Статья Некоторые проблемы воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые проблемы воспитания

Бескоровайная Л.П.

Бескоровайная Лариса Павловна/ Beskorovajnaja Larisa Pavlovna -

учитель русского языка и литературы,

Донецкая общеобразовательная школа № 54, Донецк

Аннотация: в статье анализируются ключевые проблемы воспитания, которые обусловлены, с точки зрения автора, формализацией основных принципов воспитательного процесса: социально-ценностной направленностью и целеустремленностью воспитания, соответствием целей и содержания воспитания характеру установленных задач и нужд воспитываемых.

Abstract:in the article analyzes the key issues of education, which are caused, from the point of view of the author, the formalization of the basic principles of the educational process: the social-value-oriented and purpose of education, the objectives and content of education and the nature of the tasks set by the needs of the educated.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный эффект, деятельностный подход, контрадикция, мотивированность, социализация, проблемы общества.

Keywords: education, educational effect, activity approach, kontradiktsiya, motivation, socialization, social problems.

Формирование личности должно играть приоритетную роль в процессе образования и развития подрастающего поколения. Проблемы воспитания детей - это прежде всего проблемы общества. Наша задача определить наиболее актуальные.

Эффективность воспитательной деятельности напрямую зависит от целей и задач, которые определяются главным образом идеологией и политикой государства. Нет определенности и стабильности в государственной политике - нет уверенности в завтрашнем дне, нет ясности в видении конечного продукта воспитания.

Модели воспитания в свою очередь обусловлены уровнем развития общества, который отвечает за социальный заказ в воспитании. Иными словами, определяет, кем хочет видеть сегодняшнего школьника. Если же не совпадают государственные, общественные и личностные интересы, то происходит нарушение системы воспитательного процесса. Сам учитель теряет осознание значимости поставленных перед ним задач. Контрадикция приводит к формированию фрагментарности и бессистемности понимания мироустройства.

У подрастающего поколения, как следствие, начинается процесс социального отчуждения, развивается формализм, иждивенческое отношение к жизни. Рассыпается система, хотя составляющие имеют место быть. Воспитание лишается главного - содержания, стержневого смысла и социальной поддержки.

Сегодня воспитательный процесс сведен к проведению мероприятий - пусть и полезных. Отсутствие практически-мотивированного взаимодействия субъектов воспитательного процесса негативно, на наш взгляд, влияет на качество воспитания. Дети усвоили, что от них требуется стать патриотами своей страны, законопослушными гражданами, обладать определенными моральными качествами, но, как показывает опыт, это скорее декларирование, позиционирование себя, чем очевидность. Современная воспитательная система, к сожалению, однобоко организует или вовсе не создает у подрастающего поколения общественно ценностных мотивов их деятельности. Произошла подмена подлинных форм социализации виртуальными. Конфликт между характером ценностей, которые предлагает школа и реальная жизнь, очевиден. Результатом этого противоречия является рост жестокости, цинизма, за которыми скрываются одиночество, неуверенность и непонимание будущего. Воспитание, оторванное от практики, стало исключительно методом борьбы с правовыми нарушениями в школе. Ребенок, мы твердо в этом убеждены, только тогда способен совершить «восхождение к субъектности» (М.С. Каган), расширить масштаб личностного взаимодействия, обеспечивающего развитие и саморазвитие, которые удовлетворяют его потребности, созвучны интересам социума, когда находится в процессе деятельности. Исключительно формальная реализация деятельностного подхода, шаблонность и консерватизм форм и методов при отсутствие системы ключевых задач в формировании качеств личности приводит к обесцениванию воспитательного процесса и нуллификации ожидаемых результатов.

Таким образом, действенность воспитательно - образовательного процесса следует определять не по тому, что делает учитель, а по тому, какой под его руководством и с его помощью, достигнут воспитательный эффект.

Еще одной, на наш взгляд, важной проблемой в воспитании школьников является позиция современных родителей, менее всего волнующихся об уровне воспитанности детей. Главная задача ребенка, с их точки зрения, освоить школьную программу и применить её в будущем по своему усмотрению. Сегодня работа учителя оценивается только по результатам обучения. А поскольку школа выполняет социальный заказ и родителей, и государства, то она, к несчастью, вынуждена акцентировать усиленное внимание на организации учебного процесса. Отказываясь от воспитательной функции в пользу обучающей, современная школа все более склоняется к передаче суммы знаний. А поскольку эта сумма растет, то уменьшается доля внимания к воспитательным процессам, сопровождающим обучение в рамках урока. Очень важно, чтобы образовательная деятельность, выполняя когнитивные функции, была ориентирована на реализацию объективных воспитательных возможностей учебных дисциплин, создание ситуации успеха.

Практически утеряна глубинная связь школы и семьи. Нет взаимных усилий и попыток компенсировать недостатки воспитания заинтересованных сторон. Учителя сетуют на низкую родительскую активность, а родители в свою очередь всю ответственность возлагают на учителей. Отсутствие последовательности, несогласованность в воспитании между школой и семьей приводят к негативным результатам.

Таким образом, все вышесказанное обусловливает необходимость пересмотра парадигмы воспитательной работы. Должно уже сегодня четко определить цели, поставить стратегические задачи в организации воспитательной работы, пересмотреть теоретические подходы к определению содержания и методики. Перелицовку способов решения проблем воспитания следует осуществлять в контексте жизненных реалий, особенностей современных детей и тенденций общественного и социокультурного развития. При этом следует не забывать - воспитание не может быть сведено к образовательной деятельности.

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. - М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.

  2. Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

  4. Рогова Р.М. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе. Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.6. Образование как фактор государственной безопасности. М.: 2002. - с. 195-207.

© 2010-2022