Классный час «Хлеб - всему голова»

"Описание материала: Проведению классного часа предшествовала большая подготовительная работа.Дети подбирали и заучивали стихи о хлебе; мамы и бабушки пекли и покупали хлебобулочные изделия;сделали выставку зерновых культур. Решили пригласить бабушку-работницу хлебозавода, чтобы она конкретно рассказала о труде пекаря и почему нужно ценить и беречь хлеб. Показ слайдов о профессиях земледельцев способствовали более глубокому познанию и уважительному отношению к тем,кто растит хлеб . Видеозапись...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Классный час в3классе«Хлеб- всему голова»















Учитель начальных классов МАОУ СОШ №5 г. Бавлы Республики Татарстан Калимуллина Роза Агдасовна

Классный час «Хлеб - всему голова»

Классный час: «Хлеб - всему голова!»

Цели:

Формировать знания у учащихся о хлебе и труде хлебороба;

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважать людей труда;

Дать понятия новым словам.

Оборудование:

Плакаты: «Слава рукам, что пахнут хлебом», «Хлеб - народное богатство», «Основа жизни - хлеб».

На столе: различные виды хлебобулочных изделий к чаепитию.

Слайды с изображением орудий труда, техники и профессий людей, занятых в земледелии.

Аудиозапись песни «Хлеб - всему голова» в исп. Нар. Хора. Видеозапись «Блокадный Ленинград».

Выставка зерновых культур.

Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе, о нелегком труде хлебороба, о секретах плодородия земли, о необходимости ценить и уважать тяжелый труд земледельца. Ведь во все времена и у всех народов так же, как земля, вода и воздух, хлеб был и остается бесценным «божьим» даром. У нас в гостях бабушка Лейсан -Люция Булатовна, которая долгие годы работает пекарем на нашем хлебзаводе.

Ученики (стих «Хлеб» В. Бондарчука):

1.Идешь ли ты с работы жарким летом,

Морозной ли и вьюжною зимой,

Заходишь обязательно за хлебом

И бережно несешь его домой.

2. Вдохни его. Он пахнет утром ранним.

В нем рук тепло, забота строгих глаз.

Он в дом пришел сквозь годы испытаний,

Не зачерствев, как кое - кто из нас.

3. Священен хлеб, в себя вобравший солнце,

В себя вместивший хлебороба жизнь.

Ты сердцем чистым до него дотронься

И чистыми руками прикоснись!

Учитель: С древних времён хлеб был основным продуктом питания: ради куска хлеба отправлялись люди в дальние края. Порой лишь краюха хлеба спасала человека от голодной смерти. Недаром в народе живут и по сей день, как дань уважения, сотни стихов и песен, пословиц и поговорок о нём. И среди них одно из самых метких изречений: «Хлеб - всему голова!»

Звучит запись песни в исп.нар.хора «Хлеб -всему голова!» .Слайды с поговорками и пословицами: «Земля кормит людей, как мать детей», «Кто землю лелеет, того земля жалеет», «У кого хлебушко, у того и счастье».

Учитель: - Какой же путь проходит хлеб, чтобы попасть к нам на стол?

Слайды с изображением зерна в разрезе; как из земли тянется к солнцу зелёный росток; пшеничное поле с колосками.

Ученик читает отрывок из стих. Н. Некрасова «Крестьянские дети»:

-Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Ученики:- Хлеб, как известно, растёт на полях. Но растут там не буханки, не булки…

-Сначала хлеб растёт травой. Потом хлеб - твёрдые жёлтые зёрна.

-Потом мелют их в мельчайшую муку.

-Из муки получается жидкое тесто, а уж из этого теста выпекают наш хлеб.

-Хлеб белый - из пшеницы, серый хлеб - из ржи. Раньше хлеб выпекали из овса, ячменя и даже гороха.

Учитель:- Чтобы свежий и душистый хлебушек всегда был на нашем столе, не покладая рук, от утренней зари до вечерней, трудятся люди разных профессий (Показ слайдов: пахарь на тракторе пашет землю; комбайнер на комбайне молотит зерно; мельник на мельнице мелет муку; пекарь на пекарне печёт хлеб; продавец в магазине продаёт хлебобулочные изделия.)

Выступление пекаря ООО «Бавлинский хлебзавод» Шайхевалиевой Л.Б.(бабушки ученицы).

Сколько тяжёлого труда и пота вложено в каждый кусочек! Ребята, вдумайтесь, пожалуйста, имеем ли мы право выбрасывать недоеденный кусочек булочки, хлеба или печенья на пол, на улицу?.. Конечно, нет! Боль в сердце, стыд и возмущение возникают в душе каждого сознательного человека при виде валяющегося куска хлеба. Ведь отношение к хлебу - показатель степени культуры человека.

Ученик читает стих-е Петрусь Бровки :

- Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Учитель:- Ребята, мы живём в мирное время, столы наши ломятся от всякой вкуснятины. Представить даже не можем, что такое голод и не дай бог нам это узнать. Но знаем, что во время страшной войны, в период блокады Ленинграда, от голода умерло 642 000 человек.

Показ видеозаписи «Блокадный Ленинград».

Ученик: - Мы не должны забывать тех, кто отдал свои жизни в этой проклятой войне, чтобы над нашими головами всегда ярко светило солнце, было мирное небо и на столе стояло хлебушко.

Учитель:- Ленинградский блокадный хлеб, 125 граммов в сутки, какой же он был? 80% жмыха, трава, древесная стружка, немного отрубей и лишь два % муки. Это хлебом назвать можно было весьма условно. И люди жили, воевали, дорожили каждой крошкой. И не покорились врагу…

В будни и в праздники хлеб занимает почётное место.

«В чём же ценность хлеба? «- спросите вы. Хлеб-главный источник углеводов в питании. А углеводы дают организму много энергии. Хлеб из зерна крупного помола помогает наладить работу кишечника.

Ученики:

1.Именем хлеба люди клянутся - «у кого хлебушко, у того и счастье».

2.Хлебом-солью встречают дорогих гостей - «за хлебом-солью всякая шутка хороша».

3.Краюху материнского хлеба берут с собой в дальнюю дорогу как благословение - «не человек хлеб носит, а хлеб человека».

4.Пышный каравай - первый гость в новом доме, квартире: «хлеб будет - так и всё будет».

Учитель: - Ребята, давайте поделимся на две команды и поиграем в игру «Кто больше назовёт?». А называть будем мучные изделия, от разнообразия которых ломятся полки в хлебных магазинах.

( Дети называют, учитель записывает на доске в два столбика. Например: хлеб, батон, булочка, ватрушка, пирог, баурсак, очпочмак, оладьи, бублики, кренделя, баранки, кекс, шарлотка, сухари и т.д.)

А сейчас узнаем значение некоторых вкусных « хлебных» слов. Показ слайдов:

Хлеб - древнегреческое слово.

Батон - французское слово «палка».

Булка - польское слово «шар».

Сайка - эстонское слово «белый хлеб».

Калач - славянское слово «колесо».

Бутерброд - немецкое слово «хлеб с маслом».

Ученики читают стих - е Нефёдова:

  1. «Хлеб - всему голова». Вечно живут слова.

Вянет листва, трава - Хлеб всему голова.

2.В дальнем краю село, в сердце страны - Москва,

Всюду нам с ним светло: Хлеб всему голова.

3.Правда у нас в дому будет всегда жива:

Мир - это хлеб всему. Хлеб - всему голова!

Подведение итогов урока. Чаепитие.

Декабрь 2013г

© 2010-2022