Развитие толерантных качеств обучающихся как условие формирования ценностных качеств личности

Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь.        Основная идея проекта по развитию толерантных качеств  заключается в том, чтобы способствовать формированию  ценностных качеств личности обучающихся. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим из  различных микросоциумов.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Кировское»




«Развитие толерантных качеств обучающихся как условие формирования ценностных качеств личности»







Сроки реализации январь 2013- декабрь 2014 гг.



Авторы:

Заместитель директора по ВР

Кильдюшкина Юлианна Сергеевна


2014

Содержательная часть


  1. Обоснование программы

Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально - экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности - задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь.

Основная идея проекта по развитию толерантных качеств заключается в том, чтобы способствовать формированию ценностных качеств личности обучающихся. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим из различных микросоциумов. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок обучающихся. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, родителей, воспитателей, различные организация села.

Научная проблема характеризуется вопросом, как с помощью развития толерантных качеств сформировать представление ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

В нашей школе 58 детей обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида, из них 52 ребёнка - воспитанники областного государственного учреждения Кировский детский дом интернат в специальных коррекционных классах VIII вида, в общеобразовательных классах интегрированно обучаются 3 человека, 3 детей по медицинским показателям обучаются на дому.

21 ребёнок обучаются по специальной (коррекционной) программе VII вида, из них 9 человек - в специальном коррекционном классе VII вида, в общеобразовательных классах интегрированно обучаются 14 человек (с 3-го класса по 9 класс).

Таким образом, общее число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 79 человек, что составляет 34 % от общего числа обучающихся в школе.

За многие годы школа наладила партнёрские отношения с данными учреждениями на административном уровне. Объединив все вышесказанные условия и проанализировав уровень толерантности обучающихся, можно сделать вывод, что назрела необходимость в создании системы взаимодействия со всеми учреждениями с целью укоренения атмосферы толерантности среди обучающихся.

Также толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Практика взаимодействия обучающихся и людей их различных микросоциумов, практические моменты толерантного отношения на уроке, в семье, в классных коллективах будут способствовать формированию толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников, что является актуальной задачей современного образования.


  1. Цель: укоренение в школе атмосферы толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

  2. Задачи:

1. Развитие у обучающихся черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.


  1. Сроки реализации

1 января 2013 - 31 марта 2013 организационный этап

1 апреля 2013 - 1 октября 2014 практический этап

1 ноября 2014 - 31 декабря 2014 обобщающий этап

5. Основное содержание деятельности проекта

№ п/п

Этапы реализации

Задачи

Содержание (основные виды деятельности)

Ответственные

Прогнозируемые результаты

1

организационный этап

- ознакомление с основными пунктами проекта по созданию положительного настроения в коллективе;

- теоретическая и практическая подготовка педагогов школы

анкетирование;

- педсовет для учителей, родительские собрания;

- переработка воспитательных планов с учетом «компонента толерантности»,

- создание творческой группы педагогов

Директор,

зам. директора по УВР,

зам. директора по ВР.

Анализ реальной ситуации в школе (состояние толерантности); обнаружение «очагов нетерпимости»; обучение педагогических кадров.

2

практический этап

- практический переход на выполнение проекта;

- совершенствование развивающей среды

- уроки, классные часы;

- общешкольные мероприятия и совместные праздники с соучастниками проекта;

- проведение Дня толерантности (16 ноября);

- проведение Недели Добра;

- организация центра выходного дня «Мы вместе»

Директор,

зам. директора по УВР,

зам. директора по ВР, учителя.

Формирование новой (толерантной) среды; мониторинг происходящих изменений, анализ результатов деятельности.

3

обобщающий этап

- диагностика;

- анализ полученных диагностических материалов;

- создание рекомендаций на основе положительного опыта эксперимента.

- анкетирование учащихся;

- итоговое собрание участников проекта.

- печатные публикации.

Директор,

зам. директора по УВР,

зам. директора по ВР, учителя.

Привитие толерантного отношения к людям разных микросоциумов; сформированность нравственной грамотности, чувства ответственности участников проекта.


  1. Нормативно-правовая база

Разработана программа проекта.

Разработаны и утверждены локальные акты для реализации проекта:

  1. Приказ о внедрении и освоении программы проекта.

