Эссе Мой взгляд на современный урок

«Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий его – самая благородная, самая трудная и самая важная» А. Джумсан Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГБОУ СПО СМТ









Эссе на тему: « Мой взгляд на современный урок»

Ушакова Гульнара Валерьевна

Социальный педагог



















2015 год

«Учителю принадлежит самая главная

роль в формировании будущего страны.

Из всех профессий его - самая благородная,

самая трудная и самая важная»

А. Джумсан

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Безусловно, традиционный урок, как и любой другой, имеет много положительного, выполняет большую воспитательную функцию. Это урок, на котором мы все выросли, овладевали знаниями, умениями и навыками, и нас вроде бы все и устраивало. Но вот сегодня, на мой взгляд, традиционный урок теряет свою актуальность, он дает мало возможности для творчества, лишает ребенка самого добывать знания, решать поставленные проблемы, иначе говоря, традиционный урок консервативен. Ученики превращаются в пассивных слушателей, а учитель большую часть урока проводит сам и к концу рабочего дня сильно утомляется и устает. Пообщаясь с коллегами, я поняла, что многих устраивает традиционная форма урока и они ничего не хотят менять. На уроке им все знакомо, все понятно, все ясно. А может и не стоит ничего менять, ведь столько лет учились и учили детей, может все оставить, как есть? А как же время? Ведь оно не стоит на месте, общество развивается, меняется. А значит и традиционный урок отходит в прошлое и нам, и нашим детям нужны современные уроки, актуальные. Что же надо сделать, чтобы урок был современным? Решить эту задачу можно перейдя от традиционной формы изложения материала к организации самостоятельной деятельности учащихся, вовлечение в проектную и групповую деятельность. Современный урок должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать восприятию ученика.

А применение ИКТ делает этот процесс гораздо быстрее и эффективнее.

Современный урок нельзя представить без новых технологий, способствующих развитию личности, учитывая особенности каждого ребёнка.

Информационно - коммуникативные технологии: здесь формируются компетенции ученика, в сфере самостоятельной деятельности, используя разные источники.

Для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который:

• демонстрирует универсальные и предметные способы действий

• инициирует действия учащихся

• консультирует и корректирует их действия

• находит способы включения в работу каждого ученика

• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Современный урок должен быть таким, на котором ребёнок может свободно высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, рассуждать, спорить, т. е. обучение строится на свободе слова, на положительных эмоциях, на уроке есть гуманный подход ко всему. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию.

Учитель должен быть демократичен, уметь установить дружеские отношения с учащимися, но должен быть профессионалом, т. е. уметь владеть дисциплиной, причём не авторитарно. В отношениях должна царить доброжелательность, которая основывается на неиссякаемом терпении педагога.

На каждом уроке педагог должен изучать ученика, открывая в нем всё новые потенциалы, особенности и на этом строить своё общение с ним, соблюдая разумную строгость. Когда учитель сумел расположить к себе детей, тогда тон работе уже задан.

На уроке должна царить тёплая атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, в ней каждый ребёнок может реализовать себя, раскрыть свои способности, свой талант. Цель учителя - замечать каждый маленький успех ребёнка, отмечать его и учить детей видеть удачи одноклассников, радоваться их продвижению. Через совместную деятельность осуществляется личностное воздействие «учитель - ученик».

Современный урок должен быть плотным, настрой детей на нём - деловой.

Содержательным и продуманным, с чёткой постановкой проблемных вопросов или с созданием проблемных ситуаций, в разрешении которых организовано сотрудничество «сильных» и «слабых» учащихся, детей и учителя. Педагог должен умело управлять этим процессом. Перед объяснением нового материала необходимо активизировать знания, имеющиеся у детей, подвести их к раскрытию темы урока. На этапе объяснения нового материала идти от мыслей детей, путем проб и ошибок приходить к правильному решению, т. к. то, что добыто путем поиска, усваивается прочнее.

Ребёнок, разрешая ту или иную проблемную ситуацию, выполняет важную роль - роль исследователя. Строить свой ответ со слов: « Я думаю…», «я считаю…» , « мы в своей группе решили, что..», «я не совсем согласен с ответом…» и т. д.

Сегодня, современный урок - это урок, на котором не страшно отвечать, даже самые неуверенные в себе ученики не боятся высказываться. А вот чье предположение верно - это решат сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации, а не учитель. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - часто проговариваем эту пословицу и этот приём помогает активизировать детей к познавательной деятельности.

На личность ученика нельзя давить авторитетом, ставить каждого в одинаковые рамки «СДЕЛАЙ», «ДОЛЖЕН», «ОБЯЗАН». Современный урок, на мой взгляд, должен иметь такие словосочетания как: «КАК ТЫ ДУМАЕШЬ?», «А ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?», «ПРЕДЛОЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ?», «КАКИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ?», «А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…», «ПОМОГИ СВОЕМУ ОДНОКЛАССНИКУ» или « ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЁ РЕШЕНИЕ (ПРООЕКТ, ИССЛЕДОВАНИЕ)» и т.д.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуальный подход.

Тон учителя должен быть доброжелательным, не повышенным, т. к. это подавляет флегматика и меланхолика, т. е. должен быть создан психологический комфорт, а сам педагог - гуманен. На уроке дети должны видеть чуткого и внимательного учителя, понимающего с полуслова, с взгляда, учителя - помощника. Педагог, в свою очередь, таких учеников.

Считаю, что на каждом этапе урока должен быть вывод, т. к. дети должны понимать - зачем выполняют то или иное задание.

Современный урок не может быть:

- без раздаточного материала;

- без современного технического обучения;

- без использования ИКТ;

- без занимательности и игровых ситуаций;

- без средств обратной связи;

- без наглядности;

- без индивидуальной работы;

- без работы в парах и группах;

- без ситуации проблемы и поиска;

- без какой - либо исследовательской деятельности;

- без опоры на личный опыт учащихся;

- без осуществления межпредметных связей;

- без эмоциональной окраски;

- без самоконтроля своей деятельности;

- без самооценки и рефлексии.

Пытаюсь заглянуть в будущее своей профессии. Наша жизнь бурно и стремительно изменяется, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. Важное правило современного учителя - это нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд, уважая старые традиции (нельзя всё отбрасывать накопленное историей в педагогике) и не боятся нововведений. А значит и современный урок педагога должен строится вперёд в ногу со временем. На уроке должно быть интересно, радостно и в меру трудно, а не страшно и скучно. Может быть, тогда учитель услышит в свой адрес слова А. Джумсана « Из всех профессий его - самая благородная, самая трудная и самая важная».

Современный урок - это урок, в котором учитель - это организатор деятельности учащихся, он направляет познавательный процесс, обеспечивая, самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия, обеспечивает, формирует мотивацию обучения, организует исследовательскую работу, самостоятельную работу, использует в работе метод мозгового штурма, использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся. Современный урок - это урок, на котором ученик при помощи учителя сам добывает знания, с желанием и интересом включается в активный мыслительный процесс, активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается, у него доминирует внутренняя мотивация, выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и изменённых ситуациях, включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности.

© 2010-2022