Характеристика основных причин возникновения конфликтов в образовательной среде

Школа – это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определённой периодичностью перерастают в конфликты. Споры, склоки, драки, вандализм и сквернословие являются неотъемлемой частью школьной повседневности. В ходе многолетни...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

22

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»





ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА





ТЕМА

Характеристика основных причин возникновения конфликтов

в образовательной среде.











ВЫПОЛНИЛА: Крапивина И.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ: Стюхина Г.А.,

кандидат психологических наук, доцент







Москва

2014

Содержание

  1. Введение

  2. Конфликт как социальное и психолого-педагогическое явление

  3. Особенности изучения конфликтов в педагогике

  4. Виды педагогических конфликтов

  5. Конфликтное поведение младших школьников и школьников подросткового возраста:

  1. Специфика конфликтного поведения младших школьников

  2. Особенности конфликтного поведения подростков

    1. Психолого-педагогическая диагностика конфликтов в образовательном учреждении

    2. Заключение

    3. Приложение

    4. Список литературы



Введение

Школа - это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определённой периодичностью перерастают в конфликты. Споры, склоки, драки, вандализм и сквернословие являются неотъемлемой частью школьной повседневности. Не всегда удаётся разрешать конфликтные ситуации при помощи администрации школы и педагогов.

В ходе многолетних наблюдений за школьными учителями установлено, что конфликты с учениками являются одним из ключевых источников стресса и эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Большинство педагогов отмечают, что современные школьники ведут себя более независимо и свободно, разговаривают с учителями на равных, а это значит, что с ними приходится общаться деликатнее, проявляя чудеса педагогической эквилибристики при выборе способов взаимодействия в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Конструктивная позиция учителя в конфликте предполагает наличие не только определённых знаний по общей психологии, но и психологии конфликта, раскрывающей его способность предвидеть развитие учебной ситуации по непредсказуемому сценарию.

Разумеется, проблема конфликтности школьной среды намного шире, чем наличие или отсутствие базовых знаний и навыков у большинства учителей школ в работе с конфликтами. Кроме передачи знаний одной из основных задач школы является подготовка детей к конструктивному взаимодействию. Современная школа должна быть безопасной и свободной от насилия,, формирующей терпимость и уважение к людям, способствующей определению ценностно-смысловых ориентиров.

Конфликт как социальное и психолого-педагогическое явление

Конфликт всегда возникает на почве противоположно направленных ценностей, интересов, мотивов или мнений. Конфликт может разразиться по поводу какого-либо предмета, неосторожно сказанного слова, высоты изгороди на даче, невымытой посуды, невыполненных уроков, выгуливания собаки, владения пультом от телевизора.

В основе конфликта могут лежать разнообразные внутриличностные причины, например: противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; трудность выбора между хорошим и плохим поступком.

К факторам, усиливающим или ослабляющим конфликты, относятся генетические факторы, т.е. предрасположенность человека к конфликту, пол, возраст, реактивность организма и его функциональное состояние на данный момент.

Межличностные конфликты формируются вследствие неприязненных отношений, психологической и культурной несовместимости индивидов, неадекватного поведения, голода, зависти, злости, давления, усталости, раздражения, неудовлетворённых амбиций, конкуренции и т.п., а также весьма специфических внутренних установок человека и неустойчивых ценностных ориентиров.

Поскольку конфликты являются результатом столкновения человека с внутренними противоречиями и внешними препятствиями, то они не могут быть неизбежными и непреодолимыми, и представляют собой проблемы, которые ему приходится разрешать в течение всей жизни.

Понятие конфликт (лат. сonflictus - столкновение)отчётливо фиксируется в культуре, науке и языке. В толковом словаре русского языка Владимира Даля (1866г.) термин «конфликт» ещё не раскрывается, однако в более позднем словаре С.И. Ожегова (1949г.) он уже присутствует и характеризуется как столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Конфликты являются объектом изучения политологии, психологии, педагогики, юриспруденции, социологии, философии, математики и конфликтологии.

Исследователи различного рода конфликтов отмечают, что как междисциплинарная наука конфликтология возникла относительно недавно. В середине 50-х годов ХХ столетия впервые она была выделена в самостоятельную научную область, а в 80-ые годы ХХ в. появляются первые конфликтологические центры в США и в других странах мира. В 1986 году по инициативе ООН в Австралии создаётся международный центр по исследованию и урегулированию конфликтов.

