Валеологический аспект в работе классного руководителя

Валеология – наука о здоровье (от лат. valeo – быть здоровым). Ее концепция – установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей. Одной  из  современных задач образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использова...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валеологический аспект

в работе классного руководителя

Валеология - наука о здоровье (от лат. valeo - быть здоровым). Ее концепция - установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей.

Ключевое понятие в валеологии - гармония. А формирование гармонично развитой личности - одна из целей воспитания и в деятельности классного руководителя, и учителя-предметника.

Круг задач валеологического образования включает:

- объяснение необходимости знаний о здоровье;
- определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях;
- формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации (диагностика и прогнозирование), принятии решения;
- способы (методики) самодиагностики состояния здоровья;
- объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье;
- анализ и оценка образа жизни (своего и семьи);
- формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
- развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения, умения делать выбор и нести за него ответственность.

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Эта классификация и положена в основу деятельности.

I. Здоровьесберегающие технологии

в воспитательной работе классного руководителя

Цель:

формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса.

Задачи:

​ создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;

​ предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;

​ формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире..

Функции классного руководителя:

​ санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

​ организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

​ организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

​ организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

​ организация и проведение профилактических работы с родителями;

​ организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

​ организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

​ организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

​ организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Основные подходы к организации здоровьесбережения учащихся:

Годовая циклограмма работы классного руководителя по здоровьесбережению

Направление

Формы работы с учащимися

Формы работы с родителями

Диагностика

Занятия: «Способы самодиагностики, влияющие на здоровье», «Здоровый образ жизни», «Системы оздоровления».
Игры, решение ситуативных задач

Родительское собрание: «Состояние здоровья учащихся»

Анализ данных состояния здоровья

Информирование ребенка о результатах медосмотра. Составление индивидуальной программы оздоровления
Встречи с медработниками и др.

Родительское собрание: «Принципы формирования здоровья. Результаты медосмотра»

Оздоровление и формирование полезных привычек

Привлечение в спортивные секции, активный отдых. Система классных часов.

Праздники, походы


Здоровьесберегающая деятельность, осуществляемая мною, реализуется в 3-х направлениях:

1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми.
2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.
3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья (в широком смысле) детей на уроке и во внеурочной деятельности

В структуру валеологических занятий входят лекции, беседы, видеофильмы, решение познавательных и ситуативных задач, игры, тренинги, встречи с психологом, медработниками и т.д., знакомство с системами оздоровления.

Особое место в работе классного руководителя и учителя-предметника занимают валеопаузы. Это короткие эвристические беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. Это и моделирование проблемных ситуаций с обсуждением поведенческих реакций для их разрешения. Например, во время эпидемии гриппа проводятся беседы: «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях: «Терпение и терпимость», «Как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой», «Здоровые потребности и потребность в здоровье», «Здоровье как мудрость и мера жизни», «Исцеляющая радость душевной красоты».

1. Классные часы по пропаганде, формированию ЗОЖ и профилактике дорожного травматизма.

Образ жизни - понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

Классные часы проходят в форме беседы, дискуссии с использованием мультимедийных средств кабинета. По итогам занятия детям предлагается оформить свои мысли в виде эссе, письма и т. д.

2. Работа с родителями по организации совместного проведения отдыха и организация обучения для родителей. Формирование навыков и установок на здоровый образ жизни.

Формирование физического здоровья, прежде всего, связано с двигательной активностью. Поэтому мероприятием каждого учебного года является традиционный «День здоровья», когда мы выезжаем на природу вместе с родителями и организуем активный отдых. В ходе этого мероприятия не только ведется борьба с гиподинамией, но и воспитание правильного общения между взрослыми и детьми, а также ребят между собой. Родители имеют возможность показать пример формирования физического здоровья. В рамках программы не только спортивные мероприятия, но и подвижные игры, организация совместного обеда. Все эти мероприятия направлены на формирование физического и психического здоровья. В зимнее время это выезд в лес. Такие мероприятия формируют и экологическое образование и навыки поведения в природе.

Работа с родителями - это не только совместные мероприятия, но и организация лектория для родителей с темами: «Психологические и физиологические особенности определенного периода» в зависимости от возраста детей, «Социальное одиночество», «Как помочь учиться?» и т.д.

Результатом всей деятельности на протяжении семи лет (5-11 класс) является хорошо сформированный коллектив учащихся. В классе создана атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания.

Психическое здоровье

Понятие "психическое здоровье" в последние годы все прочнее завоевывает приоритетные направления в самых разных видах жизнедеятельности человека. Мы все чаще слышим рассуждения о "психическом здоровье нации" и о "психологическом комфорте" на рабочем месте, о "психическом благополучии" школьников и об их "психосоциальной компетентности

Физическое здоровье

Профилактика глазных заболеваний

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

Профилактика нарушения осанки

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

Нравственное здоровье

- внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность - наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, и особую роль призвано сыграть слово - слово учителя, слово писателя.

II. Технологии,

обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик; ученик - ученик

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие и т. д.

Темп окончания урока

Урок в рамках здоровьесберегающих технологий провожу при выполнении обязательных условий:

- плотность урока не более 80 %;

- 4 - 7 видов учебной деятельности,

- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин.,

- наличие 2 - 3 эмоциональных разрядок,

- чередование позы детей,

- присутствие физкультминуток и динамических пауз,

- использование учебно - познавательной игры,

- создание ситуации успеха как «сильным», так и «слабым» обучающимся,

- необычность подачи учебного материала,

- система учебных требований,

- формирование ответственного отношения к учению,

- рефлексия поведения обучающихся класса,

- создание ситуации взаимопомощи,

- взаимопроверка.

Использую различные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности: эмоциональные, познавательные, разумная организация учебного процесса, волевые, социальные.

Эмоциональные:

- поощрение,

- учебно - познавательная игра,

- создание ярких наглядно - образных представлений,

- стимулирующее оценивание,

- свободный выбор задания,

- постановка системы перспектив,

- удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные:

- опора на жизненный опыт,

- познавательный интерес,

- занимательность содержания,

- новизна учебного материала,

- необычность подачи учебного материала,

- выполнение творческих заданий,

- создание проблемной ситуации,

- побуждение к поиску альтернативных решений.

Разумная организация учебного процесса:

- постановка цели урока совместно с детьми,

- чёткое структурирование учебного материала,

- логическое изложение учебного материала,

- своевременное чередование более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых,

- доброжелательное отношение к учащимся,

- создание благоприятного психологического климата в классе.

Волевые:

- предъявление учебных требований,

- информирование об обязательных результатах,

- формирование ответственного отношения к учению,

- познавательные затруднения,

- самооценка деятельности и коррекция,

- рефлексия поведения,

- прогнозирование будущей деятельности.

Социальные:

- развитие желания быть полезным Отечеству,

- побуждение подражать сильной личности,

- создание ситуации взаимопомощи,

- поиск контактов и сотрудничества,

- заинтересованность в результатах коллективной работы,

- взаимопроверка,

- рецензирование.



© 2010-2022