Буклет «Антикоррупционное воспитание школьников»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Презентация буклета

«Антикоррупционное воспитание школьников»

(методические материалы для учителей образовательных учреждений)

Хутыз Светлана Ерестемовна,

учитель иностранного языка

МБОУ СШ №1 а.Тахтамукай

Слайд 1.Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителей образовательных учреждений) - задания для групп старшего школьного возраста. Слайд 2.

Слайд 3. Одна из основных задач антикоррупционного воспитания в школе заключается в том, чтобы дать ученикам необходимые знания, которые помогут им:

• научиться распознавать коррупцию (а также отличать ее от других видов пре­ступлений);

• представлять аргументы, почему коррупция является злом;

• демонстрировать возможности снижения уровня коррупции.

Слайд 4. Способы получения и предоставления информации по антикоррупционному воспитанию могут быть: лекции, анализ различных письменных источников информации; беседы с различными людьми (сотруд­никами правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими); просмотр киноматериалов и др.

Но ведь основная задача заключается не в том, чтобы как можно больше знать, а в том, чтобы уметь, как можно более точно оценивать.

Поэтому для антикоррупционного воспитания более актуальны такие методы, как дискуссия в классе или в небольшой группе, разбор случая, анкетирование учеников. Во всех этих случаях учитель должен руководить обучением, стимулировать его, помогать ученикам в понимании предмета обсуждения.

Антикоррупционное воспитание менее чем, скажем, история, политология, ориентировано на передачу и запоминание фактических знаний. Здесь нельзя удовлетворяться умением учеников отвечать на фактические вопросы ("Сколько процентов государственных чиновников затронуто коррупцией?", "Какое наказание грозит за коррупционные пре­ступления?" и т.п.). Учителя больше должно волновать, как помочь ученикам понять доступные источники информации - как и откуда, были собраны факты, как оценивать их значение, какова надёжность сведений, какую позицию следует выбрать. Учеников надо просить анализировать различные позиции, обосновывать одни точки зрения, опровергать другие. На большинство этих вопросов помогут ответить методы воспитания критического мышления.

Слайд 5. Методика воспитания критического мышления предлагает трехступенчатую ор­ганизацию воспитательного процесса. На подготовительном уровне задача учителя - стимулировать учеников как можно больше узнавать о том, что пригодится для их опыта. Это уровень активизации, вовлечения. На втором уровне - уровне восприятия - ученики получают новую информацию, идеи, осознают их смысл. На третьем уровне (уровень осмысления) все - и ученики, и учитель - анализируют то, что произошло на первых двух уровнях. Тогда приходит понимание того, что уже усвоено и чего еще не хватает.

Слайд 6. В буклете предлагаются следующие примеры заданий:

1.Интерактивные задания

• Подготовить для анализа материал о характере и масштабе преступления на фоне школьного или местного сообщества.

• Собрать, подготовить и сравнить со статистическими материалами исследова­тельские данные с сообщениями в прессе о преступлениях.

• Спланировать и осуществить проект, предназначенный для учеников более младших классов.

• Запланировать и подготовить дни, когда будет осуществляться проект.

• Исследовать, каким ценностям отдают предпочтение различные возрастные группы.

• Подготовить местную теле- или радиопередачу.

• Подготовить и провести открытую выставку картин.

• Подготовить слайд-шоу "Современная молодежь: заманчивые возможности".

• Подготовить видеоматериал на тему: "Преступник. Что будет дальше?" или "Преступник. Почему нет?"

• Пригласить в класс представителя ССР (Службы специальных расследований). Запланировать тему обсуждения и предполагаемые вопросы.

• Просмотреть материал, отснятый во время судебного заседания.

• Подготовить и организовать мероприятие для родителей на тему: "Преступле­ние - это проблема и ответственность каждого!"

Слайд 7. 2.Задание, требующее анализа и интерпретации материала.

Применяемые МЕТОДЫ: работа в мини-группах, изучая материалы, учащиеся заполняют таблицу "Польза и вред коррупции".

Польза и вред коррупции

польза

вред

Материаль-ная сторона

Мораль-ная сторона

Мате-

риальная сторона

Мораль-ная сторона

Кому?


Дающая сторона


Берущая сторона


Государство


Общество


Слайд 8. 3. Задание, требующее творческого применения знаний.

«Буклет «Антикоррупционное воспитание школьников»Ключ к борьбе с коррупцией». Учащиеся в пустые клеточки "ключа" вписывают способы борьбы с коррупцией. Результаты работы обсужда­ются и обобщаются.

