Сценарий воспитательского часа: Я и мои друзья

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели: Дать детям понятие: «Дружба», «Дружеские отношения». Способствовать формированию дружного коллектива группы.





«ТВОИ ДРУЗЬЯ И ТЫ»



Дружба - как стекло: ч

то рядом существует другой человек

разобьешь - не сложишь.



Цель - показать значение ответственного отношения к дружбе.

1. Занятие рекомендуем начать с чтения отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (глава21), в которой говорится о Лисе, прирученном Маленьким принцем. Главный лейтмотив этого отрывка заключен в словах: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Эти мысли и надо донести до детей в беседе, задав им примерно следующие вопросы: «Вам понравился Маленький принц? А Лис? Почему Лис начинал волноваться, если Маленький принц не приходил вовремя? Они стали друзьями? Как это произошло? Какой главный секрет открыл Лис Маленькому принцу? Что это значит? Это действительно важно?» (Можно также предложить детям нарисовать Маленького принца и Лиса.)

Познавая внутренний мир человека через художественный образ, вы постепенно начинаете оценивать и себя, свои мысли, поступки, продвигаясь к пониманию, что рядом существует другой человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в действиях и поступках.

2. Далее я предлагаю детям попробовать разобрать историю двух друзей из рассказа В.Носова «Огурцы». Для беседы по содержанию рассказа задаю вопросы: «Какое выделить настроение было у ребят, почему? Как отнеслась к событиям мама, почему? Что понял наш герой после разговора с мамой? Какие чувства пришлось ему испытать? Страдал ли он от своего поступка? Что дал ему разговор со сторожем? (Облегчение, чувство победы над собой.) Останутся ли мальчики друзьями после этой истории? Как бы вы поступили на месте обоих приятелей?». Основные выводы, к которым должны прийти дети: нельзя слушать дурные советы, поддаваться уговорам даже друзей; жить надо своим умом и по совести.

3. Работа с пословицами:

Многие пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, посвящены дружбе. Они помогут, разобраться, как важен друг в жизни каждого человека, каким должен быть товарищ, всему ли надо учиться у друга.

  • Без друга в жизни туго.

  • Друга ищи, а найдешь - береги.

  • Верному другу цены нет.

  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.

  • Легче друга потерять, чем найти.

4. Спрашиваю детей: «Так каким же должен быть хороший товарищ, друг?». Важно, чтобы дети поняли, что друзья должны быть по отношению друг к другу вежливыми, заботливыми, чуткими.

Итак, любую работу в одиночку выполнять тяжело и непросто, а когда все стараются ее выполнить и делают это дружно, тогда все получается.

Дети должны осознать необходимость приобретения опыта сопереживания товарищам в их бедах и разделения с ними радостей. Надо показать, что неумение радоваться успехам другого приводит к чувству зависти. Зависть уродует личность и портит взаимоотношения людей. За ней может последовать желание, чтобы кто-то потерпел неудачу или с ним случилась неприятность. Примеры проявления детской зависти приводятся из наблюдений за поведением детей в ежедневном общении. А дружба будет приносить радость только тогда, когда дети начнут внимательно относиться друг к другу, наблюдая за настроением, душевным состоянием друга, разделяя его радости и огорчения. Воспитание душевной способности к сопереживанию - одна из тончайших и труднейших задач нравственного образования и воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, сопереживанию - умению мысленно перевоплотиться в другого человека, поставить себя на его место - надо учить ребенка с первых шагов его сознательной жизни. «Нужны ли тебе товарищи, друзья? Зачем?». Желательно вместе с детьми вывести следующие простые правила дружбы:

  • Будь вежлив и спокоен со своими друзьями, не забывай их благодарить, используя «волшебные слова», здоровайся при встрече с ними и их родителями.

  • Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх будь справедливым, не возмущайся.

Правила «НЕ»:

  • Не спорь с другом по пустякам, не ссорься, старайся быть ровным в обращении с ним.

  • Не ябедничай. Если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу, останови, если он занимается чем-то плохим.

  • Не обижай малышей, играй с ними; если они поссорятся, помири их.

  • Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит, помни: «Время и труд все перетрут». Правила друзей (записываются на доске или фломастером на листе ватмана).

  • Будь верным и надежным другом.

  • Храни дружбу, не ссорься по мелочам.

  • Не перекладывай свою работу на товарища.

  • Помоги другу, если ему трудно.

  • Порадуйся вместе с ним его успеху.

  • Дружба рождается в совместных делах.