С середины 90-х годов ХХ столетия в системе высшего образования России конфликтология внедряется в виде учебной дисциплины. В течение последних двадцати лет выходит в свет множество монографий, учебных пособий, проводится бесчисленное количество семинаров и тренингов, посвящённых конфликтам и методам их разрешения. В конфликтологии постепенно синтезируются данные различных наук о человеке.

Первые попытки осмысления сущности феномена конфликта и фундаментальные положения конфликтологии разрабатывались ведущими социологами и экономистами XIX - XXвв.: М. Вебером, Г. Зиммелем, Р. Коллинзом, К. Марксом, Т. Парсонсом и др.

Проблемы конфликтов в российском обществе и образовательной среде отражены в работах: А.Я. Анцупова, В.В. Базелюк, Г.С. Бережной, Т.Г. Григорьевой, В.И. Журавлёва, Г.И. Козырева, Н.И. Леонова, М.М. Рыбаковой, Е.В. Шишкина и др.

Несмотря на то, что в современной науке существует множество определений конфликта, представляется целесообразным осветить отдельные дефиниции, отражающие сущность данного феномена в междисциплинарном контексте.

Конфликт (сonflictus) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. В широком смысле конфликт понимается как столкновение, противостояние сторон.

Конфликт можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества или как деструктивный, приводящий к конфронтации, саморазрушению, ухудшению межличностных отношений, качества выполнения определённой работы.

Деструктивный конфликт уводит в сторону от более важных проблем и дел, ухудшает состояние здоровья, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс, ужесточает позиции внутри группы, инициирует агрессию или проявление насилия.

Конструктивный конфликт открывает для его участников острую проблему; приводит к реальному столкновению с проблемой, расширяет вовлечение большего количества людей в решение проблемы, позволяет разрешить противоречия и снять тревогу, помогает самосовершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Один из ведущих российских конфликтологов А.Я. Анцупов под педагогическим конфликтом определяет конфликт между педагогом (учителем) и учащимся (группой учащихся), объектом которого является учебное заведение, правило поведения на занятиях в учебном заведении, а также нравственные нормы, регулирующие личностные отношения педагога и учеников.

Конфликт в педагогическом процессе - форма проявления противоречий, конструктивное решение которых может способствовать личностному росту конфликтующих сторон.

Конфликт в школе - совокупность противоречий и действий, вследствие которых причиняется физический или психологический вред, ухудшаются межличностные отношения в ученическом или педагогическом коллективах.

Наиболее часто в школе наблюдаются следующие виды конфликтов:

  • Конфликты между школьниками;

  • Конфликты между учащимися, учителями, родителями;

  • Конфликт учителя с самим собой;

  • Конфликты с коллегами и школьным руководством.

По мнению большинства педагогов, из всех конфликтов, которые возникают в сфере образования, самыми распространёнными являются межсубъектные (межличностные) конфликты. Следовательно, конкретизация этой субъектной стороны педагогической деятельности даёт почву для анализа факторов, под влиянием которых в образовательном учреждении формируются конфликтные отношения.

В настоящее время в педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости формирования стрессоустойчивости и конфликтной компетентности у современного учителя. Высказываются полярные точки зрения относительно зависимости данных навыков от влияния ситуативных факторов, провокационного поведения учеников или личностных особенностей педагога.

Ни одна классификация конфликтов не может считаться завершённой и поэтому является относительной и условной. В общем виде при возникновении конфликтов можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективное начало конфликта обусловлено в первую очередь сложной и противоречивой ситуацией, в которой человек оказывается против своей воли. Субъективная сторона конфликта связана с тем, что человек пытается доказать или навязать свою точку зрения оппоненту. Личная (субъективная) позиция человека в данном случае является ключевым конфликтогеном.

Поскольку педагогические конфликты формируются, прежде всего, вследствие возникновения «смысловых барьеров», противоречий и неправильных взаимоотношений между учителями и школьниками, объективная оценка учебно-воспитательной деятельности учителя и обучения ученика должна основываться на изучении способов их взаимодействия. Кроме того, особое внимание следует обращать на формирование конфликтных отношений в системе «семья - школа», что в определённой степени позволит оптимизировать методы психолого-педагогической работы не только с проблемными учащимися, но и с педагогами и родителями.

