Классный час Уроки доброты

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.А.Шепеленко,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

Рамонской средней общеобразовательной школы № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области

2 слайд

«Добро и зло в нашей жизни»

- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: «Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей».

- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).

- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.

3 слайд

Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

4 слайд

Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.

5 слайд

- Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала.

- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Вспомните, пожалуйста, что такое сказка. (Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях).

6 слайд

- Вы уже прочитали эту сказку дома.

- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

- Назовите героев сказки. (Ответы детей). Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой - задание).

7 слайд (Задание для 1 группы)

- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником). Красота и зло (внешняя).

8 слайд (Задание для 2 группы)

- Как вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной.

9 слайд (Задание для 3 группы)

- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

10 слайд (Задание для 4 группы)

- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?

- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…

«…между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён.

К красну солнцу наконец

Обратился молодец».

(Королевич Елисей)

11 слайд

- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

12, 13, 14 слайды

- Обратимся к выставке рисунков. (Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают каждый о своем рисунке).

- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса:

«Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?»

15 слайд

- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

16 слайд

- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки». (Работа в тетрадях).

Отрицательные герои

Положительные герои

Царица-мачеха (зло в мире)

Семь богатырей

Чернавка

Молодая царевна


Силы природы: солнце, месяц, ветер


Собака Соколко


Зеркальце (всегда говорит правду)


- Ребята, дома вы готовили синквейны о героях сказки. Давайте послушаем их.

- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).

- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и постараемся разгадать кроссворд «Назовите героя сказки».

Кроссворд «Назовите героя сказки». (Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным или отрицательным героем он является)

17 слайд

1. Кому принадлежат эти слова:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

(Балда)

18 слайд

2. Кто «…печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает.

Одолела молодца,

Видеть б я хотел отца».

(Князь Гвидон)

19 слайд

3. Кто молвил голосом человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

(Рыбка)

20 слайд

4. Кому принадлежат эти слова:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

(Старуха)

21 слайд

5. Кому «…нужен был работник:

Повар, конюх и плотник.

И где найти ему такого

Служителя не слишком дорогого?»

(Поп)

22 слайд



б

а

л

д

а



г

в

и

д

о

н





р

ы

б

к

а



с

т

а

р

у

х

а




п

о

п




- Ключевое слово нашего кроссворда - добро. В сказках добро всегда побеждает зло.

- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).

Домашнее задание

- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

Выставление оценок

- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

23 слайд

- В завершение нашего урока хочется сказать:

Хоть зло сильно - всему вредит,

Добро на свете победит!

© 2010-2022