  2. Договора о сотрудничестве;

  3. Положение о материальном стимулировании работников в МБОУ СОШ с. Кировское;

  4. Положение о специальных (коррекционных) классах;

  5. Положение о внутришкольном контроле;

  6. Положение об обучении на дому.

  7. Положение о проведении общешкольного мероприятия.

  8. Положение о творческой группе.

    1. Организационная база

Проведение анализа опыта работы образовательных учреждений по проблеме.

Выявление конкретных затруднений, противоречий в реализации данной
проблемы в школе.

Создание и организация работы творческой группы педагогов по разработке
проекта (разработка содержания проекта, выбор форм, методов и приёмов ведения
инновационной работы, определение критериев, показателей эффективности работы в рамках проекта).

Реализация программы проекта педагогическим коллективом.


    1. Научно - методическая база

1.Проведение инструктивно - методических теоретических совещаний:

- Анализ учителем своей педагогической деятельности, направленной на толерантное воспитание детей.

- Организация методической работы в школе, работающей в режиме создания толерантного образовательного пространства.

- Портфолио ученика, как средство оценки личных достижений.

2. Разработка диагностического инструментария иследований успешности реализации проекта.

3. Подготовка членов администрации, педагогов по теме проекта.

4. Создание информационного банка педагогических идей, сформированных в рамках проекта.

5. Формирование рекомендаций по внедрению проекта.

5.4. Информационная база

Информационная поддержка всех субъектов проекта:

- Инструктивно-методические совещание педагогов ОУ.

- Проведение ученических собраний с презентацией проекта.

- Проведение родительских собраний для ознакомления с целями и задачами проекта.

- Оформление информационного альбома по внедрению проекта.

- Информация на сайте школы, в СМИ.

- Публичный отчет школы.

5.5. Материально-техническая база

Современные кабинеты физики, истории, английского языка, информатики, математики, русского языка, литературы, начальных классов, приобретенные школой как победительницей в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.

  1. Интерактивные доски.

  2. Компьютеры.

  3. Мультимедийные проекторы.

  4. Компьютерный класс .

  5. Музыкальная аппаратура.

  6. Банк сценариев для различных мероприятий.

  7. Спортивный инвентарь.

  8. Автобус.


    1. Кадровая база

5.7.1. Общее количество:

23 учителя, 1 социальный педагог, 1 педагог дополнительного образования, 12 совместителей.

5.7.2. Образование:

Высшее - 20, Средне-специальное - 5.

5.7.3. Квалификационная категория:

Высшая - 4, Первая - 20, Вторая- 1

5.7.4. Педагогический стаж человек):

- От 5 до 10 лет - 3,

- От 11 до 25 лет - 14,

- Свыше 25 лет - 8

5.7.5. Звания и награды:

- «Отличник просвещения» - 2 человека

- Грамота Министерства образования и науки РФ - 4 человека.

- Почётный работник образования - 1 человек.



  1. Описание возможных рисков и мер по их устранению.

Риски:

1. Появление новых «очагов нетерпимости», непредусмотренных проектом.

2. Недостаточная компетентность педагогов по теме проекта;

3. Отсутствие компетентности у родителей в вопросах воспитания ребёнка .

Компенсационные меры:

1. Отслеживание ситуации и разработка мер устранения «очагов нетерпимости»;

2. Курсовая подготовка по проблеме;

3. Проведение родительских собраний с презентацией программы, индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

7. Ожидаемый результат реализации проекта

Внедрение инновационного проекта должно привести к возможным положительным результатам:

  • к укоренению в школе духа толерантности, уменьшению конфликтов, развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.

  • внедрение «фактора толерантности» в школьные дисциплины и внеурочную деятельность обучающихся;

  • разработка системы мероприятий по развитию толерантных качеств личности учащихся (педагогов, родителей, воспитателей);

  • создание «команды» педагогов, объединенных единым видением проблемы толерантности.

  • публикация материалов проекта.

Количественные показатели:

  • Кол-во обученных педагогов

  • Кол-во учащихся и родителей, включенных в мероприятия проекта.

  • Кол-во соучастников проекта.

