Работа Святые родники моей малой Родины

    В этой  работе   рассказывается о святых родниках своего родного села и  соседних сёл, о легендах и Различных версиях  их возникновения, о народном почитании и случаях исцеления.      С работой выступали на девятом областном традиционном Кикинском форуме  «Одарённые дети».     Родина – это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных, например, как я. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, твори...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Девятый областной традиционный Кикинский форум

«Одарённые дети»

«Святые родники моей малой Родины»

Выполнила: ученица 7 класса МОУ СОШ села Ленино

Пензенского района Пензенской области

Емельянова Ирина



Руководитель: Кузнецова Елена Николаева,

учитель МОУ СОШ села Ленино

конт.телефон 89085201179



2011 год

Родина - это место, где ты родился, где сделал свои первые шаги, пошел в школу, нашел друзей настоящих и верных, например, как я. А еще это место, где человек стал Человеком, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, любить, где услышал первые добрые слова и песни… Нет дороже места, где ты вырос. Для меня - это село Ленино Пензенского района Пензенской области. Село с очень богатой историей. Первое упоминание о нашем селе относится к 1702 году, когда дворянин Иван Васильевич Борисов, родом из Саратовской губернии, основал почтовую станцию на тракте Пенза- Петровск. Удобное географическое положение села способствовало росту постоялых дворов и почтовых станций, где путники меняли лошадей и находили ночлег. Село располагалось вдоль почтового тракта на 7 вёрст! В село входили деревни: Золотарёвка,Борисовка, Витлевка, Левинка, Просвирино. К середине 19 века в селе были 17 постоялых дворов, 12 почтовых станций, 10 лавок, сельское училище. Почти в каждом доме занимались прядением и вязанием ажурных пуховых платков. В разное время село называлось по - разному: Спас- Ардымское, Борисовка, Белим. В 1920 году село получило название Ленино, в честь вождя революции.

В своей работе я хотела бы рассказать о святых родниках своего родного села и соседних сёл, о легендах и Различных версиях их возникновения, о народном почитании и случаях исцеления.

В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слову родник дается следующее пояснение:

РОДНИК - водный источник, текущий из глубины земли. Корень этого слова - род. Однокоренные слова : Родина, род, родные…..

Издавна на Руси, даже еще до принятия Христианства родники пользовались преклонением и почитанием людей. Это понятно ведь родники не только давали живительную влагу необходимую для жизни растений, животных и людей, но и научно доказано, что некоторые источники по своему химическому составу полезны для здоровья людей. Затем, после принятия христианства, родники стали пользоваться поклонением со стороны верующих.

По данным Пензенской Епархии в Пензенской области более 150 родников, признанных Православной Церковью, как святые.

Недалеко от села на берегу реки Ардым расположен «Прощеный» родник». С ним связано несколько поверий: родник обладает свойством «прощать» грехи и исцелять болезни. Но обращались к источнику только в крайних случаях, когда другие средства не помогали. После купания одежду с больной части тела бросали по течению, а с ребёнка - пелёнку. Главное условие - не оглядываться при приближении и уходе с родника.

Второй родник , с которым также связаны случаи исцеления от многих болезней, находился вблизи бывшего храма Казанской Божьей Матери.

Но самыми известными и почитаемыми являются родники соседних сёл - Оленевка и Соловцовка.

Святой Родник, Большой родник, родник Параскевы в Соловцовке. Он существовал с незапамятных времен, а в 80-х - 90-х гг. ХIХ века при помещике Александре Александровиче Соловцове на нем чудесным образом появилась икона Святой Параскевы.

