Влияние семьи на характер поведения подростка

Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось!-         Не тут-то было: только начинается!М.Ю.Лермонтов Семья – это среда, в которой происходит первичная социализация ребенка, это окружение наиболее близких каждому человеку людей, благодаря которым он впервые познает добро и зло. Благодаря семье человек в прямом и переносном смысле становится человеком, придя в этот мир. Прежде всего, остановимся на преимуществах семейного воспитания.  Оно, несомненно, имеет ряд достоинств. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние семьи на характер поведения подростка


Воспитывать… самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось!

  • Не тут-то было: только начинается!

М.Ю.Лермонтов

Семья - это среда, в которой происходит первичная социализация ребенка, это окружение наиболее близких каждому человеку людей, благодаря которым он впервые познает добро и зло. Благодаря семье человек в прямом и переносном смысле становится человеком, придя в этот мир.

Прежде всего, остановимся на преимуществах семейного воспитания. Оно, несомненно, имеет ряд достоинств. Профессор С.Д.Лаптенок выделяет следующие. Это - повседневность контактов воспитателей и воспитуемого; эмоциональная и морально-психологическая устойчивость родительского взаимодействия; положительный пример взрослых; возможность учета психического склада каждого ребенка и индивидуальный подход к нему; развитие у детей чуткости и душевности через эмоциональную доброту и отзывчивость старших; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; мощь родительского авторитета; заложенные в семье возможности для нравственного возвышения личности, воспитания у каждого ее члена добропорядочности, трудолюбия; использования традиций, обычаев для созидания высокой нравственной культуры, исключающей националистические, религиозные и расовые перегородки между людьми и народами; прочность ценностно-мировоззренческих установок отчего дома, семьи.

Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи. В них подростку неуютно, он испытывает дискомфорт, иногда они деформируют его личность. Такой подросток, как правило, становится «трудным». Неблагополучные семьи - источник социального сиротства (дети-сироты при живых родителях). Немало молодых родителей отдают на воспитание детей в государственные учреждения, лишь изредка их навещая, демонстрируя свои родительские права. А есть и такие, которые вообще не являются даже по вызовам педагогов.

Выясним, каково же влияние семьи и ближайшего окружения на характер поведения подростка. Каковы особенности той или иной семьи, как они влияют на возникновение трудностей в поведении школьника? На этот счет существуют разные точки зрения.

Л.С.Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная. Г.П.Бочкарева в основу классификации неблагополучных семей кладет содержание переживаний ребенка, его благополучие:

  • семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю;

  • семьи, в которых нет эмоционального контакта между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

  • семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальную деятельность.


А.Е.Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семейном воспитании:

  • гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

  • гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

  • ситуация создания «кумира» семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала его за весьма скромные успехи;

  • ситуация создания «золушек» в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Б.Н.Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющим возможность оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени и сил на поддержание материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, но все же создают нежелательный фон для воспитания детей;

  • конфликтные семьи: где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; где один родитель не терпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас демонстративно конфликтны. Более старшие конфликтуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

  • нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

  • педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у него дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление отгородиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например меньшую активность, послушность и т.д.

М.Реттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайности. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

М.Раттер отмечает и другие факторы, неблагоприятно действующие на ребенка. Таковы, например, жесткие ограничения и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося и даже к невротическим состояниям. Гиперопека ведет к затруднениям в общении с детьми. Вызывает трудности и доминирование в семье одного из супругов, находящее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет на ребенка и жизнь вдали от семьи, особенно потеря одного из родителей. Способствует появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, монотонность окружающей среды, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.

Неблагополучие в семье порождает насилие. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43 % из них считают свою семью дружной и сплоченной; у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % - с матерями. И это - в обычных семьях, а в конфликтных, порождающих «трудных» детей, дело обстоит еще сложнее. Очень хорошо проблему жестокости и насилия в семье выразила в своем стихотворении Наталья Сорока:

«Давай, уходи, проклятая,

Скорей убирайся прочь! -

Кричала старуха помятая,

Швыряя на улицу дочь. -

Проваливай, чтоб не видела,

И больше не приходи…

Всегда я тебя ненавидела.

Ну, что ж ты стоишь? Иди!»

Девчонка-подросток в отчаянье

От горя застыла сперва,

Потом поплелась под прощальные

Матерные слова.

Февральская ночь морозная,

Метель, завывая, кружит,

И в мире совсем одинокая

Малышка замерзла, дрожит.

А в окнах многоэтажек

Веселый и сытый свет,

И до несчастной девчушки,

Конечно, им дела нет.

А с детства ей в память врезались

Хмельные попойки, дурман,

И в страхе она быть замеченной

Пряталась за диван.

Ей было тогда лет одиннадцать,

Когда за пол-литра мать,

Избив ее предварительно,

Дружкам согласилась продать.

Да будет жестокость проклята

Таких вот зверей-матерей,

От пьянства не знающих просыху,

Ломающих жизнь детей!