Современная школа с её неактуализированной в течение многих лет потребностью учителя в социальном признании и уважении и потребительским отношением к педагогическому труду многих родителей и соответственно учащихся стал настоящим полигоном, на котором разворачиваются маленькие и большие человеческие трагедии. Объективные факторы, вызывающие конфликты, были, есть и будут всегда, их, безусловно, необходимо учитывать. Но, несмотря на это, в вопросе возникновения и решения школьных конфликтов первостепенная роль отводится субъективным факторам, и, прежде всего, неправильно выстраиваемым отношениям педагога, ученика, родителей и администрации школы.

Конфликтное поведение младших школьников и школьников подросткового возраста

Комммуникативная неуклюжесть младшего школьника проявляется вследствие отсутствия у него необходимых навыков общения, неумения взаимодействовать и правильно излагать свои мысли, вести себя в сложных межличностных ситуациях (знакомство, ухаживание, совместная работа), а также низкой способностью к сопереживанию. Недостаточная сформированность вышеназванных навыков у ребёнка приводит к разочарованию и агрессии. Более неуклюжими в общении являются мальчики, так как они стесняются или не умеют признаваться девочкам в своих симпатиях, боятся насмешек и подтруниваний со стороны одноклассников и вследствие этого ведут себя более агрессивно в отношении объектов симпатии.

Неразвитые коммуникативные навыки и низкий уровень самоконтроля приводят к всплеску эмоций и применению физической силы.

То, что ребёнок не может объяснить при помощи слов, он объясняет при помощи кулаков!

Физическая агрессия, которую он использует с целью привлечения к себе внимания, встречает абсолютно оправданное сопротивление со стороны одноклассников и перерастает в постоянные стычки, выяснение отношений и предъявление взаимных претензий.

Рассматривая специфику конфликтного поведения младших школьников, следует знать о том, что для данного возраста конфликтность не является типичным и устойчивым личностным качеством. В начальных классах только отдельные школьники доставляют неприятности педагогам и выделяются особой агрессивностью на фоне сверстников.

Абсолютно противоположными конфликтными чертами обладают школьники подросткового возраста. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка с социумом и с самим собой… и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счёте, к самостоятельной жизненной позиции».

Подростковый возраст, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Специалисты по подростковому возрасту не без основания имеют право считать себя специалистами по девиантному поведению. Данные, полученные в ходе психолого-педагогических наблюдений за школьниками подросткового возраста, дают основание утверждать, что многие физиологические и психические процессы не только обостряются в начале пубертатного периода, но и могут продолжаться всю оставшуюся жизнь.

Общая продолжительность негативной фазы у девочек наблюдается в период с 10 до 13 лет, у мальчиков с 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением физического, психического и социального созревания. Говоря о верхней границе юношеского возраста, В.Шубарт отмечает, что он может заканчиваться к 21 или 24 годам, поскольку в это время наблюдается относительная стабилизация характера и наступление зрелости.

Как наиболее типичные для подростков способы поведения А. Бандура и Р. Уолтерс описывают «пассивную меланхолию» и агрессивную самозащиту» Во взаимоотношениях подростков практически всегда наблюдается социальное расслоение агрессивного характера. Статус агрессора и статус жертвы у подростков могут быстро меняться или переходить из одного в другой.

Наиболее глубоккую характеристику типичных агрессоров и жертв насилия в школе дал норвежский учёный Д. Олвеус (1987). В его наблюдениях подчёркивается, что агрессорами является примерно 8 - 10% школьников общей выборки проведённого им школьного опроса, а «типичными жертвами» - примерно 7% школьников, 3 - 4 % опрошенных в равной степени являются как обидчиками, так и жертвами. Почти четверть учащихся он причисляет к «эпизодическим обидчикам», так как они нерегулярно проявляют себя в качестве школьных правонарушителей. Более половины школьников Д. Олвеус характеризует как «не участвующих».

