Классный час Стыд и совесть

К 12 – 13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они её не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12 – 13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребёнок допускается к исповеди), а значит, обязан все ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГКОУ МКК «ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МО РФ»

Согласовано

_____________________Е. Коломенцева

начальник курса (учебного) 7-х классов

«____»_______________2013г.


РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

«СТЫД И СОВЕСТЬ»
















Москва 2013

Классный час

«Стыд и совесть»

К 12 - 13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они её не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12 - 13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребёнок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки и преступления. Классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели:

  • Уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;

  • Формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

  • Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 воспитанницам выяснить по словарю значение слов «стыд», «совесть», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление: написать на доске:

  • Определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

  • Пословицы:

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

  2. Совесть без зубов загрызёт.

  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

  4. Жизнь дана на добрые дела.

  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

  7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

  1. Вопрос - тест.

  2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

  3. Интерактивная беседа.

  4. Словарная работа.

  5. Игра «Чего нужно стыдиться?»

  6. Ситуация выбора «Голос совести».

  1. Ситуация первая.

  2. Ситуация вторая.

  3. Ситуация третья.

  1. Проблемная ситуация «Суд совести».

  2. Упражнения для совести.

  1. «Минута раскаяния».

  2. «Минута прощения».

  1. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

  2. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. Вопрос - тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Классный руководитель называет фамилии воспитанниц, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

  • Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

  • Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

  • Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

  • Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

  • Родителей вызывать в школу не позорно, а такие слова - позор.

  • Только не родителей!

  • А мне всё равно!

  1. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос - тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чём в нём говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - всё у него уже было.

Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спасть. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, - сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

  • Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

  • Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

  • Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

  • Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

  • Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

  • Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет.)

  • Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)



  1. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? Стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят две воспитанницы, читают словарные статьи.)

Воспитанница 1. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Воспитанница 2. Совесть - это драгоценное слово.

Воспитанница 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (читает свои записи). Совесть - внутренне сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Воспитанница 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Воспитанница 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (читает). Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Воспитанница 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Воспитанница 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Воспитанница 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

  1. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Классный руководитель читает.)

  • Физические недостатки

  • Некрасивые поступки

  • Поношенная, но аккуратная одежда

  • Старомодная одежда

  • Неряшливый вид

  • Непрестижная работа родителей

  • Твоё «простое» происхождение

  • Невежество, необразованность, безграмотность

  • Вульгарная внешность

  • Грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

  1. Ситуация выбора «Голос совести»

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

  1. Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 5 рублей. Как вы поступите?

(Воспитанницы высказываются)

  1. Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

(воспитанницы высказываются)



  1. Ситуация третья.

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Воспитанницы высказываются.)

  1. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, проступки, слова - всё человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить её в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки забросили её в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно стоял в воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлёпала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слёзы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

…А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлёпающая по лужам в домашних тапочках, голос её пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривал себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всём. Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением лёгких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошёл в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришёл по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивлённое лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжёлый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

  • Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

  • И почему всё-таки он плакал?

Примерные ответы воспитанниц:

  • Он постарался загладить вину.

  • Совесть подсказала ему. Что он всё сделал правильно.

  • Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

  • Он должен был что-то сделать и искупить свою вину.

  • Он плакал от жалости и от досады на себя.

  • Это были слёзы облегчения, очищения.

  • Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы воспитанниц:

  • Можно попросить прощения у того, кого обидел.

  • Верующие могут покаяться на исповеди.

  • Пообещать самому себе, что этого больше никогда не будешь делать.

  • Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем, становится привычкой.

  1. Упражнения для совести

  1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе - блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение . минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты девочки думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в своём поступке.

(Воспитанницы поднимают руки,, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

  1. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует масленицу (Если мероприятие проводится в другое время - вариант: «Все знают такой праздник, как Масленица»)

Последний день Масленицы называется «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

- Может быть есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассниц, у классного руководителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение и дома, и в Прощёное воскресенье попросить прощения у всех.



  1. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?

Примерные ответы воспитанниц:

  • Хорошо жить, можно спать спокойно.

  • Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

  • Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

  • Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нём проснётся совесть.

  • Он может, чего-то и добьётся, но люди его уважать не будут.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы воспитанниц:

  • Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

  • Нужно объявить бойкот.

  • Не подавать руки, не здороваться.

  • Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть. Станет человеку стыдно.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошёл к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы воспитанниц:

  • Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

  • Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

  • Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.

  • В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше на поступать плохо.

Литература:

  1. Классные часы: 7 класс/ авт.-сост. А.В. Давыдова, А.Д. Хижниченко. - М.: ВАКО, 2012.

  2. Ж-л «Классный руководитель» №1 , 2011



© 2010-2022