а может быть и регрессивным. Также и воспитание нельзя понимать только в контексте позитивного влияния на ребенка. Известно, что оно может быть как ориентирующим ребенка на позитивные ценности, так и ориентирующим его на негативные ценности.

Однако статус воспитания как социально ценной деятельности человека и необходимость общественной оценки целей и результатов этой деятельности требуют введения понятия, определяющего именно позитивную направленность развития личности. Таким понятием и может стать «личностный рост». Как нам представляется, личностный рост - есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.

В современном российском обществе, мыслящим себя в рамках так называемой общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

В современном обществе такими ценностями могут быть признаны феномены: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма - ценность

Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Представим это в виде таблицы, где для большей наглядности и лучшего понимания нашей идеи «личностного роста - личностного регресса» противопоставим друг другу показатели ценностного и антиценностного отношения личности к тем или иным ценностям-объектам:

Отношение к миру

Объекты отношения


В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

Семья

уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

гражданственность, патриотизм

обывательство и социальное иждивенчество

Земля

любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

потребительское отношение к природе и ее богатствам

Мир

миротворчество и неприятие насилия, пацифизм

милитаризм

Труд

трудолюбие, стремление к творчеству

лень

Культура

интеллигентность

бескультурье, хамство и вандализм

Знания

любознательность

невежество

Отношение к другим людям

Человек как таковой (такой же, как Я сам), гуманность, альтруизм, толерантность

Человек как Иной (не такой, как Я), жестокость, эгоизм, ксенофобия, национализм, расизм

Я - телесное

забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

Я - душевное

самопринятие и душевное здоровье

комплекс неполноценности

Я - духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

превращение личности в "социальную пешку"

Я - духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

превращение личности в "социальную пешку"

Особо отметим, что оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать динамику личностного роста школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение.

Но диагностика, в первую очередь, должна быть направлена на выявление блокирующих факторов, препятствующих личностному росту.

Психофизиологические факторы в той или иной степени подвержены коррекции, однако предметом особого внимания педагога должны стать факторы социальные. И не последним фактором негативного развития личности становится зачастую сама школа.

Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Психологическая база личности - это самооценка, уровень притязаний личности, наличие сформированного волевого самоконтроля, положительной мотивации и ориентации на учебные (в широком смысле) достижения.

Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволяет сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь:

  • создать атмосферу доброжелательности и понимания, творческого сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе новой для детей учебной деятельности, формировать положительные мотивы, ввести в классный коллектив;

  • создать условия для развития мышления, наблюдательности и практических действий - этих трех, по выражению Л.В. Занкова, генеральных отношений человека к действительности;

  • создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности, уделив особое внимание восприятию цели деятельности и ее удержанию в процессе выполнения; обеспечить постепенный переход к произвольной деятельности;

  • расширять кругозор, активизировать устную речь, создать предпосылки для развития письменной речи в форме русской графики и математических знаков;

  • развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, восприятия ритма и умения воспроизводить ритмичные действия, слухо-моторной и зрительно-моторной координаций;

  • постоянно наблюдать за динамикой продвижения детей по отношению к стартовому уровню (в первом полугодии большинство данных фиксируется ежемесячно).

Грамотное решение этих задач даст возможность достижения основной цели - осуществления личностного роста учащихся.

Новые цели и задачи требуют определить основополагающие направления деятельности учителя.

Несомненно, важные воспитательные задачи решаются классным руководителем внутри детского коллектива, так как именно в классе объективно создается наиболее тесная связь между членами коллектива, в котором учитель является инициатором создания структуры самоуправления и координатором его функционирования. Помощь ученику в построении

взаимоотношений с коллективом первым оказывает классный руководитель, тем самым давая возможность ребенку научиться улаживать межличностные конфликты, уважать мнение другого, уметь прощать.

Личность и Коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому сегодня нам необходимо определить, как и в чем они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения "личность + коллектив" и что должно стать фундаментом , основой этого.

Что такое личность, что такое коллектив, их основные признаки.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека; имеющие существенное значение для него самого и окружающих личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т. е. какие мотивы движут его поведением.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс.

Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать специфику ее (класса, например), особенности ее сплочения и использовать демократические принципы,

гуманистические нормы отношений, чтобы создавался - воспитательный коллектив.

Критерии коллектива:

  • групповая направленность (гуманные нормы отношений)

  • способность группы к самоуправлению

  • подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

  • интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с "полуслова")

  • эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)

  • волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).

В чем общий "рецепт" организации коллектива. Что играет большую роль в организации коллектива? Через что он может быть организован? Конечно, через детскую организацию, через КТД, с помощью лидера коллектива.

И в этой связи каждый классный руководитель вынужден искать ответы на вопросы:

  • Как влияет коллектив на личность?

  • Как мотивировать личность к лидерству?

  • Нужны ли установленные правила и законы взаимодействия личности и коллектива? Что это должны быть за правила?

Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.). Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, п р и н ц и п ы с о т р у д н и ч е с т в а:

  • безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;

  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;

  • терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;

  • диалогичность в общении;

  • отсутствие страха признавать свою неправоту;

  • использование чувства юмора;

  • не бояться сделать ошибку и признать ее.

Главенствующую роль в процессе решения проблем социализации личности играет жизненная позиция классного руководителя.

Сегодня на педсовете мы еще раз доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

  • открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),

  • обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),

  • сотворчество (сотрудничество в творчестве),

  • успешность (использовать инструмент оценки),

  • свобода выбора,

  • целевая направленность (конкретный результат дела),

  • привлекательная деятельность.

А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя .

И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения - многие наши проблемы будут решены.

Заключение

Роль классного руководителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение классного руководителя как воспитателя - является: максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Голиков Н. Школа здоровья. - Тюмень: Вектор Бук, 2000, - 260 с.

  2. Журнал «Практика административной работы в школе», № 2, 2004

  3. Зискина М.А., Каюмова С.А., Пастухина Р.И. Некоторые вопросы подготовки школьного валеолога. Теория и методология валеологического курса для средней и высшей школы / Тез. докл. научно-практ. конф., Тюмень, 1996.

  4. Семенова Е.Л. Социологическое исследование как средство повышения эффективности мониторинга состояния физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 17-19 января 2003 г. - г. Нальчик, 2003. - С. 196-199.

  5. Семенова Е.Л. Основные модели формирования культуры здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: Материалы региональной конференции. 17-18 апреля 2002 г. г. Екатеринбург. Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2002. - С. 86-88

  6. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов/ Педагогика/ Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  7. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2000, № 1(3).

  8. Щедрина А.Г. Пропаганде физической культуры - научную основу //Теория и практика физ. культуры, 1990, № 1.

9


© 2010-2022