Ей сразу же с ясностью вспомнился

Весь ужас, в котором жила.

Глаза вновь слезами наполнились,

Не видела, куда шла…

Машина навстречу случайная, -

А лед помешал тормозить.

Не было ни боли отчаянной,

Ни слез. Так закончилась жизнь.

Несчастная и ненужная…

Мораль здесь совсем не нужна.

Да будет жестокость проклята

И пьяная наша страна!

Что же такое жестокое обращение с детьми, или насилие? Это сознательные или неосознанные физические или психические повреждения, которые происходят в семьях или учебно-воспитательных учреждениях, приводят к травмам (или даже к его смерти), препятствуя развитию ребенка. Различают четыре вида насилия:

  • физическое насилие - это причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка;

  • психическое (эмоциональное) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Такое бесчеловечное и злобное неуважение родителями чувства собственного достоинства ребенка названо «душегубством». Оно преднамеренно направлено на подавление у ребенка чувства радости, любви и идентичности. При этом происходит нарушение структуры личности, поведения и его социальной сущности. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни;

  • сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, для изготовления порнографической продукции, а также вовлечение детей в занятие проституцией;

  • пренебрежительное отношение к ребенку - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении; оставление детей без присмотра.

Процесс социализации ребенка начинается не в школе, не в дошкольном учреждении, а в семье, и ошибки и просчеты в воспитании в раннем возрасте могут проявиться позднее в поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях развития личности.

Трудности, связанные с отрочеством и юностью, усложняются тем, что влияние старших ослабляется, вытесняется влиянием сверстников. И сможет ли подросток самостоятельно противостоять отрицательному влиянию этой среды?

Это зависит от его характера, от сложившегося мировоззрения, самооценки, ценностных ориентаций, которые складываются в семье. Но главное - та атмосфера, которая царит в семье, взаимоотношения между членами семьи.

Отношения взрослеющих детей и родителей особенно сложны тогда, когда в семье присутствует авторитарный стиль воспитания, который зачастую несет в себе насилие, как, впрочем, и стиль невмешательства, от которого страдают обе стороны. Авторитарные родители сами не имели опыта настоящей заботы, ласки, любви и близости, так как с детства были эмоционально закрепощены той ж самой авторитарной системой. И вот живущий в атмосфере насилия ребенок постоянно убеждается в собственной неполноценности, что порождает его низкую самооценку, которая может стать началом отклоняющегося поведения. Накапливается отрицательный опыт, и ребенок перестает бояться угроз и наказаний, которые раньше срабатывали, перестает считать, что быть наказанным стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается. Насилие становится нормой, а дети просто не знают иногда, как жить по-другому, и пользуются практически теми же методами воспитания своих детей, какими пользовались их родители и родители их родителей.

Интересный пример такой «родительской консервативности» приводит психолог Э.Ланджер. Как-то молодая женщина собиралась запечь в духовке мясо. Перед тем, как положить его в чугунок, она отрезала от него небольшой кусок. Когда у нее спросили, зачем она это сделала, та ответила, что сделала так потому, что так всегда делала ее мать, когда запекала мясо. Ей и самой стало любопытно, и она позвонила матери, чтобы спросить у нее об этом. Мать ответила точно так же: «Потому что так делала моя мать». В конце концов, эта женщина спросила свою бабушку, зачем она каждый раз отрезала кусок мяса перед тем, как готовить. «Потому что оно не влезало в мою кастрюлю», - ответила бабушка.

Таким образом, система взаимоотношений родителей и детей принципиально не меняется, и происходит это не потому, что не существует новых методов и знаний в области человеческих взаимоотношений, а скорее всего, потому, что мало просто информировать родителей об этих методах, надо научить их пользоваться ими.

Атмосфера доброжелательности, поддержки, царящая в семье, дает детям чувство защищенности, она стимулирует и направляет их развитие, формирует адекватную самооценку, побуждает их быть лучше. Родителям следует усвоить несколько основных умений:

  • активно слушать, уметь слышать, что ребенок хочет сказать;

  • довести до сознания ребенка свои собственные слова, т.е. уметь выразить свои чувства в форме, доступной для понимания ребенка;

  • использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. уметь говорить с ребенком так, чтобы результатом разговора были довольны обе стороны: и родители, и ребенок;

  • уметь правильно видеть проблему и т.д.

Родителям необходимо учиться:

  • быть всегда готовыми воспринимать ребенка как личность, отдельную от них и непохожую на них;

  • выражать свою любовь и не стесняться это делать;

  • быть искренними с ребенком при выражении своих чувств;

  • одобрительно относится к чувствам ребенка, за проявление которых не следует хвалить или ругать, а принимать его таким, какой он есть;

  • уважать своего ребенка, верить в него и его способности, относится к нему как к человеку, имеющему право на самостоятельное решение.






© 2010-2022