В ходе многолетних исследований ему удалось выделить различные виды проблемных школьников. Школьники - агрессоры это чаще всего лица мужского пола. «Типичные агрессоры» ведут себя вызывающе в отношении к сверстникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство разрешения спорных и конфликтных ситуаций. От остальных школьников агрессоров отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль над своими эмоциями и поведением в конфликтной ситуации.

Когда в педагогическом коллективе заходит речь о конфликтах учителей со школьниками, то, как правило, упоминаются одни и те же ученики: с более низкой успеваемостью, агрессивными наклонностями, прогулами занятий, обременённые семейными и личными проблемами. В ряде случаев возмутителями спокойствия являются дети с психическими недостатками, также конфликтное поведение может обнаруживаться и у детей из внешне благополучных и здоровых семей, не имеющих ярко выраженных проблем и аномалий.

Конфликты между детьми возникают не только вследствие острой конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных (несправедливых) действий или оценок со стороны педагогов и родителей, их невнимательности и равнодушия. Если взрослые не замечают или относятся терпимо к проявлениям агрессии и конфликтного поведения школьника, то в результате возникают его символические формы, такие как раздражительность, злость, разнузданность и др.

Конфликтное поведение подростков обычно проявляется в сочетании с другими ассоциальными действиями. Польский психолог Г. Милковска-Олейничак справедливо замечает, что подростки, демонстрирующие повышенную агрессию в отношениях со сверстниками и взрослыми, относятся к тем, которые в более ранний период начинают курить, экспериментировать с алкоголем и наркотиками, вступают в случайные половые связи, нарушают дисциплину на уроках, прогуливают занятия и т.п.

И.А. Крумм отмечает, что в подростковом возрасте усиливается «инстинкт независимости», и в это же время подросток сталкивается с целой системой новых для его опыта отношений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между потребностями, интересами и родительскими запретами, подросток невольно встречает устойчивое «взрослое» сопротивление. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нём просыпается злость, отчаяние, агрессивные реакции. С началом доминирования у подростка ценностей группы сверстников становятся неизбежными его конффликты с педагогами и родителями.

Б. Спок подчёркивает, что многие проблемы подростка возникают по причине педагогической неграмотности взрослых. «Если ранее на конфликтное поведение ребёнка родители и педагоги реагировали нормально, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишению удовольствий, изоляции или запретам».

Э. Фромм также описывал феномен «подросткового бунтарства», суть которого заключается в том, что подросток осмеливается открыто изливать свой гнев не только на сверстников, но и на взрослых, нормы и ценности которых он вынужден принимать штрафные санкции со стороны взрослых порождают агрессивную реакцию, приводят к выплеску эмоций и эскалации проблем. В этой ситуации подросток чаще всего оказывается в роли побеждённого, так как не может взять верх над родителями, прежде всего потому, что зависит от них материально.

Л.С. Выготский указывал, что в данных симптомах подросток выступает как трудновоспитуемый, и благодаря этому создаётся впечатление, что он резко изменился на протяжении короткого промежутка времени. В пубертатном периоде происходит то, что социальные психологи называют «кризисом идентичности»: «Подросток может ругаться с отцом и матерью, убегать из дома, менять причёску и манеру одеваться, у него могут возникать изменения в аффективно-ролевой сфере, возрастает самостоятельность и активность».

Стремление к независимости приводит не только к возникновению внешне заметной самостоятельности, но и изолированию подростка от мира семьи и родителей. В результате изоляции взрослый становится как бы равноправным партнёром. Детский мир превращается в мир взрослых со всеми его проблемами и противоречиями.

В подростковом возрасте, с одной стороны, наблюдается самостоятельность в действиях, а с другой - слабая саморегуляция поведения. Подростковая агрессия может включать в себя саботаж, игнорирование, забывание, суицидальные действия, вытеснение, или более бурные формы: грубость, хамство, жёсткий отказ, применение нецензурной лексики и угроз в адрес взрослых воспитателей. Как отмечает К.Бютнер, когда дети выходит из-под контроля, родители и педагоги пытаются вернуть себе утраченные позиции и требуют от них соответствия своим представлениям о нормальном поведении, под которым в первую очередь понимается «покорность».