Качественные показатели:

  • Высокий уровень толерантности всех участников проекта;

  • степень удовлетворенности всех участников проекта.

8. Описание промежуточных результатов, полученных в ходе подготовки проекта на момент подачи заявки

1. Разработана программа проекта.

2. Создана модель взаимодействия обучающихся с различными микросоциумами.

3. Созданы кружки, объединения и спортивные секции для занятий

(в том числе детей с особыми образовательными потребностями).

5. В школе создаются условия для реализации проекта. В частности разработан ряд нормативных документов:

- Приказ о внедрении и освоении программы проекта.

- Договора с соучастниками проекта;

- Положение о проведении общешкольного мероприятия.

- Положение о творческой группе.

6.Укреплена материально-техническая база.

Современные кабинеты физики, истории, английского языка, информатики, математики, русского языка, литературы, начальных классов, приобретенные школой как победительницей в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.

1. Интерактивные доски.

2. Компьютеры.

3. Мультимедийные проекторы.

7. Проведено информирование общественности о создании и механизме реализации проекта:

- Инструктивно - методические совещание педагогов ОУ.

- Проведение ученических собраний с презентацией проекта.

- Проведение родительских собраний для ознакомления с целями и задачами

проекта.

9. Создана научно - методическая база:

- Обучены 15 учителей по программе «Современные подходы к коррекционно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях»;

- Обучены 9 учителей в аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция» г. Москва по программе «Инновационные технологии в организации учебно-воспитательной, социально-реабилитационной работы как условие развития учреждения».

10. Мы считаем одним из результатов деятельности педагогического и ученического коллективов на организационном этапе реализации проекта, следующие достижения:

- обучающиеся школы, в том числе дети с особыми потребностями неоднократно являлись участниками, победителями и призёрами конкурсов и смотров.

- занято детей в кружках, объединениях и спортивных секциях 58 % .

- учителя имеют положительный опыт участия с обучающимися в проектах, конкурсах, конференциях муниципального и областного уровней.

- Выросло число совместных мероприятий школы, детского сада, детского дома, детского и взрослого дома инвалидов.

- Реализация гранта «Школьная мини типография» от «Сахалин Энерджи» на сумму 80 000рублей.

9. Финансовая эффективность реализации проекта.

Во многом реализация инновационного проекта опирается на существующий опыт работы образовательного учреждения. Вместе с тем для развития и оформление этого опыта в инновационный образовательный ресурс, доступный для образовательных учреждений района, предполагает привлечение дополнительных ресурсов. В частности потребует:

- обеспечения реализации проекта в части приобретения расходных материалов, которое позволит реализовать эстетическую и диагностическую часть проекта.

- обеспечения реализации проекта в части приобретения телевизора с DVD, дисков, спортинвентаря, развивающих игр, которые позволят реализовать практический этап проекта.

- обеспечения реализации проекта в части повышения квалификации и переподготовки работников образовательного учреждения в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Более подробно информация о затратах на реализацию инновационного проекта представлена в финансовой смете проекта.

п/п

Направления работы

Наименование и виды необходимых затрат

Сумма (руб.)

Предполагаемый источник финансирования

1.

Обучение педагогов.

Курсы повышения квалификации

30 000

Бюджет

Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.)

1000

Спонсорские взносы

Итого:

31000

2.

Тестирование учащихся, определение «очагов нетерпимости».

Приобретение психологической литературы

1000

Спонсорские взносы

Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.)

1000

Спонсорские взносы

Итого:

2000

3.

Организация мероприятий

Приобретение телевизора с DVD, компьютерной техники.

100 000

Бюджет, средства от победы в конкурсе инновационных проектов.

Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.)

1000

Спонсорские взносы

Итого:

101000

Всего:

134000

Библиографический список

1. Айзенк Г., Вильсон Г. как измерить личность. М., 2000.

2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., О смыслах понятия толерантность// Век толерантности: Научно - публицистический вестник. М. 2001.с. 8 - 18.

3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М. 2003.

5. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М., 1997.

6. Права ребенка и толерантность, использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8 - 10 классов. Ростов - на - Дону, 2002.

7. Права человека: Методика преподавания в школе (9 - 11 классы). Пермь, 2004.

8. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности ля подростков. М., 2000.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.

© 2010-2022