борьба

с коррупцией

Буклет «Антикоррупционное воспитание школьников»

Цель такого задания:

1. Познакомить учащихся со способами борьбы с коррупцией.

2. Показать, что от каждого из нас зависит масштаб процветания коррупции.

3. Учить принимать в жизни верные решения.

Слайд 9. 4.Написание этического кодекса.

ЦЕЛИ

1. Познакомиться с назначением этических кодексов при регулировании деятель­ности разных служб, предприятий, групп.

2. Выяснить, на каких ценностных принципах и нормах должна быть основана деятельность органов, выполняющих различные функции.

Шаги написания этического кодекса

1. Выясните назначение (идеальную цель) своей будущей деятельности.

2. Каждый лично для себя напишите самые важные для вас принципы работы, в которых воплощены такие ценности, как справедливость, честность, ответ­ственность, надёжность, доброжелательность и т. п.

3. Подумайте, в каких ситуациях чаще всего возникают моральные проблемы, и запишите эти ситуации.

4. Напишите, как следует или не следует себя вести в перечисленных вами ситу­ациях с учётом уже сформулированных принципов.

5. Просмотрите то, что создано:

• проверьте, нет ли почти тождественных тезисов;

• проверьте, действительно ли в каждом тезисе ясны основные слова и мыс­ли;

• сократите то, что можно сократить;

• сформулируйте иначе то, что неясно.

Слайд 10. 5. Игровые технологии.

Использование игровых технологий дает возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. Дело не в том, что в игре заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.

Игра "Цепочка слов"

Учитель ставит первый вагончик и при этом говорит: "Коррупция - какая?" (ста­вит вагончик "Коррупция").

Члены группы: "Нечистая", "денежная", "несправедливая" (можно ставить три ва­гончика).

Учитель: "Что может быть нечистым?"

Члены группы: "Совесть", "блузка", "мысль".

Учитель: "А какой может быть мысль?" (произносится последнее сказанное сло­во).

Члены группы: "Глубокая", "печальная", "красивая", "крылатая"…

Упражнение выполняется до тех пор, пока не заканчиваются вагончики или пока участникам не надоедает играть. Вагончики могут быть разноцветными. Ими так­же могут быть цветные кубики. У каждой группы может быть свой цвет. В конце подсчитывается, которая из групп высказала больше идей или собрала больше вагончиков.

Игра "Двучленные фантазии"

На столе лежат карточки (рисунками вниз). В каждой кучке сложены отдельные карточки с нарисованной на них одеждой, животными, мебелью и т. п. (могут использоваться и фотографии). Приглашённые члены группы берут из кучек по одной карточке и показывают её остальным. Учитель предлагает объединить од­ним или несколькими словами то, что изображено на карточках. Когда дети при­думывают подходящие слова, например "деньги" и "тюрьма", можно попросить сочинить историю. Придуманное предложение "Человек, незаконным образом взявший деньги, оказался в тюрьме" можно расширить до новой истории. Можно предложить представить себе, что это был коррумпированный человек и он по­лучил по заслугам. Участники могут выбрать любое словосочетание и сочинить свою историю. Можно предложить нарисовать иллюстрации к рассказу, пригла­сить поработать в группах или парах.

Игра "Многочленные фантазии"

На столах разложены (перевёрнуты вниз) карточки с разными предметами и сю­жетами. Учитель задаёт вопрос, участники поочерёдно переворачивают карточки и пытаются ответить на вопросы: "Что здесь происходило?", "Где это могло проис­ходить?", "Чем они занимались?", "Что сказали люди?", "Чем это всё закончилось?" и т. д.

В конце игры всей группе можно предложить сочинить историю.

Слайд 10. 6. Написание эссе.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, аргументировать свои выводы.

Слайд 11. Итак, предлагаются вопросы:

Совместима ли справедливость с коррупцией?

Является ли справедливость ценностью в современном мире?

Можно ли утверждать, что коррупция исчезла бы, если бы наказания за взяточни­чество были гораздо строже?

Можно ли бороться с коррупцией путём повышения зарплат и социальных гаран­тий чиновников?

Я надеюсь, что эти методические материалы помогут учителям интегрировать анти­коррупционное воспитание в школе, побудит более активно интересоваться общественной жизнью страны и активно и аргументи­рованно проявлять свою гражданскую позицию по важным для всех нас вопросам.

Слайд 12. Спасибо за внимание!

7

© 2010-2022