- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК (тематический час)
Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК (тематический час)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Хаматдинова Г.У. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата:
Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК (тематический час)
Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Оборудование: карточки с вежливыми словами, сигнальные красные и зелёные (на каждого ученика)
Литература: Г.П.Попова «Классные часы 1класс»(с.39)
Ход занятия
I.Сообщение темы и целей мероприятия.
II. Вводная часть.
-Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс - это коллектив. Самый первый коллектив -это семья, затем группа, класс, школа и, в конечном итоге, страна.
Коллектив - это группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.
-Какими нравственными нормами общения должны обладать настоящие одноклассники? (Вежливость, тактичность, деликатность, корректность, внимание и чуткость.)
III.Основная часть: формирование представлений о нравственно-этических нормах общения.
1. Работа над стихотворением А. Барто.
-Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы…мы скажем вам - спасибо!
2. Слова приветствия и прощания.
-А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята? (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! До свидания! Всего Вам хорошего! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливого пути! Счастливо оставаться! Час добрый!)
«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.)
Две группы мышей были помещены исследователями в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других- нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленее необласканных и даже более устойчивыми к заболеваниям. Так что доброе слово не только кошке, но и мышке приятно.
А что тогда говорить о нас - людях?
Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке - символе человечности и доброты.
А что обозначает другое хорошее слово - «здравствуйте»? (Ответы детей.)
Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи - хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра, здоровья.
3. Работа над стихотворением «Невежливая вежливость».
- Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой -
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку...
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Вы, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
-Где и когда был невежлив Петя?
-Почему стихотворение так называется?
4.Работа с пословицами.
-Добрыми, вежливыми будут и слова благодарности. Народная мудрость говорит:
-
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
-
Худое слово и сладким медом не зальешь.
-Объясните, как вы понимаете эти слова.
5.Игра «Хорошо - плохо».
-«Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.
-
Здороваться при встрече.
-
Толкнуть и не извиниться.
-
Помочь поднять упавшую вещь.
-
Не встать, обращаясь к учителю.
-
Взять билет в автобусе.
-
Не уступить место в транспорте.
-
Сидеть в шапке за столом.
-
Резать - уродовать стволы деревьев.
-
Ломать ветки деревьев и кустов.
-
После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
-
Поздравить родных с праздником.
6.Обсуждение ситуаций.
1)А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу:
Одна девочка жаловалась возмущенно маме;
-
Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!
-
А ты как его зовешь? - спросила мама.
-
Я его вообще никак не зову, - ответила' Таня. - Я ему просто
кричу: «Эй, ты!» -
Скажите, права ли Таня?
2)Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
7.Игра «Стоп - красный свет».
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.
1)Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
2)На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
3)Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
4)Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
5)По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
6)После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
7)Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)
8)Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
8. Частушки.
-Ну, какой праздник без частушек?
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать:
-
Убери свою кровать!
-
Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
Толя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
IV. Подведение итогов.
-Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». Дополните рифму.
-
Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
-
Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
-
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
-
Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).
• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания).
-От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже.
Простите! Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
М. Юсупова
V. Заключительное слово учителя.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов».
Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
Дети исполняют хором два куплета песни.
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и волшебных рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде.
Пусть планету вертит всемогущий век.
Это так чудесно, если с Вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.
-Наше занятие, ребята, окончено. Всего доброго!
6