Дидактические материалы

Задания

  1. Придумай продолжение рассказа, как девочки помогли своей подруге.

Мама сегодня задерживалась на работе и еще утром попросила Наташу помочь ей. Надо было забрать младшую сестренку из детского сада, купить хлеб и молоко. Наташа все успела. После школы пообедала, сделала уроки, купила продукты и вовремя пришла за сестрой Олей в детский сад. По дороге домой Оля раскапризничалась, а в это время им повстречались Наташины подруги из школы...

  1. Вспомни басню И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и ответь на вопросы:

  • Почему они решили везти воз с поклажей?

  • Была ли у Лебедя, Щуки и Рака общая цель? Если да, то в чем она состояла?

  • Удалось ли им выполнить задуманное? Почему?

  • Они делали все вместе, сообща или, будучи рядом, каждый делал свое?

  • Чего им не хватило? Что нужно было сделать, чтобы сдвинуть и повезти воз?

  • Прочитай басню и ответь на вопросы. Муравей и Голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не утопила.

Голубка несла ветку; она увидела - Муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на Голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу: охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Какими качествами обладают Муравей и Голубка? Какие они (добрые, смелые, благородные) или о них можно сказать другими словами, более подходящими к этому случаю?

  1. Выбери и подчеркни правильный ответ на вопрос «Как надо относиться к друзьям?»

  • Быть добрым и чутким.

  • Уважать.

  • Не считаться с их мнением.

    1. Выбери три из названных ниже качеств, подчеркни их. вежливый - справедливый

скромный - терпеливый

отзывчивый - уступчивый

гордый - драчун

честный - смелый

Цель методики - определить, какие

качества в друге ценит ученик.

  1. Правила «нельзя». Прочитай:

Г. Остер

Советы наоборот

Совет 14

Требуют тебя к ответу?

Что ж, умей держать ответ.

Не трясись, не хнычь, не мямли,

Никогда не прячь глаза.

Например, спросила мама:

«Кто игрушки разбросал?»

Отвечай, что это папа

Приводил своих друзей.

Ты подрался с младшим братом?

Говори, что первый он

Бил тебя ногой по шее

И ругался как бандит.

Если спросят, кто на кухне

Все котлеты искусал,

Отвечай, что кот соседский,

А возможно, сам сосед.

В чем бы ты ни провинился, .

Научись держать ответ.

За свои поступки каждый

Должен смело отвечать.

Проанализируй строки стихотворения и допиши основные правила «надо» и «нельзя» в отношениях с друзьями:

Надо с друзьями.

Нельзя с друзьями.

Надо с друзьями.

Нельзя с друзьями.

Нельзя .

Нельзя .

Народная мудрость Пословицы и поговорки

Дружба - как стекло: разобьешь -не сложишь. Друзей-то (приятелей) много, да друга нет. Нет друга, так ищи, а найдешь - береги. Старый друг лучше новых двух. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Недруг поддакивает, а друг спорит. Вопросы и задания: Попробуй объяснить смысл каждой пословицы.

Какие из этих пословиц подсказывают нам, как надо ценить друзей?

Тексты

Р. Гамзатов

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Вопросы:

Почему людям нужна доброта?

Как связана доброта с дружбой?

В. Шекспир

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и в беде.

И всегда, без лишних слов,

Он помочь тебе готов.

Вопросы:

Какое основной принцип поведения друга?

Как можно такого друга назвать?(Верный.)

  1. Михалков

Раздумье (отрывок)

Ребячий мир... Он прост и сложен.

К Познанью рвутся малыши!

Так будь же с ними осторожен

И упрекнуть их не спеши.

Не лезь в те маленькие тайны,

Что им положено хранить,

Иначе ты порвешь случайно

Доверия и дружбы нить.

Вопросы:

О каких трудностях говорит автор?

Как автор призывает относиться к детям?

Что главное в отношениях людей?

Аварская сказка

Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помощь - не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достанешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делили. Возьмет себе он большую часть лепешки, а меньшую отдаст - жаден, не иди с ним.

Вопросы:

Вы согласны с советами, которые давала мать сыновьям? Как ты думаешь, почему она давала им такие советы? Как в таких случаях должны поступать настоящие товарищи? Как ты сам поступил бы в первом и во втором случае?

Подведение итогов:

Что вы сегодня узнали о дружбе?


Ответы воспитанников: «Основное правило дружбы - это уметь брать на себя ответственность за дела и поступки друга, быть преданным другом».

© 2010-2022