По преданию, барин тут же присвоил икону себе, а затем продал ее в село Бекетовку. Но икона чудесным образом явилась на прежнее место вблизи источника. После этого события отношение к иконе резко переменилось в сторону ее почитания, и уже в 1887 году, она как местночтимая, находилась в соловцовском храме. В 1896 году, над источником была сооружена деревянная часовня. Сделана она была из березовых бревен и увенчана позолоченным крестом. На десятую по Пасхе пятницу при большом стечении верующих здесь служили молебны, освящали воду, от которой происходили случаи исцеления от многих болезней. Эта традиция сохранялась вплоть до 30-х годов ХХ века, когда начались гонения и повсеместное закрытие церквей, а в 1945 году, после открытия вновь богослужений в соловцовской церкви, - возобновилась. В советское время источник многократно закапывался, осквернялся, но никакая техника не могла полностью уничтожить святой источник. Существует легенда, ( которую мы записали со слов старожителей села), что примерно в 70-ых годах 20 века, со стороны властей было решено: источник засыпать. Но никто из сельчан не решался это сделать, опасаясь Божьей кары. Один молодой тракторист, соблазненный большой оплатой труда, взялся уничтожить родник. Он завалил его землей, а через некоторое время тяжело заболел и ослеп. По другому преданию, и завалить родник ему не удалось: трактор заглох, одна из его гусениц его слетела, комок грязи попал человеку в глаз, и он заболел.

Икона Святой Параскевы чудом пережила смутное время, но в 2001 году при неизвестных обстоятельствах она исчезла, и судьба ее не выяснена до сих пор.

В 1995 году силами Пензенской Епархии родник был облагорожен: была построена новая часовня, купальни, новые раздевалки, сюда ведет асфальтированная дорога. Ежедневно десятки людей не только из области, но и России, и даже Ближнего и Дальнего Зарубежья приезжают сюда.

Почитанием жителей и гостей села пользуется и еще один родник, расположенный на пруду под горой и освященный в честь Сергия Радонежского. Он имеет второе название - Малый родник. До революции на источнике стояла каменная часовня. Она имела вид круглой башни, увенчанной полукруглым деревянным куполом и металлическим крестом. Стоял еще и журавель, из клюва которого шла вода, и через пруд, по положенным на дно трубам, поступала в чан с трубой. Старожилы села до сих пор называют это место «Чаны». Сейчас на месте прежней часовни трудами Пензенской Епархии возведена новая срубовая часовня.

В селе Оленевка также много родников, но большой известностью пользуются два: один расположен в овраге, за улицей Колончик, он имеет несколько названий: источник святого Иоанна Оленевского, он же, Святой или Чистый родник. По рассказам, передающимся из поколения в поколение, старец открыл его подобно Сергию Радонежскому. По другой версии он просто любил ходить на него молиться. По третьей - ключ забил в год его рождения. По четвертой - вода в этот родник поступает по деревянным осмоленным трубам из села Соловцовка из источника Святой Параскевы. Так это или нет, выяснить нам не удалось.

В любом случае, батюшка Иоанн считал этот родник «своим» и советовал всем приходящим к нему брать отсюда святую целебную воду.

Когда кто- нибудь сильно болел, Старец благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода, нет. Рекомендовал ее пить не только от телесных, но и душевных недугов.

Еще один родник расположен в Оленевке на улице Дектяревской в небольшом овраге. С ним также связано много легенд.

Некоторые жители считают, что это именно тот источник, который забил из земли в год рождения старца, так как он расположен недалеко от того места, где стояла первая келья Иоанна Оленевского, в 20-ых годах прошлого века там была размещена пуховязальная артель. И второй аргумент,- будучи еще мальчиком, Старец любил сидеть на круче оврага и молиться Богу. Такой возвышенности нет около источника, расположенного на улице Колончик.

Так или нет, мы, наверное, так и не узнаем, так как нет ни одного письменного первоисточника. Все основывается на устных рассказах, но это на наш взгляд, и не столько важно, важнее вера и надежда людей.



Заключение:

В ходе исследования были проведены опросы жителей села, использовались материалы Государственного Архива Пензенской Области (ГАПО), мультимедийный диск «Святые Источники земли Пензенской», расспрашивали мы и служителей Троице - Сергиевского храма села Соловцовка.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Родники - это не только природное, а и духовное достояние наше народа.

2.Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Чудесных действий удостаиваются лишь те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния.

3. Чтобы вода из святых источников принесла пользу - нужно заботиться о чистоте души, о светлости мыслей и дел.

4



© 2010-2022