Если родители целенаправленно подавляют независимость ребёнка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к снижению активности в общении с родителями и другими взрослыми, либо к агрессии по отношению к ним. В этом случае психологи и педагоги свидетельствуют о непонимании родителями своего ребёнка, его трудного периода, которое выражается в применении физической силы, грубости, выстраивании различного рода запретов. Родители детей-подростков сами становятся невыносимыми «взрослыми подростками», ссорясь с ребёнком и друг с другом из-за его воспитания и поведения.

Немецкий исследователь К. Хуррельманн утверждает, что у подростка, воспитанного в атмосфере скандалов, драк и недоразумений в семье, закрепляется неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, повышается возбудимость, конфликтность. «заражаясь раздражительностью взрослых, подростки переносят агрессию на своё ближайшее окружение - сверстников».

А.Гуггенбюль полагает, полагает, что оценка другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для подростка взрослых, поэтому «значимые взрослые» (кумиры) являются эталоном, в соответствии с которым дети сверяют и строят своё поведение. Не имея своего личного опыта, подросток не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной социальной реальностью.

В результате анализа данных социологического исследования, проведённого в ряде школ Германии и России, были сделаны следующие выводы:

  • Конфликтное поведение у школьников наблюдается вследствие не успешности в обучении, проблемной социализации и созреванием;

  • По мере возрастания литеры класса значительно увеличивается и количество конфликтов;

  • Разные формы конфликтного поведения с более интенсивной периодичностью встречаются среди юношей, чем среди девушек;

  • Старшеклассники более склонны к проявлению конфликтов со сверстниками и учителями, могут изворачиваться, лгать, применять психологическое давление на учителя, писать «отказы» и жалобы, в крайних случаях угрожать учителю физической расправой;

  • Ученики младших классов чаще подвергаются нападению со стороны старшеклассников: вымогают у них деньги, дорогие безделушки или мобильные телефоны, их терроризируют или унижают.

Отечественные и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что конфликтное поведение и пубертатный кризис - стороны одной медали.

Психолого-педагогическая диагностика конфликтов в образовательном учреждении

Существует множество методов, направленных на выявление и анализ конфликтов. Первым из наиболее продуктивных методов психолого-педагогического исследования конфликтов является включённое наблюдение (участие самого исследователя в той или иной роли в группе, являющейся предметом изучения). Включённое наблюдение служит ценным источником получения информации о конфликте и позволяет изучить особенности поведения контрагентов. Так, например, акцентированное внимание педагога на конфликтное поведение ученика(ов) на уроках, перемене или во время других совместных занятий может в значительной степени расширить границы его педагогической проницательности.

Наряду с наблюдением существуют и другие методы диагностики конфликтного поведения у школьников, в их число входят:

  • Консультирование у психолога;

  • Опрос;

  • Анкетирование;

  • Тестирование;

  • Интервью;

  • Беседа;

  • Посещение ребёнка в домашних условиях;

  • Экспертная оценка.

Среди названных выше методов наиболее распространенными являются опросники, при помощи которых можно получить необходимую информацию о самом ребёнке, его одноклассниках, а также о стереотипах поведения учеников, педагогов и родителей в ситуации конфликта (см. приложение).

В процессе выбора содержания и методов изучения конфликтов необходимо учитывать предрасполагающие, провоцирующие и усиливающие данный феномен факторы. Конфликтное поведение, обусловленное безнадзорностью и недостаточной воспитанностью ребёнка, не может быть устранено без учёта поведения родителей, педагогов т одноклассников. Если конфликтность является устойчивой линией поведения школьника (одноклассники и учителя однозначно характеризуют его как агрессора), гораздо целесообразнее рекомендовать направить его на приём к детскому психиатру, нежели пытаться разрешить его проблемы социально-педагогическими средствами и профилактическими беседами.



Заключение

В современных СМИ всё чаще пишут о мире, в котором самой главной ценностью является толерантная человеческая личность. Новое поколение нуждается в новых ценностях и компетенциях. Толерантность и бесконфликтность не появляются из воздуха, данные качества необходимо формировать целенаправленно.

В нашем сознании конфликт, с одной стороны, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью. С другой стороны, он является отправной точкой развития для отдельной личности, группы людей, поскольку в противоречивости конфликтных ситуаций заложены и позитивные моменты, связанные с субъективным осмыслением проблемы и жизненной ситуации.

