Выступление на педсовете по теме: Компьютерные технологии применяемые на уроках башкирского языка и литературы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Компьютерные технологии применяемые на уроках

башкирского языка и литературы

Выступление на педагогическом совете школы

МОБУ ООШ № 7

Иманаева Л.Б.

Работаю учителем башкирского языка и литературы в русской школе. И как любой учитель хочу, чтобы мои уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. На своих уроках стараюсь раскрыть перед учениками красоту родного языка. В своей работе использую различные активные формы и методы. Трудные на первый взгляд задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения основным аспектом является интеллектуальный рост учащихся. В настоящее время на уроках детям дается очень большой объем информации, поэтому необходимо интенсифицировать процесс развития. С целью интенсификации обучения я использую новые технологии.

Изучив научную, методическую литературу по использованию компьютерных технологий определила следующие возможности использования компьютерных технологий на уроках башкирского языка и литературы для создания положительной мотивации изучения родного языка:

- при подготовке к уроку как учителем, так и обучающимися,

- в ходе урока можно использовать компьютер для демонстрации

- презентаций во время объяснения новой темы, повторения и закрепления пройденного материала, для проверки уровня усвоения изучаемого материала коллективно и в индивидуальном порядке.

В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования компьютерных технологий:

  • повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

•возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

  • усиление наглядности

•осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

•расширение объёма предъявляемой учебной информации;

•обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

•повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

•включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; •повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом),

  • активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение их в современное пространство информационного общества,

  • самореализация и саморазвитие личности ученика.

В результате эксперимента качество обучения повысилось с 70% до 85% . Повышения качества обучения достигнуто систематическим использованием информационных технологий на уроке, которые позволили решать такие задачи, как:

-создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-выработка долговременной положительной мотивации к обучению; -преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

-использование личностно- ориентированного обучения;

-повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся

-повышение эффективности урока.

Эффективность применения информационных технологий на уроках башкирского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.

Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении башкирского языка и литературы.

На уроках активно внедряю национально-региональный компонент, который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного края, народных традициях и языках разных национальностей, живущих в Республике Башкортостан.

На уроках родного языка с помощью информационных коммуникационных технологий возможно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять: для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку»; в таблицах и правилах делать большего размера нужную букву. Использование компьютера в обучении родному языку позволяет развить у учащихся навыки чтения, письма, а также значительно расширить словарный запас. Основные упражнения и методические приемы при работе с компьютером следующие:

- вопросно-ответный диалог,

- диалог с выборочным ответом,

- диалог со свободно конструированным ответом,

- упражнения на заполнение пропусков.

Компьютер можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении полученных знаний. Ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач.

Применение компьютера в начальных классах при проведении физкультминутки не только улучшает настроение детей и дает возможность ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами, но и позволяет в ненавязчивой, непринужденной форме запоминать новые слова, понятия (физкультминутки по сказке «Репка», для отдыха пальцев).

Использование презентаций на уроках показало, что возрастает заинтересованность учеников материалом, который я хочу преподнести им. В легкой, непринужденной форме диалога, который сопровождается показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова.

Компьютер может стать единственным источником, в котором можно обнаружить новейшие произведения современных писателей и поэтов, а также редкие издания известных авторов. В данном случае компьютер просто заменяет хрестоматию по башкирской литературе. Каким же образом он сможет выдавать нужный материал? Для этого существуют электронная сеть Интернет и диски, со специально заложенной в них информацией. Урок будет построен следующим образом: в зависимости от целей и задач я выбираю форму урока, продумывая этапы, компьютер начинает свое действие на этапе усвоения новых понятий, и перед учащимися наглядно высвечивается текст определенного художественного произведения, либо отрывок, фрагмент произведения, над которым предстоит поработать. Дальнейшая работа с текстом традиционна: составить план для пересказа произведения, найти символичные образы, определить значение незнакомых понятий и компози­ционную структуру произведения и т.д.

Огромную помощь оказывает компьютер при проверке знаний, умений и навыков учащихся, то есть при проверочных и контрольных работах. Это может быть форма теста с вариантами ответов. Существует несколько правил при использовании и составлении тестов:

  • соотношений заданий «формального» и «аналитического» типа должно быть в пользу последних: формальным называется задание на знание фактического материала; аналитическое задания требуют логического мышления и применения знаний;

  • необходимо корректное формулирование задания - если написать одно, а иметь совсем другое, то могут возникнуть недоразумения;

  • в предлагаемых ответах должна быть заложена логика - тест должен побудить найти правильный ответ;

  • следует стремиться к наличию объективной мотивации для выбора однозначного ответа.

Логика составления тестов традиционно предполагает следующий ряд ответов: правильный, похожий на правильный, неправильный.

Для урока необходимо обилие материала: это могут быть иллюстрации, записи выразительного чтения стихотворений великих поэтов, романсы, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов, театральная постановка и киноэкранизация произведений татарской литературы. Вышеперечисленный материал используется на различных этапах урока, может быть великолепным дополнением для уроков внеклассного чтения.

Как обычно, преподаватель разрабатывает задания: по­добрать из целой коллекции иллюстраций наиболее подходящую к предложенному отрывку, можно, наоборот, к иллюстрации подобрать отрывок, из нескольких предложенных; возможно просмотреть этот же отрывок в экранизированном виде, в театральной постановке и расширить анализ данного отрывка; используя специальные диски по творчеству писателей, поэтов, можно рассмотреть историю создания данного художе­ственного произведения. В любом случае разносторонний взгляд на одно и то же произведение углубляет его понимание.

Для учащихся на уроках представляют особую трудность анализ лирического произведения, составление характеристики на героев, сжатый или развернутый пересказ всего произведения либо отрывка. Преподаватель может облегчить выполнение данного вида заданий, составив специальные алгоритмы или схемы, они, в свою очередь, будут занесены в компьютер, и учащиеся по алгоритму быстро выполняет задание; можно и усложнить работу - составить наиболее удобный алгоритм анализа лирического, эпического или драматического произведений.

Особенно часто можно обращаться к компьютеру при организации проверочных работ. В данном случае это не будет занимать много времени, позволит быстро оценить ответы, что намного облегчит работу преподавателя. Виды проверочных работ на компьютере могут быть разнообразны. Приведем некоторые из них:

  1. тест без выбора ответов по целому разделу, творчеству ряда писателей;

  2. по предложенным цитатам определить произведение;

  3. сделать полный анализ лирического или прозаического произведения;

  4. «дырявый текст» - вставить в лирическое произведение пропущенные эпитеты, сделать это в соответствии с ритмикой стихотворения;

  5. определить главного героя по портретной характеристике;

  6. определить имена писателей по предложенным названиям, их места рождения;

7) составить сравнительные таблицы героев, произведений, развития тем. Совместно с учащимися были подготовлены презентации.

Используя интернет- технологии, учащиеся подготавливают к урокам сообщения, рефераты.

Не для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают, интерес пропадает, результаты бывают низкими. Чтобы избежать этого, я стараюсь провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к предмету.


© 2010-2022