Взаимодействие детей и родителей в обеспечении социальной успешности ребёнка

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Взаимодействие детей и родителей в обеспечении социальной успешности ребенка


Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы воспитания, осознанием педагогическими коллективами необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников.

Для развития социальной успешности необходимо чтобы педагоги общеобразовательных учреждений систематически и целенаправленно работали с родителями своих воспитанников. Только во взаимодействии с родителями возможно формирование человеческого потенциала, который способен осознавать цели, контролировать сознание, планировать собственную жизнь, исходя из приоритетов общества и государства.

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Цель: изучение эффективных приемов работы с родителями по формированию у детей социальной успешности.

Перечень профессиональных компетентностей в рамках имеющейся квалификации

  • способность к использованию систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • владение основами речевой профессиональной культуры;

  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

  • способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания в области педагогической деятельности;

  • способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

  • готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

  • способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;

  • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

в области научно-исследовательской деятельности:

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

  • способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

  • способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Планируемые результаты обучения:

Конкретную технологию для работы с семьей по профилактике деструктивных семейных отношений.

  • иметь знания о конкретных технологиях работы с семьей и ближайшем социальном окружении ребенка по формированию его социальной успешности;

  • владеть методами и формами работы с семьями по формированию социальной успешности ребенка;

  • разработать методическую копилку форм работы с родителями и ближайшего социального окружения помогающих формированию социальной успешности ребенка.

Содержание курса

Раздел I. Взаимодействие педагогов с родителями как условие успешной социализации ребенка.

Основные понятия: социализация, успешная социализация, взаимодействие.

Обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне. Обучение родителей оказывать на ребенка педагогически целесообразное воздействие. Развитие навыков взаимодействия детей с родителями. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями своих детей.

Тема 1.1. Обеспечение социальной успешности ребенка в семье.

Основные понятия: общение, социальная успешность, потребности.

Общение в семье - залог успешности будущего ребенка. Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Основными механизмами, с помощью которых ребенок в семье приобщается к социальной действительности.

Тема 1.2. Формы и методы работы учителя с родителями по обеспечению социальной успешности ребенка в семье.

Основные понятия: педагогическое мышление родителей,

Принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Обеспечение педагогами развития педагогического мышления родителей и развитие их психолого-педагогических знаний по обеспечению социальной успешности собственных детей. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями и их использование в формировании у них знаний о социальной успешности ребенка.

Раздел 2. Использование приемов снятия напряженности и налаживания контактов для формирования социальной успешности ребенка.

Основные понятия: арт-терапия, самооценка, групповое занятие, конфликт.

Концептуальные основы приемов снятия напряженности и налаживания контактов для формирования социальной успешности ребенка. Проведение группового занятия по арт-терапии. Решение конфликтов через разнообразные приемы арт-терапии. Выявление доминирующих профессиональных интересов ребенка через групповую работу и повышение его самооценки. Занятие в группе с использованием арт-терапевтических техник (техника «10 рисунков», техника «5 вопросов - 5 ответов», техника «Креативный рассказ», техника «Сухие листья», работа с собственным именем, техника «Коллаж» и др.).

Условия реализации программы: мультимедийная установка, электронная презентация, раздаточный материал, бумага для флипчарта, маркеры (фломастеры).

Форма оценки качества освоения программы:

  • Форма итоговой аттестации - создание методической копилки форм работы с родителями и ближайшего окружения помогающей формированию социальной успешности ребенка


Список литературы

1. Алексеева, И.А., Новосельская И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005 г.;

2. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - Хабаровск, 1989.

3. Диреклеева, Н.И. Новые родительские собрания. М.: «Вако», 2006.

4. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. - М., 1995.

5. Лупоядова, Л.Ю., Мельникова, Н.А., Якимович, И.Г. Школа и родители. Волгоград: «Учитель», 2007.

6. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005.

7. Мухина В. C. Возрастная психология: Феноменология развития. 10-е издание (Учебник) - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. -М.: Издательство: Юрайт, 2012. - 460 с.

9. Пеунова С.М. Азбука счастья. Книга I «Главное о человеке». Самара: Издательский дом Светланы Пеуновой, 2008.

10. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха. /Вестник практической психологии образования", № 1 (6), январь - март 2006.

11. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1987.

12. Юркевич, В. Проблема эмоционального интеллекта. /Вестник практической психологии образования, № 3, июль - сентябрь 2005.

13. Януш Корчак, Как любить детей. - Хабаровск, 1988.

































© 2010-2022