Каждая школа обладает высоким конфликтным потенциалом. Поэтому в воспитательной и профилактической работе с подрастающим поколением, она должна рассматриваться не как отдельный элемент образования, а как важное связующее звено между личностью и социумом. От того, каким образом организован процесс познания и разрешения противоречий и конфликтов на всех этапах взросления ребёнка, будет зависеть его жизнь во взрослом социуме.

К великому сожалению, конфликты между учениками и учителями возникают значительно чаще, чем мы этого хотим. Вопрос о том, как их предотвращать с минимальными потерями для обеих сторон, всегда остаётся открытым. Чем разнообразнее и разнонаправленннее человеческие интересы, тем сложнее их объединять и увязывать, приводить к гармонии. Несомненно, профилактика конфликтов и насилия должна быть более приоритетным видом деятельности образовательного учреждения, нежели работа, связанная с их урегулированием и направленная на восстановление человеческих взаимоотношений.

Школа является зеркалом социальных отношений и процессов, происходящих в обществе, в школе дети учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. Конфликты необходимо учиться решать в начальной стадии их возникновения, не доводя до перехода в стадию деструктивного конфликта. Отрицательное влияние конффликтов на жизнь ребёнка может привести к его деморализации не только в школе, но спустя десятилетия после её окончания. Негативный эмоциональный опыт запоминается гораздо прочнее, чем какие-либо другие события. Именно в процессе работы с негативной информацией проявляются различия школьников в подходах к кризисным ситуациям в обучении и жизни.

Конструктивное управление конфликтом направлено на интегративное разрешение, т.е. на выигрыш всех участников, алгоритм интегративного разрешения состоит в том, чтобы переформулировать предмет конфликта, предъявляемых участниками конфликтных позиций к стоящим за ними с большой вероятностью неконфликтным или менее конфликтным интересам.

Каждая педагогическая ситуация уникальна. Стратегию управления конфликтом учитель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации. У учителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс, внести свои коррективы ии привести её к оптимальному разрешению.

Определяя поведение в конфликте, учитель должен в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели ученика (или учеников), наметить сферы сближения точек зрения с учащимися, уточнить его поведенческие особенности. При этом важно помнить, что точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так ни один из стилей разрешения конфликта (конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление, медиация, конференция) не может быть выделен как самый оптимальный.

Работа с конфликтом предполагает активизацию личностных ресурсов и ответственность всех его участников, а также наличие определённых организационно-педагогических условий. Уютно оформленные помещения в школе, позитивные отношения в педагогическом коллективе, гибкое расписание занятий, не менее важны, чем просто хорошая успеваемость или высокие показатели по ЕГЭ. У учителей, школьников и родителей должна быть общая цель, которая будет способствовать улучшению психологического микроклимата в школе. Для её реализации, в первую очередь, необходимо начинать работу с взрослых воспитателей, т.к. именно они являются примером для школьников.

Конфликты и столкновения в школьные годы должны научить подростка относиться к данным событиям как к возможности перехода на уровень адекватного восприятия своего поведения и поведения оппонентов, данный опыт может быть плодотворно использован и в дальнейшей жизни.

В настоящее время объектом педагогического воздействия, в основном, являются школьники, а учителя и родители остаются вне поля зрения. Работа с конфликтами в школе требует социальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учителя, умения слушать и слышать учеников, применения современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета.

Большинство конфликтов, возникающих в школе, формируются в условиях семьи. Пристальное внимание к проблемам школьников без разрешения взрослых конфликтов приведёт к отрицательным результатам и диссонансу в отношениях и ценностях, преодолеть который без новых конфликтов будет невозможно. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.

В результате разрешения конфликтов могут возникать новые профилактические службы (школьная служба примирения, команда конфликтных лоцманов), не имевшие аналогов в предыдущий период жизни образовательного учреждения, это касается как социальных, организационных систем, так и педагогических решений, то же можно сказать и о других сторонах школьной жизни. Именно поэтому сегодня необходимо развивать социально-диагностический и посреднический виды деятельности, направленные на привлечение взрослых к сотрудничеству со школой.

