- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе»
Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савинова Г.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Савинова Галина Анатольевна
Воспитатель ГПД
НОУ СОШ «Кристалл» г.о.Сызрань
класс: 5
Родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников в средней школе».
Цели:
-
познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
-
предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения: беседа - консультация
Техническое обеспечение:
1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
2. Презентация.
-
Мини-сочинения детей на тему: «Я пятиклассник».
-
Фото выставка «Ура! Мы пятиклассники!»
-
Памятка для родителей «Десять заповедей для родителей».
Ход собрания:
Содержание мероприятия
№ слайда
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Окончена начальная школа, и наши дети переходят в среднее звено - важный момент в жизни школьника. Здесь у них начнётся новая жизнь. Какой она будет - во многом зависит не только от школы, но и от Вас. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» - в средней - все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.
Давайте же разберемся, какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе и общении с ними.
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
-
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
-
повышенная утомляемость;
-
стремление обзавестись верным другом;
-
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
-
повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в классе;
-
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
-
отсутствие авторитета возраста;
-
отвращение к необоснованным запретам;
-
восприимчивость к промахам учителей;
-
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
-
отсутствие адаптации к неудачам;
-
отсутствие адаптации к положению "худшего";
-
тенденция предаваться мечтаниям;
-
боязнь осквернения мечты;
-
ярко выраженная эмоциональность;
-
требовательность к соответствию слова делу;
-
повышенный интерес к спорту;
-
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Встает вопрос - Что такое адантация?
Адапта́ция ( adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Выделяют три уровня адаптации:
-
психофизиологическая адаптация,
-
психологическая адаптация,
-
социальная адаптация.
Психофизиологическая адаптация -это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.
Социальная адаптация, приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.
Признаки успешной адаптации:
-
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
-
ребенок легко справляется с программой;
-
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
-
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
-
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
-
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
-
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
-
нежелания выполнять домашние задания.
-
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
-
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
-
беспокойный сон.
-
трудности утреннего пробуждения, вялость.
-
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Для успешной адаптации ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. Обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня. Основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Я хочу Вас познакомит с маленьким фрагментом наследия Януша Корчака.
Прислушайтесь к его "заповедям"! Ведь детство ваших детей - это фундамент их будущей жизни.
«Десять заповедей для родителей».
-
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
-
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
-
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
-
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
-
Не унижай!
-
Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
-
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
-
Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
-
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
-
Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Список использованных печатных источников
-
А.П.Краковский. - Москва : Педагогика, 1970.
-
Ф.Б. Березин. - Психическая и психофизиологическая адаптация человека - Л., 1988.
Активные ссылки на страницы материалов в Интернете
-
Адаптация ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
-
«Десять заповедей для родителей».school1884.ru/index.php