Разработка классного часа Толерантность

                    Сценарий урока толерантности    Разработала: Борисова Л.В., учитель истории 1                                         квалификационной категории МБОУ СОШ № 51, г. Казань РТ Мультимедийное сопровождение к уроку: Борисов А., студент КГАСУ РТ   Слайд 1 – Титульный лист   Слайд 2 – Актуальность выбранной темы   Слайд 3 – Цели и задачи урока   Цели: - воспитание принципов толерантности в молодежной среде; - выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Источник материала wiki.iot.ru/index.php/ Урок толерантности/10 класс

Сценарий урока толерантности.

Разработка урока: Борисова Л.В., МБОУ СОШ № 51, г. Казань РТ
Мультимедийное сопровождение к уроку: Борисов Алексей, студент КГАСУ

Слайд 1 -Титульный лист

Слайд 2 - Актуальность выбранной темы

Слайд 3- Цели и задачи урока

Цели урока:
- воспитание принципов толерантности в молодежной среде;
- выработка у учащихся осознанного сосуществования разных человеческих групп и общностей,
- признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и его места в системе гражданских ценностей.
2. Обсудить основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.
3. Познакомить с некоторыми традициями разных стран через участие в тренинге.
4. Развивать умение самооценки через участие и анализ результатов тестирования.

Слайд 2-3.

Высказывания «Lets respect each other», «Lets be tolerant!», «We do deserve it, because everybody of us is an individual!» «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

  1. Теоретическая часть. Беседа.

Слайд 4.

16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Слайд 5.

Определение толерантности в разных языках неоднозначно.

В английском - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти - семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

Слайд 6.

Примечательно, что В понимание феномена толерантности Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.

Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте - «милосердие» и «снисхождение» (см. толковые словари В.Даля и С.Ожегова).

В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность - как на «терпимость» и как на «поддержку». В понимание толерантность входят:

естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);

моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);

нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»). проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.

Слайд 7

И, как в противовес, рассмотрим основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.

Нацизм - крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).
Национализм - форма национального самосознания.
Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.
Дискриминация - ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.
Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.
Расизм - противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Дискуссия. Примеры из жизни.

Слайд 8

Нетерпимость затрагивает многие нравственные вопросы. Так было всегда. Последние десять лет нетерпимость неразрывно связана с политикой. Она все шире рассматривается как основная угроза демократии, миру и безопасности. Нетерпимость - основная причина войн, религиозных преследований и идеологический противостояний в мире. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет к культуре мира.

Слайд 9

Академик Дмитрий Лихачев в 20 веке писал: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

Под этими словами могут подписаться еще не одно будущее поколение.

Слайд 10

А вот изречение приписанное Вольтеру (18 век): «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.

Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире в условиях плюрализма. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности. Общепринято толерантность понимать как терпимость. В первую очередь толерантность - это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься, с кем имеешь дело, проявляешь терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту - все лучшие качества человеческой личности

Слайд 11

Наиболее сложной в круге рассматриваемых современностью проблем является задача выработки навыков поведения, практических действий в духе толерантности. Достижение этой задачи проверяется самой жизнью. Вместе с тем хочется надеяться, что сегодняшний урок будет иметь своим логическим завершением один важный элемент - поступок.

Слайд 12-19

  1. Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Тест поможет хотя бы приблизительно определить нашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;
б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?
а/ да;
б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация, когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:
а/ да;
б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:
а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;
б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?
а/ вам всегда это трудно сделать;
б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;
б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:
а/ да;
б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:
а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;
б/ рады за знакомого.

Слайд 20.

А теперь подсчитайте баллы.
Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б.
Сложите баллы.

Слайд 21.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Слайд 22.

  1. Практическая часть. Тренинги.

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. Мы постараемся помочь себе понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от тебя и осознать «красоту различий».

Слайд 23 (названия тренингов)

Тренинг 1. ПРИВЕТСТВИЯ

Задачи тренинга:

  • разрядить обстановку;

  • сломать стереотипные формы поведения, повеселиться;

  • познакомиться с приветствиями в разных культурах;

  • сплотить группу.

Ход занятия: Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

  • помахать рукой;

  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Слайд 24

Обсуждение:

  • понравилась ли вам игра?

  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

  • было ли трудно здороваться каким-то способом?

  • показались ли какие-то из приветствий смешными?

  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Тренинг 2. САМЫЙ ОСОБЕННЫЙ

Задачи тренинга:

  • научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

  • осознать уникальность других;

  • создать атмосферу открытости и доверия.

Ход занятия:

Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы.

Примечания:

  • Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже», садится на колени первому участнику. Если кто-то еще в группе также обладает этой характеристикой - он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли подобный физический контакт для вашей группы.

  • Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.

Слайд 25.

Обсуждение: как в задании «домино»

  • хорошо ли быть уникальным?

  • каждый ли человек уникален. Почему?

  • что делает нас уникальными?

  • что мешает нам оставаться уникальными?



Тренинг 3. ДОМИНО

Задачи тренинга:

  • создать в группе атмосферу открытости;

  • «сломать лед», возникающий на первых занятиях;

  • позволить участникам открыто говорить о себе;

  • показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;

Ход занятия:

напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особенное домино».

Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

Слайд 26.

Вопросы для обсуждения:

  • что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;

  • старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;

  • что нового они узнали друг о друге;

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

Тренинг 4. БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Задачи тренинга:

  • помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным,

  • развить навыки невербальной коммуникации,

  • создать веселую атмосферу.

Ход занятия:

Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите «пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо. Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от ситуации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.

Слайд 27.

Вопросы:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?

  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?

  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?

  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?

  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?



Тренинг 5. НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Задачи тренинга:

  • развлечь группу;

  • сконцентрировать внимание участников;

  • осознать ценность сотрудничества;

  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

  • сплотить группу.

Ход занятия:

Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Слайд 28.

Обсуждение:

  • как началась игра?

  • чего хотелось каждому сначала?

  • почему сначала ничего не получалось?

  • как удалось досчитать до десяти?

  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?

  • чему нас учит эта игра?



© 2010-2022