Внедрение в образовательный процесс специальных тренингов для педагогов и родителей позволяет лучше понимать современных детей, определять пути выхода из кризисных ситуаций, видеть собственные просчёты и недоработки в обучении и воспитании. Учитель должен уметь управлять конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление. Последствия конфликта станут функциональными (конструктивными) или дисфункциональными (деструктивными).

ПРИЛОЖЕНИЕ
Социально-психологическая оценка членов группы и взаимоотношений в коллективе одноклассников

Возраст школьников от 9 и старше. В связи с тем, что члены группы находятся в «переходном возрасте», в основном все имеют заинтересованность друг к другу, они заинтересованы в близком общении с друг другом. Поэтому в ходе опроса выяснилось, что друг друга они знают на протяжении 5 лет. Всего в исследовании приняли участие 8 человек из всех членов группы, которые оценили 8 одноклассников по 4 характеристикам:

  1. Оцените Ваше отношение к каждому члену группы

  2. Оцените, как к Вам, на Ваш взгляд, относится член вашей группы

  3. Оцените степень оказания помощи Вашим одноклассникам

  4. Оцените качество выполнения обязанностей школьника Вашими одноклассниками.

Все члены группы, участвовавшие в опросе, указали свои настоящие имена и фамилии.

Во время исследования опрашиваемые часто оборачивались друг к другу, вызывая заинтересованность.

Общий анализ результатов исследования.

Первичные результаты выявления взаимоотношений, полученные с помощью модульного социотеста, были занесены в таблицу с добавлением по 5 баллов к каждой оценке и выведены средние значения выставленных сотрудниками оценок.

В результате анализа обобщенных данных (таблица 1) был выявлен ранг каждого члена группы по всем модулям и общий статус сотрудника в группе (лидер, средний, аутсайдер).

Лидер группы - учащийся №5 по списку - Кормыщикова Анастасия. Почти по всем модулям данная учащаяся получает самые высокие оценки (1-е места по модулям «Отношение группы к человеку» и «отношение человека к группе», 2-е место по модулю «Помогает-мешает» и 3-е место по модулю «Качество выполнения обязанностей школьников») со стороны своих одноклассников. Интересен тот факт, что учащаяся Кормыщикова является также формальным лидером группы. Таким образом, получается, что староста класса поддерживает свой статус не только за счет успешного выполнения своих обязанностей, но и за счет хорошего отношения с членами группы и помощи им в учебе.

Средний по статусу студент - Мещук Софья (№ 8). Занимает общее 2 место по итоговому статусу в группе. Общий статус учащейся мог быть выше, но опустился за счет низких оценок по модулю «Помогает-мешает» (5 баллов), а также не очень хороших отношений данной школьницы к группе (8,7 балла, 4-е место).

Аутсайдер - учащийся под номером 7 Сусоев Михаил. Почти все оценки данного учащегося находятся на последних или на позициях ближе к последнему месту. Не очень хорошие отношения школьника Михаила Сусоева к членам группы (3,3 балла что соответствует 8-му место по модулю «Мое отношение к группе») сказывается на отношении к нему всех одноклассников (8-е место, 2,1 балл). Одну из самых низких оценок учащийся получает по модулю «Помогает-мешает».

Анализ рангового распределения школьников 5 класса по разным модулям показывает, что ими в большей степени ценятся способность учиться (модуль «Качество учебы»). Именно показатели по этому модулю оказывают наибольшее влияние на обобщенное статусное положение школьников 5 класса средней общеобразовательной школы. И меньшее влияние имеет показатель по модулю «Помогает-мешает». Более наглядно эту связь можно увидеть, проведя корреляционный анализ полученных рангов.

Остроконфликтные и потенциально конфликтные диады в данном коллективе присутствуют. Они обозначены в таблице красным цветом. Это диады Сусоев-Смага, Сусоев-Кудиков. Полуконфликтных диад в группе четыре. Они обозначены в таблице бирюзовым цветом. Это диады Жуков-Смага, Сусоев-Жуков, Смага-Кормыщикова, Кудиков-Сусоев.

Диад школьников, находящихся в отношении симпатии, в таблице пять. На таблице отмечены вишневым цветом. Это диады Кормыщикова-Кудиков, Смага- Жуков, Кормыщикова- Смага, Мещук-Кормыщикова, Мещук-Смага.

