Конспект НОД по экологии

В этой части занятия предусмотрен рассказ воспитателя о разных травах, растущих повсеместно — в частности, на территории детского сада. Важно, чтобы состоялась беседа воспитателя с детьми, чтобы эта часть занятия не превратилась в монолог воспитателя. Не стоит прерывать детей такими высказываниями: «Сначала послушай меня, а потом ты расскажешь». Важно привлечь к беседе детей, выслушать их мнение. Занятие будет более интересным и полезным для детей, если воспитатель будет побуждать их к активным ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект НОД по экологииКонспект НОД по экологии в подготовительной группе «Царство растений: травы»

Цели:

Образовательные

• Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

• Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нем есть три «государства» - деревьев, кустарников, а также травянистых растений.

• Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы - это пища для многих видов травоядных животных, их семена - это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

• Рассказать детям о великом многообразии цветов - дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Рассказать детям о Красной книге растений, в которую занесены редкие и исчезающие виды.

Развивающие: развивать навыки творческого рассказывания. Формировать умение детей придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании, правильно сочетать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.

Материалы для занятия

♦ Конверт, в котором лежат 8 карточек с загадками. Карточки ' пронумерованы так, чтобы номер карточки соответствовал номеру

строки кроссворда, в которую нужно вписать отгадку.

♦ Кроссворд с выделенным столбцом, нарисованный на доске или на листе бумаги.

♦ Различные виды трав, принесенные воспитателем с участка.

♦ Лупы.

Ход

Часть 1

Введение. Разгадывание кроссворда

В начале занятия воспитатель просит детей вспомнить о теме предыдущей недели, выслушивает ответы детей, затем обобщает их. Воспитатель:

- Действительно, на прошлой неделе мы много разговаривали о весне, о тех изменениях в природе, которые происходят весной. А для сегодняшнего занятия я приготовила одну из ваших любимых игр - «Кроссворд с загадками».

Вот кроссворд - он пока пустой. В конверте - карточки с загадками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а вы - их отгадывать. Мне попалась карточка с цифрой 5. Как вы думаете, что это значит? Правильно, разгадку надо записать в строку кроссворда с номером 5.

1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой,

Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

5. Зеленую подружку на

Новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка - то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7. Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый... (Василек)

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью - красными ягодами? (Рябина)

Заполнив кроссворд, дети могут прочесть в выделенном столбце тему занятия: «Растения».

Воспитатель:

- Мы уже беседовали с вами о растениях. Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства. Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна - как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация - что это такое? Назовите общее слово. (Кустарники.)

А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений - в государство трав.

Часть 2 Государство трав (желательно провести занятие на прогулке)

В этой части занятия предусмотрен рассказ воспитателя о разных травах, растущих повсеместно - в частности, на территории детского сада. Важно, чтобы состоялась беседа воспитателя с детьми, чтобы эта часть занятия не превратилась в монолог воспитателя. Не стоит прерывать детей такими высказываниями: «Сначала послушай меня, а потом ты расскажешь». Важно привлечь к беседе детей, выслушать их мнение. Занятие будет более интересным и полезным для детей, если воспитатель будет побуждать их к активным высказываниям: «Вы знаете, какая это трава? А чем она полезна? Любят ли ее есть животные?» и т.д. Как правило, дети уже много знают о травянистых растениях - многие мамы заваривают подорожник и мать-и-мачеху для лечения простуды, дачники борются на своих участках с пыреем, а уж подорожник к ранкам прикладывали почти все.

Воспитатель:

- Сегодня мы будет исследователями государства трав. Для этого нам потребуются: наша зеленая лужайка, лопатка, лупы. Как настоящие ученые и исследователи, мы с вами помним, что ко всему неизвестному нужно подходить с осторожностью, неизвестные нам растения нельзя пробовать на вкус. И, конечно, мы не будем их рвать без крайней необходимости.

Травы - первые растения, которые просыпаются весной. Помните, мы с вами однажды на прогулке удивились: земля еще покрыта снегом, появились редкие проталины, а на этих проталинах уже зеленеют первые травинки, не боясь замерзнуть? А стоит только солнышку согнать снег - и весь наш участок зазеленел, покрылся молодой весенней травой.

Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав также много, как и деревьев, кустарников. Давайте рассмотрим травы.

Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день. Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название? (Воспитатель откапывает из земли одно растение.) Посмотрите на его корни. Они словно расползаются под землей, благодаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории. Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Даже название его в переводе с латинского означает «огонь полей». Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних животных - лошадей, коров, коз, овец. Кроме того, она устойчива к вытаптыванию: прошел табун лошадей или стадо коров, примяли траву, выщипали ее, вытоптали луг. А на следующий день, глядишь, пырей снова отрастает, вновь зеленеет. Через неделю снова можно пригонять стадо на пастбище.

А вот всем вам хорошо известный клевер. Эта трава - ценный корм для домашних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером, обходя другие травы. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Он обладает интересным свойством, благодаря которому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Сейчас вовсю цветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособлены к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики. Давайте перед уходом в группу наберем немного листьев одуванчика для наших животных.

На нашем участке растет и полынь. Она имеет горький вкус и стойкий горько-пряный аромат. С помощью полыни на Руси издавна боролись с тараканами и клопами, не выносившими ее запаха. Для этого пучки полыни развешивались в домах, за печками, на кухнях.

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха»), а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикосновении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое, - подорожник. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник распространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

После рассказа о разных травах, растущих на участке, воспитатель предлагает детям сравнить строение разных видов трав. Дети приходят к выводу, что каждое травянистое растение имеет стебель, листья. Воспитатель рассказывает о том, что у каждого травянистого растения, как у любого растения вообще, обязательно есть цветы. Цветут все растения, просто мы не всегда видим и замечаем их цветы. Конечно, разные травы цветут в разное время, и у многих из них цветы мелкие, не ярко окрашенные, но не менее красивые, чем садовые цветы. Если есть возможность, можно рассмотреть цветы подорожника, мать-и-мачехи через лупу, попробовать описать их.

Часть 3 Окончание занятия

Воспитатель рассказывает, что помимо тех трав, которые дети сегодня видели на прогулке, есть еще много разных травянистых растений. Они растут везде - на лугу, в поле, в лесу, на улицах города, вдоль дорог. Травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.

В заключение занятия воспитатель вывешивает на доску большую карту с надписью «Царство растений». На ней с помощью условных обозначений отмечены три «государства» - деревьев, кустарников, трав. Воспитатель вместе с детьми рассматривает условные обозначения, они еще раз обобщают существенные признаки разных видов растений. Каждое дерево имеет один довольно толстый ствол, ветви и листья; у кустарников несколько более тонких стволов; травянистые растения имеют стебель и листья.

Затем воспитатель предлагает детям «заполнить» «царство растений» рисунками различных растений, которые они знают. Детям выдаются небольшие листы бумаги (в половину или даже четверть альбомного листа), изобразительные средства - карандаши, фломастеры, пастель, мелки - они выбирают самостоятельно. Свой рисунок каждый ребенок размещает на общей карте сам, и все дети следят за тем, чтобы рисунок попал в свое «государство».

После того как карта заполнена, воспитатель обращает внимание детей на то, что с каждым годом растений на Земле становится меньше, некоторые виды совсем исчезают. Это происходит из-за нашего небрежного, потребительского отношения к природе. Мы считаем, что богатства ее безграничны, неисчерпаемы, что сорванный забавы ради и брошенный цветок не может нанести природе ощутимого вреда. Но что будет, если каждый человек, а нас очень много, сорвет и бросит только один цветок на большом лугу? Луг останется голым, без цветов. То же самое может произойти с другим лугом, поляной в лесу, садом. Можно рассказать детям о том, что под угрозой полного исчезновения находятся сейчас подснежники и ландыши.

Пусть дети разобьются на подгруппы и попробуют нарисовать плакаты в защиту природы, а затем составят коллективный рассказ по нему. Вечером эти плакаты показывают родителям.

Можно также организовать короткое (5-6 минут) выступление детей в защиту растений (по принципу агитбригады). С этим выступлением можно выйти в другие группы детского сада и к родителям.



© 2010-2022