Дружеские диады выделены сиреневым цветом. В данном случае ихпятнадцать: Жульдикова- Жуков, Кормыщикова - Жульдикова, Кудиков- Жуков, Жульдикова-Кудиков и другие.

Результаты анализа диадных отношений в данном коллективе можно свести в единую таблицу.

. Сводная таблица диадных отношений в группе.

остроконфликтные

2

потенциально конфликтные

2

полуконфликтные

4

с отношениями симпатии

5

дружеские

15

Всего

28

Анализ остроконфликтных диад.

Согласно таблице две остроконфликтные диады. В таблице они выделены красным цветом.

Рассмотрим некоторые из них.

Результаты анализа остроконфликтных диад Смага-Сусоев.

Студентка Смага занимает высокую позицию в группе (5-е место, табл. 2). Она высоко оценивается членами группы по модулям «Качество учебы», «Помогает-мешает», «Отношение группы к человеку» (3,8; 8,6 и 3,0 балла соответственно). В то же время сама ученица Смага оценивает своих одноклассников также достаточно высокими баллами (7,7 балла). Отмечает, что одноклассник Сусоев мешает (-4) ей и оценивает свое отношение к однокласснице Смаге отрицательно.

Сравнительная характеристика средних оценок и результатов

по каждому модулю.


Ученик Сусоев занимает общее 8-е место по авторитетности в группе (табл.2). Почти все оценки по модулям ниже среднего (3,5; 3,3 и 3,1). При этом группа отмечает хорошее качество учебы одноклассника (10 баллов; 6-е место поэтому модулю). Однако способность помогать однокурсникам было оценено группой ниже среднего (21-е место; 6,1 балла). Школьник Сусоев оценивает свое отношение (3,5 балла) к одноклассникам оценкой ниже среднего, а они в свою очередь к нему очень низко (3,3 баллов). И таким образом, учащийся Сусоев занимает последнее место по модулю «Отношение группы к человеку».

Также Михаил Сусоев состоит в полуконфликтных диадных отношениях со одноклассницей Кормыщиковой Анастасией.

Кормыщикова Анастасия занимает общее 1-е место по авторитетности в группе. По модулю «Качество учебы школьника» занимает 2-е место в группе (10,1 балл). По модулям «Отношение группы к человеку» и «Отношение человека к группе» оценивается значениями средне (2-е (9,3) и 4-е (8,7) места соответственно). Степень оказания помощи одноклассникам оценивается чуть выше среднего(4-е место).

Данная учащаяся оценивает свое отношение к однокласснику Сусоеву как негативное (-5), в то время как учащийся Сусоев отмечает свое отношение к ней как хорошее (5).

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о наличии личностных качеств у школьника Сусоева, которые вызывают негативное отношение со стороны одноклассниц Смаги и Кормыщиковой. Сусоев в свою очередь замечает к себе негативное отношение со стороны и не скрывает истинное отношения к своим одноклассникам.

Вывод.

Взаимоотношения школьников в классе можно охарактеризовать как довольно хорошие и стабильные. Определенные проблемы во взаимоотношениях существуют, как и во всех коллективах. В группе характеристикой взаимоотношений является то, что члены группы на самом деле лучше относятся к одногруппникам по сравнению с тем, как, по их мнению, к ним относятся одногруппники. Среднее значение оценки МО («Мое отношение») выше среднего значения оценки ОМ («Отношение ко мне»).

Наиболее высокая оценка получена по такой характеристике как качество учебы школьником. Она равна 14,3 баллам. Наименьшая оценка получена по характеристике степени оказания помощи, что соответствует 8,9 баллам.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2001. - 551с.

  2. Гребёнкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребёнкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 171 (Психологический практикум)

  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.

  4. Большой психологический словарь/ под. Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 666с.

  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: пер. с нем. - Педагогика, 1991. - 141с.

  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т.6. - с.380.

  7. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. - СПб.: Академический проект, 2000. - 317с.

  8. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 230с.

  9. Милковска-Олейничак Г. Социально-воспитательные факторы агрессивного поведения учащихся в современных общеобразовательных учреждениях (на примере средних школ Польши): монография. - СПб.: Образование - культура, 2000. - 31с.

  10. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепилина. - СПб.: Питер, 2006. - 412с.

  11. Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991. - 589с.

© 2010-2022